Файл: Билет 1 Биология как наука. Её задачи, объекты, методы исследования. Особенности биологии на современном этапе развития органического мира. Значение биологии в системе подготовки врача.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 373

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 1
1.Биология как наука. Её задачи, объекты, методы исследования.

Особенности биологии на современном этапе развития органического

мира. Значение биологии в системе подготовки врача.

Биология – наука о жизни. Ее предметом являются любые проявления жизни, ее объектом - все живые организмы.

Задачи биологии:

Изучение всего живого, процессов жизнедеятельности, закономерностей развития.

Методы исследования:

  • Описательный

  • Сравнительный – позволяет изучать сходства и различия организмов и их частей

  • Исторический – выявляет закономерности в строении организмов в разные исторические эпохи

  • Экспериментальный – метод воздействия на организмы различными факторами и изучения строений и функций организма

            • Моделирование







Математическое моделирование – формулы, Биологическое

мат. Вычисления устанавливают метод изучения на животных после

биологические закономерности экспериментального воздействия

факторами биологических закономерностей
Термин «биология» был предложен в 1802 г. Ж. Б. Ламарком.

Современная биология представляет собой систему наук о живой природе. Общие закономерности развития живой природы, раскрывающие сущность жизни, ее формы, развитие, рассматривает общая биология. Соответственно объектам изучения существуют специальные науки, изучающие каждую их групп организмов.

Важность изучения биологии для медика определяется тем, что биология – это теоретическая основа медицины. Успехи медицины связаны с биологическими исследованиями, поэтому врач постоянно должен быть осведомлен о новейших достижениях биологии. Изучение физиологических и биохимических закономерностей, открытие клетки и изучение микроскопического строения организмов позволило глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствовали внедрению в практику новых методов диагностики и лечения. Большое число болезней имеет наследственную природу. Для их лечения необходимо знать генетику, необходимо знать биологические закономерности.

2.Доказательства роли ДНК в передаче наследственной информации. Вклад

отечественных генетиков в решение этой проблемы (А.С. Серебровский,

П. Дубинин, Б.Н. Сидоров, Н.К. Кольцов и др.). Свойства ДНК.

Ряд доказательств был получен на бактериях.

  1. Доказательства генетической роли ДНК были получены серией опытов по заражению бактериальных клеток вирусами. Вирусы, поражающие бактериальные клетки, называются фагами. Вирусы имеют простое строение. Вирус состоит из молекулы ДНК или РНК, заключенной в капсид. Капсид – белковая оболочка, состоящая из одинаковых повторяющихся субъединиц или капсомеров. Фаги, вызывающие гибель бактерий, называются вирулентными. Методом электронной микроскопии было установлено, что фаг прикрепляется к бактериальной клетке, в месте прикрепления вируса растворяется оболочка бактерий, нуклеиновая кислота вируса проникает в бактерию, а белковая оболочка остается снаружи. Далее происходит удвоение ДНК (РНК) вируса, и затем вокруг нуклеиновой кислоты собирается капсид. Эти опыты показали, что генетическая информация после внедрившегося фага находится в нуклеиновой кислоте вируса, а не в белке вируса.

  2. Трансформация – это явление было описано в 1928 г. Гриффитом: это включение фрагмента ДНК одной бактериальной клетки в ДНК другой бактериальной клетки.

  3. Трансдукция. В 1952 г. Леденберг и Цилдер доказали явление трансдукции. Трансдукция заключается в том, что вирус переносит фрагмент ДНК из одной бактериальной клетки в другую, меняя свойства последней.

  4. Лизогения. При лизогении ДНК вируса может проникнуть в бактериальную клетку и ДНК вируса встраивается в ДНК бактерии. Бактериальные клетки, в которых находится встроенная ДНК вируса, размножаются. Такие вирусы называются умеренными фагами. Но на определенном этапе ДНК вируса покидает ДНК бактерии, происходит редупликация вирусной ДНК, а затем образуются вирусные частицы. В этом случае бактерии лизируются (разрушаются).

  5. Конъюгация у бактерий. У некоторых бактерий есть такой фактор, как F плюс, а у других этот фактор отсутствует (F минус). Между такими особями может возникнуть цитоплазматические мостики, через которые из 1 бактериальной клетки переносится F плюс, то есть фрагмент ДНК. Конъюгация – это явление переноса фрагмента ДНК из 1 клетки в другую.

  6. Редупликация ДНК – это удвоение молекулы ДНК. Она происходит по принципу комплементарности пар азотистых оснований.

  7. Репарация - это восстановление структуры ДНК после воздействия на ДНК какими-либо мутагенными факторами. С помощью специальных ферментов (выгрызазы) цепь ДНК строится в правильном порядке.


Вклад отечественных генетиков.

Советский исследователь Н. К. Кольцов (1872 – 1940 гг.) еще в 1928 г. высказал мысль о связи генов с определенным химическим веществом. Он предполагал, что хромосома представляет собой крупную белковую молекулу, отдельные радикалы которой выполняют функцию генов. Кольцов считал, что белковые мицеллы способны к самовоспроизведению. Эта теория оказалась ошибочной, но в ней впервые в науке была сделана попытка рассмотреть закономерности наследственности на молекулярном уровне и впервые выдвинута идея об авторепродукции единиц наследственной информации (матричный принцип синтеза макромолекул). Важную роль в изучении ДНК сыграли исследования советского биохимика А. Н. Белозерского (1905 – 1972). Еще в 30-е гг. он представил данные о том, что ДНК – обязательный компонент хромосом клеток растений и животных, и изучил нуклеотидный состав ДНК многих видов.

