Файл: Театральное искусство Алтая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусств»

Факультет художественного творчества

Кафедра театральной режиссуры и актерского мастерства

Строительство Народного дома в г. Бийске.

Контрольная работа по дисциплине

«Театральное искусство Алтая»

Выполнила:

Пряничникова А.В.

студентка 5 курса

очн. формы обучения

гр. ЛТ

Проверила:

Доцент

Кожевникова Е.С.

Барнаул 2013

Строительство Народного дома в г. Бийске.

В Бийске жила семья Копыловых, в которой росло два брата. Были они в мещанском сословии и состояли на государственной службе. Первый из братьев, дослужившись до титулярного советника, в 1873 году вышел в отставку и поступил на службу к купцам Гилевым, торговавшим по Чуйскому тракту с Монголией. Некоторое время возглавлял отделение фирмы в Кош-Агаче. Затем открыл собственное дело в Улясутайском округе, очень быстро разбогател и стал одним из ведущих бийских купцов-чуйцев. Звали его Павел Андреевич.

Торговал он удачливо и, что любопытно, честно, на него никогда не было нареканий, - это, согласитесь, очень показательный факт.

Умер Павел Андреевич в 1911 году, возвращаясь в Бийск из Монголии.

По закону Российской империи, поскольку у него не было детей, наследниками его должны были стать племянники. И они у Павла Андреевича были: мальчик и девочка, дети брата.

Преимущество, естественно, в этом отношении имел наследник мужского пола - Антон Петрович. Именно ему и завещал все свои капиталы, движимое и недвижимое имущество Павел Андреевич.

В 1911 году Антон Петрович, еще не зная о смерти своего дяди Павла Андреевича, приехал в Петербург, куда его вызвали для сдачи экзаменов на звание полковника. Экзамены он сдал хорошо, получил третью большую звезду полковника. Естественно, с группой офицеров, также удачно сдавших экзамены, Антон Петрович пошел в ресторан, чтобы торжественно отметить это событие. Случайно он оказался за одним столом с коммивояжером, приехавшим из Бийска. Они обменялись, как водится, визитными карточками и начали читать, что там написано. Коммивояжер задумчиво сказал: "Да у вас такая же фамилия, как у нашего бийского купца Копылова, только звали его Павлом Андреевичем". Антон Петрович спросил: "Почему звали?" "Так он же умер и
оставил после себя громадное состояние, - ответил коммивояжер, - и когда вскрыли его завещание, прочли, что все свое движимое и недвижимое имущество и все свои капиталы оставляет своему безвестному племяннику Антону Петровичу Копылову. Позвольте, позвольте! Так туг написано, что Вы - Антон Петрович Копылов! Стало быть, Вы и есть его племянник?"

Антон Петрович ответил: "Да, я знаю, что у меня в Бийске есть дядя, Павел Андреевич, но я не имею с ним никакой связи, даже родители мои не общались с ним!"

"Да-к, вы же - богатый человек!" - воскликнул сибиряк.

Так Антон Петрович узнал, что является наследником громадного состояния.

Как только он оказался в Бийске, ему сразу же в нотариальной конторе предъявили завещание Павла Андреевича. Тут-то Антон Петрович и узнал, что по завещанию он должен построить в городе Народный Дом, была и определена конкретная сумма 60 тысяч рублей. Условие это не только не огорчило Антона Петровича, а, наоборот, даже обрадовало. Мало того - это было его давней мечтой.

Надо сказать, что к этому времени по всей России стало шириться движение за народное просвещение. Зачинателями просветительского движения были еще декабристы. Они строили школы, жертвовали деньги на формирование библиотек. Мало кто знает, что декабристы за годы ссылки привезли в Сибирь более 500 тысяч книг!

Народный Дом мыслился Антону Петровичу как учреждение, где будут ставить спектакли прогрессивных авторов, произведения мировой классики, будут заниматься чтением литературы "серебряного века" России, классической Западной литературы, будут читать вслух для тех, кто еще не грамотен. Здесь же предполагалось организовать хорошую библиотеку, прачечную, буфет...

Планы по организации Народного Дома были громадные. Антон Петрович с жаром и удовольствием взялся за эту работу, тем более, что один из пунктов завещания полностью развязывал ему руки: там Павел Андреевич прямо писал, что Антон Петрович волен использовать его капитал по своему собственному усмотрению.

