Файл: Программа дополнительной образовательной услуги студии Музыка с Мамой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа дополнительной образовательной услуги студии

«Музыка с Мамой»

Для детей от 1 – 3 лет



Пояснительная записка

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается очень стремительно, Используя музыкально - игровую развивающую среду как средство развития, педагог и родители содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития. Именно совместная деятельность МАЛЫША и МАМЫ  является наиболее эффективной для музыкального развития и обучения. В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и социального развития детей раннего и младшего возраста. Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, позволить ему наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.

Необходимо расширять пространство, в котором находится ребенок, так как дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии. В этом понимании музыкальный зал, в который попадают дети с мамой, открывается перед ребенком большим МИРОМ ЗВУКОВ, и ВОЗМОЖНОСТЬЮ их ИЗВЛЕЧЕНИЯ. В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, не требуется никаких усилий, чтобы запомнить потешку, песенку, способ игры на музыкальном инструменте или танцевальные движения под музыку. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы. 

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. Поэтому необходимо расширять опыт ребенка, знакомя его с новыми предметами, играми, умением использовать одну и ту же игрушку в разной деятельности. Музыкальные игры, знакомство с  музыкальными инструментами  отвечают потребности развития воображения. 


Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий. Музыка с мамой предполагает, что ребенок будет повторять за мамой движения, игру на музыкальных инструментах,  присутствие рядом мамы не позволит ему отвлекаться на внешние раздражители, потому что в раннем возрасте быть с мамой для малыша уже СЧАСТЬЕ, а что - то вместе с мамой делать  - это двойная радость!

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями.  И здесь музыка верная помощница, дети легко откликаются на музыкальные звуки, с удовольствием слушают музыку, особенно живую, охотно стараются выполнять под музыку танцевальные движения.  А если они сами могут исполнить музыку, то развивается не только восприятие, но и появляется радость активного действия. Период раннего развития  наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям.

Данная образовательная программа направлена на комплексное развитие музыкальности детей: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, метроритмического чувства, звуковысотного, тембрового, динамического и ладового слуха. Образовательная программа позволяет в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки и способствует практическому усвоению музыкальных знаний. Предполагается  элементарное музицирование на шумовых и ударных инструментах: бубны, маракасы, колокольчики и др., инструментах детского оркестра: металлофон, ксилофон. 

Благодаря доброжелательной атмосфере, присутствию рядом мамы легко стимулируются  индивидуальные проявления детей, инициативность в музыкальной деятельности, а так же участники получают положительные эмоции в процессе деятельности. Характерной особенностью этой программы является игровая форма подачи  материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой в весёлую обучающую игру.

 Занятия весёлой музыкально-ритмичной деятельностью:

• Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.

• Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.

• Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.

• Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.

• Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.

• Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.

• Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления. В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Цель: Способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего развития средствами музыкального воспитания. Посредством творческого контакта между мамой  и ребёнком.

Задачи:

  1. Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка.

  2. Развитие эмоциональной сферы  и коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

  3. Научить родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.

Методические принципы:

  • Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия творческие и разнообразные.

  • Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года до трех  являются  танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование.

  • В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители благодаря фонограммам получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.


  • Критерием для создания звуковых материалов и заданий должны быть их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

  • Музыка классическая, но в то же время яркая и образная, или современная танцевальная, но при этом действительно хорошая.

  • Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для малышей с 1-3 лет.

Структура занятий

Занятия проводится в групповой форме,  вместе с мамой, дети от одного года до трех лет. Дети занимаются в музыкальном зале, в первой половине дня. Длительность занятий: 20 мин. Занятие проводится 2раза в неделю, 6 раз в месяц.

Содержание занятия

Каждое занятие начинается с приветственной песенки, которая направлена на согласованность действий малышей и родителей. Совместное выполнение веселых движений создает положительный эмоциональный фон и объединяет группу.

Игры-разминки включают разминку с движениями и музыкальными инструментами. Такие игры активизируют внимание детей, развивают чувство ритма, выдержку, формируют умение действовать по показу педагога.

Благодаря пальчиковым и жестовым играм  у ребенка развивается мелкая моторика, формируется концентрация внимания и выдержка. Подпевание словам песенок активизирует речь и развивает вокальные данные малышей.

Игровой массаж способствует сенсорному развитию самих детей, укрепляет детско-родительские отношения, развивает мелкую моторику.

Музыкально-ритмические движения, которые мы используем на занятиях, включают: игры с предметами, игры с подражательными движениями, на взаимодействие, игровую гимнастику, ритмику и танцы. Предложенные игры и упражнения развивают моторику и чувство ритма, навыки ориентировки в пространстве, дают возможность для активного движения и взаимодействия, учат детей согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, способствуют развитию самостоятельности, произвольности поведения, развивают музыкальные способности.

Для знакомства малышей с нотами используются дидактические пособия. Это позволяет развивать слух и учить детей играть первые песенки в самом раннем возрасте.

Песенки для музыкально-двигательного показа и развития речи на занятии преподносятся детям как маленькое представление. Это радует малышей, активизирует их внимание, речь и побуждает к подпеванию.


Сказки знакомят детей с различными музыкальными инструментами, обучают малышей способам и приемам игры на них, а также способствуют развитию творческой  фантазии.

Малыши учатся слушать других, уступать, делиться, сопереживать, что способствует развитию навыков общения и взаимодействия.

Критерии результативности занятий:

Высокий уровень: Мама и малыш поют самостоятельно под музыкальное сопровождение. Сосредоточенность на деятельности. Сформированы двигательные навыки. С желанием учатся танцевать, водить хороводы. Легко музицируют на шумовых и детских музыкальных инструментах. Используют музыкальные инструменты  для звукоподражания. С интересом импровизируют. Сформирована слуховая память. Развита крупная и мелкая моторика. Занимаются с хорошим настроением и с желанием.

Средний уровень: Мама и малыш поют самостоятельно припев под музыкальное сопровождение. Сосредоточенность на деятельности. Сформированы двигательные навыки. С желанием учатся танцевать, водить хороводы. Музицируют на шумовых и детских музыкальных инструментах с помощью педагога. Используют музыкальные инструменты  для звукоподражания. Формируется слуховая память. Развита крупная моторика, мелкая моторика с помощью педагога и мамы. Занимаются с хорошим настроением и с желанием.

Низкий уровень: Мама и малыш подпевают под музыкальное сопровождение. Двигательные навыки формируются. С желанием учатся танцевать, водить хороводы.  Музицируют на шумовых и музыкальных инструментах с помощью педагога. Развивается моторика. Занимаются с хорошим настроением и желанием.

Формы и методы контроля

Итоговые занятия проводятся 2 раза в год.

• Новогодний праздник проходит в форме сказки. (Декабрь)

• Итоговое занятие, посвященное дню защиты детей, проводится в виде концерта. (Май - июнь)

Тематический план

  • Знакомство. Введение в программу. Познакомить с разными видами деятельности.

  • Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами.

  • Высокие и низкие звуки.

  • Долгие и короткие звуки.

  • Громкие и тихие звуки.

  • Игра на металлофоне, ксилофоне.

  • Подпевание и пение. Игры - потешки

  • Музыкально – ритмические движения. Хороводные игры и танцы.

  • Коммуникативные и пальчиковые игры.

  • Массажная музыкальная гимнастика

  • Игры с предметами

  • Слушание музыки

  • Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)