Файл: Сборник рассказов о чудесах от мощей Киприана Суздальского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1919 год. Сборник рассказов о чудесах от мощей Киприана Суздальского

ВВЕДЕНИЕ

         Блаженный Киприан, как говорит Житие, «происходил из простого народа, был прихожанином села Воскресенского» (ныне Лежневский район Ивановской области). Его отшельническая, подвижническая жизнь была причиной того, что еще при жизни своей блаженный был почитаем верующим народом настолько, что по кончине его между крестьянами сел Воскресенского и Петровского был спор; те и другие хотели похоронить у себя тело почитаемого ими отшельника. Жители с. Воскресенского, желая доказать принадлежность Киприана к их приходу, указывали на то, что он чаще ходил в их церковь, а жители с. Петровского указывали, что он подвизался в урочище, принадлежащем их селу. Наконец сам блаженный чудным образом дал знак, что желает покоиться в Воскресенском, где и был погребен по левую сторону храма напротив клироса.
         По древним рукописным святцам Киприан признается местно чтимым святым. «Святый блаженный Киприан, Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе, Суздальский чудотворец. Преставился в лето 7130 (1622). Память его чтится 2-го октября, ради тезоименинства его, так как 2-го октября священномученика Киприана. Скончался же он 22-го июля».
         В 1751 году князь Голицын, владелец с. Воскресенского, почитая блаженного Киприана, пристроил к храму придел в честь Покрова Божией Матери над гробом его, и тогда же положено было совершать торжественно службу с всенощным бдением кроме храмового праздника, на другой день (2 октября) священномуч. Киприану, в память о блаж. Киприане. Под полом Покровского придела находилась могила блаженного Киприана.
         Перед революцией 1917 года у мощей и по молитвам блаженного стало совершаться множество исцелений от различных недугов, выходили бесы из людей, одержимых злыми духами. Тогда же начали собираться материалы о чудесах, совершенных по молитвам Блаженного, видимо, для общецерковного его прославления. По имеющимся у нас данным, в начале 20 века блаженный Киприан был причислен к лику Владимирских святых.
         В 1936 году епископ Ивановский Борис (Воскобойников) дал благословление на поднятие мощей блаженного из склепа, но мощи были изъяты и ночью вывезены работниками сов. органов в неизвестном направлении, а описание чудес было изъято при обыске у другого Ивановского архиерея – митрополита Павла (Гальковского),

         И вот ныне, по милости Божией, приходит время восстановления духовной и исторической памяти; в архиве УФСБ России по Ивановской области найдено описание чудес блаженного.
         В данной книге приводятся документальные описания чудес, а, в связи с малоразборчивым почерком тех людей, которые их писали, приводится также машинописная их расшифровка; практически без изменения их орфографии и пунктуации. Прилагается также краткая историческая справка о блаженном Киприане.
        
Святый блаженный Киприане,
моли Бога о нас!

 Блаженный Киприан, происходил из простого народа, был прихожанином села Воскресенского (Ковровского уезда, Владимирской епархии), находящегося в 40 верстах от города Коврова.
Жил отшельником в лесу на острове при устье р. Вязьмы и Уводи (в 7 верстах от села Воскресенского и в 1,5 версте от с. Покровского на реке Уводи).
По кончине его, между крестьянами сел Воскресенского и Петровского был спор; те и другие желали похоронить у себя тело почитаемого ими отшельника. Жители с. Воскресенского, желая доказать принадлежность Киприана к их приходу, указывали на то, что он чаще ходил в их церковь, а жители с. Петровского указывали, что он подвизался в урочище, принадлежащем их селу. Спор этот, по сказанию одних, разрешился будто бы тем, что на Киприане, по снятию с него одежды, нашли запись, в коей выражал он желание быть погребенным в селе Воскресенском. По сказанию других, спорившие будто бы пустили гроб Киприана по реке Уводь, и гроб его против течения прибыл в село Воскресенское.

Прихожане Воскресенского храма погребли тело его по левую сторону своего (Воскресенского) храма против самого клироса (на этом месте Киприан, по выходе из храма, любил молиться). Описатель древностей города Суздаля, ключарь Анания Федоров (в 1754 г.) пишет, что мощи Киприана, Христа ради юродивого, несколько лет были вверху земли нетленны, а потом, по приказу патриарха Иоакима, паки в земле были сокровенны, однако на гробе его был написан образ, впоследствии взятый в Суздальский собор.
В помянутом селе, пишет о.Анания, над гробом того блаженного Киприана ныне ни молебном, ни панихид не отправляют, а гроб его видится в придельной церкви под мостом.
По древним рукописным святцам Киприан признается местно чтимым святым. «Святый блаженный Киприан, Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе, Суздальский чудотворец. Преставился в лето 7130 (1622). Память его чтится 2-го октября, ради тезоименинства его, так как 2-го октября священномученика Киприана. Скончался же он 22-го июля».


В древнем иконописном подлиннике говорится: 22 июля преставление св. праведного Киприана, иже Христа ради юродивого, в селе Воскресенском, Суздальского чудотворца; подобием рус изчерна, влас с ушей повились, брада подобие Богослова, раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя.
В 1751 году князь Голицын, владелец с. Воскресенского, почитая блаженного Киприана, пристроил к храму придел в честь Покрова Божией Матери над гробом его, и тогда же положено было совершать торжественно службу с всенощным бдением кроме храмового праздника, на другой день (2 октября) священномученику Киприану, в память о блаженном Киприане. Под полом Покровского придела могила блаженного Киприана.
Гробница его в восточном углу, к северной стороне; длина ее 2 аршина 1,5 вершка; ¾ аршина, в поперечнике 14,5 вершков.
В церковной описи 1817 года значится: «под деревянным полом Покровского придела есть выход каменный, где погребено тело трудившегося в тех местах Киприана, и сделана над ним гробница для совершения панихид в память усопшего».
Над могилою блаженного Киприана благочестивые христиане просят служить панихиды, и таких усердствующих бывает много, берут в память о нем песок с оной. Особенно прилив богомольцев бывает 2 октября; в этот день бывает в с. Воскресенском ярмарка.

