Файл: Введение. В представленном методическом пособии к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации. Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 936

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

В представленном методическом пособии к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации.

Цель освоения дисциплины: формирование профессиональных навыков организации и осуществления сестринского процесса при проведении реабилитации пациентов с различными заболеваниями.

Основные задачи дисциплины - Основы реабилитации:

• Знакомство с теорией и организационно-методическими принципами медицинской реабилитации.

• Освоение методов оценки функциональных резервов человека для разработки индивидуальных оздоровительно-реабилитационных программ.

• Изучение механизмов влияния восстанавливающего воздействия физических факторов и средств традиционной медицины на адаптивную саморегуляцию функций в целях создания новых системно-аналитических, информационных и корригирующих технологий оздоровительно-реабилитационной помощи.

• Улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий и применения реабилитационных технологий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК 1-13)

б) профессиональными (ПК 2.1 – 2.8)

знать:

1. общее понятие (определение) реабилитации, цели, задачи и принципы реабилитации; средства реабилитации; учреждения, занимающиеся реабилитацией; характеристику 3 этапов медицинской реабилитации, мероприятия, проводимые на данных этапах.

2. об общих правилах техники безопасности в ФТО, должностных обязанностях врачебного персонала, общее понятие о физиотерапии, как науки, основных этапах истории развития, общих механизмах физиологического и лечебного действия. Классификацию физических факторов, роль и место физиотерапии в системе реабилитации. Принципы организации физиотерапевтического отделения (кабинета), оснащенность, организацию и возможность проведения сестринского процесса в ФТО, должностные обязанности среднего медицинского персонала. Документацию ФТО: карта направление на физиолечение (ф.044\у), паспорт отделения, журнал регистрации больных. Должностные обязанности сестринского персонала.


3.о механизмах физиологического и лечебного действия постоянного и импульсных токов, технике и методике проведения лечебных методик медсестрой, о соблюдении техники безопасности.

4.общее понятие о преформированных физических факторах (гальванизация, лекарственный электрофорез, электросон, диадинамотерапия, амплипульстерапия). Лечебные эффекты. Показания и противопоказания к реабилитации.

5.о механизмах физиологического и лечебного действия вышеуказанных факторов, технике проведения лечебных методик. Основные лечебные методики. Показания и противопоказания к применению. Сестринский процесс в кабинетах (отделении) ФТО, документацию.

6.о проводимых лечебных методиках бальнео-гидротерапии, общее понятие о водолечении, классификацию водолечебных факторов, механизмы действия, лечебные эффекты, показания и противопоказания к применению. Этапы сестринского процесса в отделении водолечения.

7.о проводимых лечебных методиках тепло-грязелечения, климатолечения. общее понятие о грязелечении, климатолечении, виды пелоидов, механизмы действия, лечебные эффекты, показания и противопоказания к применению. о разновидностях курортов в стране и за рубежом.

8.общее понятие о санаторно-курортном лечении, курорты КБР, лечебные эффекты, показания и противопоказания к реабилитации.

9.о проводимых методиках ЛФК, общее понятие о лечебной физкультуре, как науке, основных этапах истории развития, механизмах физиологического и лечебного действия ЛФК, средства ЛФК, организацию работы кабинетов ЛФК, документацию, формы и средства ЛФК. Показания и противопоказания к назначению ЛФК.

10.опроводимых методиках массажа, виды классического массажа, лечебные эффекты, общие правила и методику проведения массажа.

11.об основных методиках реабилитации больных с сердечнососудистыми заболеваниями, основные принципы реабилитации больных с сердечнососудистыми заболеваниями (гипертоническая болезнь (ГБ), ишемическая болезнь сердца (ИБС). Виды реабилитации (медикаментозная, физическая, психологическая, трудовая). Основные клинические синдромы ГБ и ИБС.

12.об основных методиках реабилитации больных с патологией дыхательной системы, основные принципы реабилитации больных с патологией дыхательной системы. Виды реабилитации (медикаментозная, физическая, психологическая, трудовая). Цели и задачи реабилитации.



13. об основных методиках реабилитации больных с патологией дыхательной системы, основные принципы реабилитации больных с патологией дыхательной системы. Виды реабилитации (медикаментозная, физическая, психологическая, трудовая). Цели и задачи реабилитации.

14.об основных методиках реабилитации больных с патологией пищеварительной системы и нарушениями обмена веществ, основные принципы реабилитации больных с патологией пищеварительной системы и нарушениями обмена веществ. Виды реабилитации (медикаментозная, физическая, психологическая, трудовая).

15. об основных методиках реабилитации больных с патологией почек и мочевыводящих путей, виды, основные принципы реабилитации больных с патологией почек и мочевыводящих путей.

14.об основных методиках реабилитации в акушерстве и гинекологии, виды, основные принципы реабилитации в акушерстве и гинекологии.

16.об основных методиках реабилитации больных с патологией опорно-двигательного аппарата, виды, основные принципы реабилитации больных с патологией опорно-двигательного аппарата.

