Файл: 1. Мировоззрение и его исторические типы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Мировоззрение и его исторические типы.

Мировоззрение - система взглядов , понятий и представлений об окружающем мире. М. в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов человека на окружающий мир: философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественнонаучные воззрения и т.д. Главным вопросом М. является основной вопрос философии. В зависимости от его решения различаются два основных вида мировоззрения: материалистическое и идеалистическое. М. является отражением общественного бытия и зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный исторический период, а также от общественного строя. М. имеет огромное практическое значение, т.к. оно определяет отношение людей к окружающей действительности и служит руководством для действия. Научное М., раскрывая объективные законы природы и общества и выражая интересы передовых сил, способствует прогрессивному развитию. Реакционное, античное М. служит отживающим классам и тормозит развитие общества, защищает интересы эксплуататорских классов и отвлекает трудящихся от борьбы за свое освобождение. Последовательно научным является коммунистическое, марксистско-ленинское М., философскую основу и неотъемлемую часть которого составляет диалектический и исторический материализм. Это - подлинно научное М., т.к. оно выражает интересы пролетариата, всех трудящихся, совпадающие с объективными законами развития общества.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

1)Мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития.

2) Религия - фантастическое отражение в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. С теологической т. зр. Р. связана с извечным внутренним чувством человека, выражающим его связь с неким духовным началом. Основной и решающий признак Р. - вера в сверхъестественное.Она возникла на определенной ступени развития первобытнообщинного строя как отражение бессилия человека перед грозными и непонятными силами природы.


3) Философия - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. Природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Термин "Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс отделения наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания.

3. Проблемное поле философии. Структура философского знания.

Проблема человека является для философии центральной. Но ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных пред­ставлений о структуре и законах эволюции природной и соци­альной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, о фор­мах и методах познавательной деятельности и других пробле­мах, традиционно предопределяющих структуру философского знания.

В различных философских направлениях и учениях систе­ма философского знания структурируется весьма заметно раз­личными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, каждый из которых имеет ! свой относительно самостоятельный предмет:

  • историко-философский — содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных, наиболее оригинальных философских школ и течений;

  • онтология — учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содер­жании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику;

  • философская антропология — учение о человеческом бы­тии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

  • гносеология (теория познания) содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей че­ловеческого познания, отношения знания к реальности и усло­вий его истинности;

  • социальная философия — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной само­развивающейся системы.


Структура философского знания не является застывшим об­разованием, ее развитие отражает не только внутреннюю логи­ку философских проблем, но и динамику их социальной значи­мости. Структурообразующим ядром философского знания яв­ляется онтология, которая в более или менее широком изложе­нии присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии культуры, философии науки, философии права, философии политики, философии искусства и др. Их соотношение с онтологией мож­но показать на схеме, называемой "философская ромашка".


4. Основные философские учения Древнего Китая. Даосизм и Конфуцианство и Древней Индии.

Древнеиндийская философия.

Древнеиндийская философия условно делится на четыре периода:

· ведийский

· классический

· послеклассический

· новая философия

Основными чертами философии Древней Индии являются религиозность, мораль и мистицизм. Философия рассматривала такие проблемы как развитие индивида и вселенной, освобождение человека от страстей и материального существования.

Мыслители Древней Индии относились к истине как к многогранному знанию, которое нельзя выразить в полном объеме, остановив свой взгляд только лишь на отдельных сторонах. Именно поэтому они считали, что существует множество путей совершенствования, выбрав один из которых, можно развить свою личность и вырасти духовно.

Индийская философия признавала конечной целью человека, его развитие и самосовершенствование. Именно через собственное саморазвитие можно было бы усовершенствовать и сам мир.

Главной целью являлось достижение истины, познание души и сущности человека и затрагивались такие разделы философского знания как онтология, гносеология, метафизика, антропология и этика.

Древнекитайская философия.

Древнекитайские философы до первого тысячелетия до нашей эры полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Поэтому считалось, что глава государства является «сыном неба». Жители Китая верили, что их жизни зависят от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения этим духам.

По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и ян (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив при этом мир.


В начале I-го тысячелетия до нашей эры формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые материальные силы (вода, огонь, дерево, металл, земля).

 

- Конфуцианство

Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций). Он учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок, который недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом. Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться.

Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…)

Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности», «золотой середины» и «человеколюбия», которые составляют «правильный путь». Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо. Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим.

Кун-Цзы стремится к устранению жестокости, грубости, разбоя и жадности.

В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими. Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.

- Даосизм

Основателем даосизма является Лао-Цзы. Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.

Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.

Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.

Познание для последователей учения Дао не имеет значения
, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.
7. Досократическая философия: общая характеристика.

Досократовская философия объединяет несколько школ и несколько десятков мыслителей, живших с середины VII до середины V века до н.э. Центральным объектом этой философии выступала природа, космос, что видно уже хотя бы по тому, что большинство своих произведений философы называли одинаково – «О природе». Поэтому в то время их нередко называли физиками или физиологами, т.е. знатоками природы (от греч. слова physis -- природа). Природа выступала в это время, прежде всего, как нечто упорядоченное, гармоничное, т.е. как космос (отсюда и смысл слова «косметика» -- наводить порядок на лице), а образцом порядка и гармонии считалось равномерное движение звезд и планет. Таким образом, центральным принципом досократовской философии (а по мнению некоторых исследователей – и всей античной философии) считается космоцентризм, утверждающий, что космос, природа есть и главный предмет философии, и высшая реальность, и образец гармонии и порядка, которому призван подражать человек в своей индивидуальной и общественной жизни.

Для досократической философии характерно, однако, не только внимание к природе, но также и к проблемам нравственности, интерес к человеческой душе, социально-политической проблематике. Досократики выступали одновременно и как философы, и как ученые – многие из них прославились научными открытиями в математике и естествознании. В то время наука и философия не были еще разделены, составляли единый комплекс знаний, и только к концу досократического периода философия начинает осознавать свою инаковость, нетождественность с наукой.

На протяжении этого периода происходит радикальная трансформация мышления – переход от чувственно-образного мифологического мышления к мышлению абстрактно-понятийному, собственно философскому. Если в конце VII века мыслители опирались почти всецело на образный язык мифологии, то к середине V века до нашей эры формируется уже развитый философский категориально-понятийный аппарат, появляются зачатки отдельных философских дисциплин, да и сама философия отпочковывается от наук