Антон Петрович оказался человеком очень честным, порядочным. Он положил себе за непременное правило жить только на свою пенсию. Надо сказать, что пенсия царского полковника тогда была весьма приличной и на нее можно было спокойно и безбедно существовать.



Позже, когда Дом будет готов, Антон Петрович попросит написать первую часть этого лозунга на длинном транспаранте, который вывесят над сценой и все находившиеся в зале смогут читать эту мудрость: "Сейте разумное, доброе, вечное!"

Но со строительством здания у него сразу же начались неурядицы. Во-первых, оказалось, что земля принадлежит не тому человеку, у которого он ее должен был купить, она уже была перезаложена кому-то. По законам тогдашнего времени, если ты строил на чужой земле и твои документы были не совсем правильными, все, что ты там строил, могло отойти к этому человеку. Копылову пришлось попереживать, и весьма основательно, пока он не разобрался с этой юридической заковыркой. Наконец, все, вроде бы, уладилось, можно продолжать строительство, но тут возникли новые препятствия со стороны некоторой части бийского купечества, особенно Власа Максимовича Рыбакова, владельца спиртзавода. Спиртзавод находился на Зеленом клину и Рыбаков предложил: "Давайте строить на Зеленом клину!" Ему ответили: "Зачем на Зеленом клину строить Народный Дом, когда лучше в центре города". Заводчик возразил: "Зачем в центре города мы будем вырубать зеленую рощу? Она несет противопожарные функции и если ее вырубить, пожар скосит все подряд, мы нарушаем эту защитную рощу!" На самом деле Рыбакову хотелось, чтобы Народный Дом был построен как можно ближе к его многочисленным питейным заведениям, он надеялся сделать посетителей Народного Дома своими потенциальными клиентами.

Пришлось его "уламывать", а Копылов вынужден был увеличить эту рощу, подсадив дополнительно несколько десятков Деревьев (в основном были посажены тополя). В конце концов все же удалось приступить к строительству Народного Дома. Но только начали выводить его под крышу, грянула Империалистическая война, и деньги стали быстро дешеветь. Если первоначально Антон Петрович думал уложиться в сумму 100 тысяч рублей (и он об этом объявил всенародно), то теперь этих денег ему не хватило и пришлось делать все новые и новые затраты. В общей сложности строительство Народного Дома обошлось ему более чем в 200 тысяч рублей.

Самые серьезные неурядицы начались у Копылова, когда он решил отдать здание Народного дома в распоряжение Бийской администрации. Городская Управа наотрез отказалась принимать этот Дом, мотивируя тем, что Дом надо отапливать, освещать и содержать, а денег на это у нее нет.


Все получалось по формуле: "Инициатива наказуема".

Пришлось Копылову снова и снова расходовать свои средства на то, чтобы содержать Народный дом. Мало того, что его нужно было финансировать, надо было еще платить и за оформление интерьеров. Нужна была мебель, наконец, надо было оформлять сцену! А представьте себе, сколько надо было заплатить за один только занавес! Это была очень дорогая вещь, тем более для такого большого сценического проема.

Как Антон Петрович задумывал, так и получилось: при театре стали функционировать различные кружки, здесь постоянно устраивались различного рода спектакли. Народ охотно шел в Народный дом. Приглашались сюда различные заезжие труппы. Все охотно ехали в Бийск, потому что город был хлебосольным, да и желающих развлечься было немало, ведь до появления Народного дома культурные нужды бийчан в этом отношении обслуживал только небольшой зал общественного городского собрания. Он находился на втором этаже нынешней типографии на улице Советской, бывшей Успенской. Театр же вмещал несколько сотен человек. Иногда сюда заезжали довольно известные актеры, гастролировала как-то даже труппа украинского театра. Много лет здесь работала труппа Гарденина, выступала знаменитая певица Плевицкая, та самая Плевицкая, которая второй в России вслед за императрицей заимела собственный железнодорожный салон-вагон.

Антон Петрович всенародно объявил, что в Народном доме нельзя распивать спиртное. И хотя там имелся буфет, никто не смел напиваться. Если кто-то и появлялся с запахом алкоголя, его вежливо просили выйти. Эти традиции свято соблюдались при жизни Антона Петровича.

Надо сказать, что Народный дом практически разорил Антона Петровича. Все наследство и даже пенсию, пока он ее получал, тратил на содержание Народного дома.

Возможно, было бы правильным, если бы восторжествовала историческая справедливость и зданию театра было бы возвращено имя Павла Андреевича Копылова. Да и мемориальная доска у входа также могла бы стать данью благодарности его основателям.