 





 

 

 

 ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ В ВОСКРЕСЕНСКОМ (ЛЕЖНЕВСКИЙ РАЙОН)




Воскресенский храм с колокольней. Село Воскресенское Лежневский район. Фото Владимира и Маргариты Архиповых с сайта Соборы.ру.

Храм Воскресения Христова в селе Воскресенском Лежневского благочиния Шуйской епархии (восстанавливается)

  • Престолы: Воскресения Христова (главный) Покрова Пресвятой Богородицы (придельный)

  • Адрес: Россия, 155120, Ивановская обл., Лежневский район, с. Воскресенское, ул. Центральная, д. 68

  • Телефон: (915) 846-74-00

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта





Церковь была выстроена каменной в 1713 году, вместо бывшей здесь прежде деревянной и освящена так же, как и прежняя, в честь Воскресения Господня.

В 1751 году князь Голицын, тогдашний владелец села Воскресенского, с северной стороны на краю берегового обрыва пристроил к храму придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы со своим алтарем и небольшой главой над сводом.

Под полом покровского придела находилась могила блаженного Киприана, Христа ради юродивого, местночтимого святого. Над могилой усопшего была сделана гробница для совершения панихид в день памяти его небесного покровителя Киприана 2 октября.

В церковный описи 1817 года значится: "под деревянным полом Покровского придела есть выход каменный, где погребено тело трудившегося в тех местах Киприана, и сделана над ним гробница для совершения панихид в память усопшего". Где первоначально, в 1622 году, было погребено тело блаженного Киприана, с точностью пока неизвестно. Надо полагать, возле бывшей тогда в Воскресенском деревянной церкви.

За церковью внизу из-под горы спокон веку сочился крохотный родник, известный в округе под названием "ключик Киприана блаженного". Теперь он иссяк. Раньше у выхода родника был устроен маленький колодец для накопления воды. Вода эта у местных жителей считалась целебной.

В 1937 году Воскресенскую церковь закрыли. Уничтожили иконостас, на куполе сломали все главы, кресты и завершения. Настенную живопись вместе со штукатуркой сбивали топорами и кувалдами до голых кирпичей, на которых и теперь видны оставшиеся бесчисленные глубокие зарубки. Церковные драгоценности конфисковали. Покровский придел и усыпальницу блаженного Киприана тоже разрушили. Могилу раскопали, кости выкинули…

После падения советской власти церковь была возвращена верующим, началось восстановление храма.

С 2007 года здесь возобновились службы. На стенах до сих пор сохранились старинные росписи - около восьми подлинных икон. Особенно почитают здесь икону святого блаженного Киприана.

Архитектура

Каменная холодная церковь в стиле нарышкинского барокко с Покровским приделом (1751) и отдельно стоящей колокольней. Хороший памятник местных архитектурных традиций XVII в. Входит в храмовый комплекс церквей Воскресения Христова и свт. Николая Чудотворца.

Хотя Воскресенская церковь подверглась жестокому разрушению, тем не менее, руины и сегодня еще дают достаточно точное представление о ее прежнем облике. Выстроена она была по подобию ковчега. Ковчег символизирует церковь, совершающую по бурному житейскому морю свой путь к Царствию небесному.


Декоративные убранства фасадов выполнены из фигурного кирпича. Оконные и дверные проемы украшены рельефными наличниками. Купол заканчивался традиционным пятиглавием, самая большая глава, расположенная в середине, посвящена Христу, остальные - четырем евангелистам. Кирпичные стены снаружи были оштукатурены и окрашены золотисто-желтым цветом с отделкой рельефных деталей и украшений розовым тоном. Приятные цветовые сочетания, сильно полинявшие за давностью беспризорных лет, все еще легко угадываются.

Архитектурные формы церкви величественны и изящны, легки и просты. От этого она казалась еще выше, стройнее, живописнее.

Воскресенская церковь была замечательна не только своей архитектурой, но и прекрасным интерьером, дорогим убранством, от которого теперь почти ничего не осталось. Внутри она воспринималась высокой, светлой и просторной.









 

 

 

 

 

 

Рукопись I.

 

 

 

 

 

 

ТЕТРАДЬ

для записи чудес, совершившихся при
гробнице Блаженного Киприана юродивого
в селе Воскресенском Ковров. у.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание чудес.

1-е.    Крестьянка села Воскресенского Епистимия Евлампиевна Струлева в 1915 году заболела, появилась у нее в коленке одной страшная опухоль, которая, несмотря на лечение, не проходила в течении года. Лишь в 1916 году после праздника Св. Троицы получила облегчение болезни, которая впоследствии и совсем прошла. Выздоровление от болезни лично вышеозначенная крестьянка объясняет чудесною помощью Блаженного Киприана, к которому она обращалась с молитвою и ночью ходила к его могилке.

2-е.    Прихода села Седикова деревни Башмаково Евдокия Антоновна Пелевина 1916 года в ноябре передала следующий случай чудодейственной помощи Блаж. Киприана. С ней были припадки, ее трясло, болела голова и живот, члены стало сводить