Свойства ДНК

Одним из основных свойств материала наследственности является его способность к самокопированию – репликация. Это свойство обеспечивается особенностями химической организации молекулы ДНК, состоящей из двух комплементарных цепей. В процессе репликации из каждой полинуклеотидной цепи материнской молекулы ДНК синтезируется комплементарная ей цепь. В итоге из одной двойной спирали образуются две идентичные двойные спирали. Другим свойством ДНК является ее способность к репарации (молекулярному восстановлению) исходной нуклеотидной последовательности ДНК.

3.Общая характеристика типа Плоские черви. Деление на классы.

Встречаются в морских и пресных водах, почве. Многие перешли к паразитическому образу жизни. Ткани и органы их развиваются из трех зародышевых листков. Появление спинной и брюшной, правой и левой сторон, переднего и заднего концов тела. Указанные признаки следствие ароморфозов. Характерны: трёхcлойность, наличие кожно-мускульного мешка, отсутствие полости тела, двухбоковая симметрия, форма тела, сплюснутая, наличие развитых систем органов.

Три класса: ресничные (Turbellaria), сосальщики (Trematodes) и ленточные (Cestodea).
Задача

Ангиоматоз сетчатой оболочки (резкое расширение и новообразование сосудов сетчатки глаза, дегенерация нервных элементов) наследуется как- доминантный аутосомный признак с пенетрантностыо 50 %. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где оба родителя являются гетерозиготными носителями ангиоматоза



Билет 2

1.Научные теории происхождения жизни на Земле.

Существует 2 гипотезы, по-разному объясняющие появление жизни на Земле. Согласно гипотезе панспермии, жизнь занесена из космоса либо в виде спор микроорганизмов, либо путем намеренного «заселения» планеты разумными пришельцами из других миров. Прямых свидетельств в пользу космического происхождения жизни нет. Космос, однако, мог наряду с вулканами быть источником низкомолекулярных органических соединений, раствор которых послужил средой для развития жизни. Согласно 2 гипотезе, жизнь возникла на Земле, когда сложилась благоприятная совокупность физических и химических условий, сделавших возможным абиогенное образование органических веществ из неорганических. Возможность абиогенного образования органических веществ, включая мономеры биологических полимеров, в условиях, бывших на Земле около 4 млрд. лет назад, доказана опытами химиков. В лабораторных условиях при пропускании электрических разрядов через различные газовые смеси, напоминающие примитивную атмосферу планеты, а также при использовании других источников энергии ученые получали среди продуктов реакций аминокислоты (аланин, глицин, аспарагиновую кислоту), янтарную, уксусную, молочную кислоты, мочевину, азотистые основания (аденин, гуанин), АДФ и АТФ. Низкомолекулярные органические соединения накапливались в водах первичного океана в виде первичного бульона или же адсорбировались на поверхности глинистых отложений. Последнее повышало концентрацию этих веществ, создавая тем самым лучшие условия для полимеризации.

2.Основные понятия генетики.

Наследование – передача генетической информации от одного организма к другому.

Наследственность – свойство живых организмов передавать свои признаки потомкам.

Изменчивость – свойство живых организмов изменять наследственные признаки.

Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие 1 признака. У вирусов участвуют молекулы РНК.

Генотип – совокупность всех генов одного организма.

Геном – совокупность генов гаплоидного набора хромосом.

Генофонд – совокупность всех генов у организмов одного вида или популяции.

Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков организма.


Норма реакции – пределы или граница, в которых изменяется признак, совокупность всех фенотипов на основе данного генотипа.

Доминантный ген – ген, который подавляет действие другого аллельного гена. Он всегда проявляется в фенотипе.

Рецессивный ген – ген, который подавляется доминантным геном. Проявляется, когда отсутствует доминантный ген.

Аллельные гены – гены, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного или нескольких признаков.

Гомозиготы – организмы, у которых аллельные гены одинаковые по проявляемости (оба доминантные или оба рецессивные).

Гетерозиготы – аллельные гены, разные по проявляемости.

Альтернативные признаки – взаимоисключающие признаки.

Неаллельные гены – гены, расположенные в разных локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие 1 или нескольких признаков, или расположенные в разных парах хромосом (различными буквами латинского алфавита).

3.Общая характеристика класса Сосальщики.

Все сосальщики - паразитические организмы. Характерно прохождение сложных жизненных циклов. Рот расположен на переднем конце тела и вооружен мощной мускулистой присоской. Имеется кожно-мускульный мешок. Наружный покров - тегумент. Под тегументом гладкая мускулатура (кольцевые, продольные и диа­гональные мышечные волокна). Пищеварительная си­стема. Ротовое отверстие ведет в мускулистую глотку. За глоткой следует, слепо за­канчивающийся кишечник. Нервная система со­стоит из окологлоточного нервного кольца и отходящих от него трех пар нервных стволов. Выделительная система представлена протонефридиями. Половая система. Почти все сосальщики гермафродиты. Мужская - пара семенни­ков, два семяпровода. Женская устроена сложно. Яичник, желточники, семяприёмники, где совершаются оплодотворение. Заболевания - трематодозы.

Задача

В районе с населением в 500 000 человек зарегистрировано 4 больных алкаптонурией (наследование аутосомно - рецессивное).

Определите количество гетерозигот по анализируемому признаку в данной популяции.

Билет 3


  1. Научное определение сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живого.

Научное определение сущности жизни дал Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» (1898 г.): «Жизнь – есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, с прекращением этого обмена веществ прекращается жизнь, что приводит к разложению белка».