17.об основных методиках реабилитации больных с патологией центральной и периферической нервной системы, виды, основные принципы реабилитации больных с патологией центральной и периферической нервной системы.

уметь:

1.Составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР) по конкретному заболеванию, составить план реабилитационных мероприятий на этапах медицинской реабилитации.

2.Организовать работу медицинской сестры в физиотерапевтическом отделении (кабинете).

3.Заполнить документацию ФТО: карта направление на физиолечение (ф.044\у), паспорт отделения, журнал регистрации больных.

4.Собрать информацию, оценить состояние пациента, определить приоритетную проблему, сформулировать ее в форме сестринского диагноза. 5.Определить показания к назначению гальванизации, лекарственному электрофорезу, электросну. Наметить план реабилитационных мероприятий вышеуказанными факторами на всех этапах медицинской реабилитации.

6.Заполнить медицинскую документацию ( карта физической реабилитации).

7.Рекомендовать вид курорта для дальнейшей реабилитации.

8.Собрать информацию, оценить состояние пациента, определить приоритетную проблему, сформулировать ее в форме сестринского диагноза, определить показания и противопоказания к назначению ЛФК.


9.Собрать информацию, оценить состояние пациента, определить приоритетную проблему, сформулировать ее в форме сестринского диагноза, определить показания и противопоказания к назначению массажа.

10.Составить реабилитационные программы на этапах медицинской реабилитации при сердечнососудистых заболеваниях. Заполнить карту физической реабилитации.

11.Составить реабилитационные программы на этапах медицинской реабилитации по патологии органов дыхания.

13.Составить реабилитационные программы на этапах медицинской реабилитации по заболеваниям ЖКТ и обмена веществ.

14.Составить реабилитационные программы на этапах медицинской реабилитации по заболеваниям почек, мочевыводящих путей, женских половых органов, заполнить карту физической реабилитации

15.Составить реабилитационные программы на этапах медицинской реабилитации по заболеваниям опорно-двигательного аппарата, заполнить карту физической реабилитации

16.Составить реабилитационные программы на этапах медицинской реабилитации по заболеваниям центральной и периферической нервной системы, заполнить карту физической реабилитации

владеть:

способностью организации и реализации сестринского процесса на всех этапах реабилитации.

Лекция №1: «Организационно – методические основы реабилитации».

(4 часа. 2 занятия).

Значение изучения темы: Актуальность занятия данной темы характеризуется тем, что значительное место в системе оздоровления различных групп населения уделяется в современных условиях методам социально-психологического и реабилитационного воздействия, призванным оптимизировать условия жизни и предупредить проявления болезней уже на стадии профилактики.

Учебная цель: после изучения темы обучающийся должен:

иметь представление: об истории реабилитологии, как науки, роли в медицине.

знать: общее понятие (определение) реабилитации, цели, задачи и принципы реабилитации; средства реабилитации; учреждения, занимающиеся реабилитацией; характеристику 5 этапов медицинской реабилитации, мероприятия, проводимые на данных этапах.

уметь: составлять план реабилитационных мероприятий на всех этапах медицинской реабилитации; составлять индивидуальную программу реабилитации (ИПР) по конкретному заболеванию.

План:

  1. Определение понятия «реабилитация».

  2. Виды реабилитации. Основные принципы медицинской реабилитации.

  3. Этапы и задачи медицинской реабилитации.

Вступление:

В настоящие время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы реабилитации.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Немного истории: Мощным импульсом для развития физиотерапии, лечебной физкультуры и трудотерапии явились в начале прошлого века I мировая война, затем II мировая война завершила формирование новой дисциплины, занимающейся восстановительным лечением – реабилитацией, так как появилось большое количество групп лиц – физических инвалидов и лиц с нарушениями психики.

Лишь очень богатая страна может позволить себе безгранично увеличивать число инвалидов и социально зависимых лиц, поэтому реабилитация является не роскошью, а важной практической задачей здравоохранения любой цивилизованной страны.

В медико-биологическом значении реабилитацияэто лечебно-восстановительные мероприятия. Основной ее составляющей является медицинская реабилитация, предусматривающая использование системы медико-биологических и медико-социальных мероприятий, направленных на предупреждение утраты трудоспособности. Скорейшее восстановление нарушенных функций, на профилактику осложнений и рецидивов заболевания, на раннее возвращение к обществу и труду.

Не следует смешивать понятия «лечение» и «реабилитация», поскольку реабилитация рассматривается как составная часть лечебного процесса и отличается ранней и особой направленностью лечебных мероприятий, обеспечивающих улучшение функции систем организма и наиболее полное восстановление трудоспособности пациента. Реабилитация – не является долечиванием, поскольку начинается на самых ранних стадиях патологического процесса, но наиболее активно ее методы применяются на завершающих этапах лечения – после клинического выздоровления пациента до восстановления его трудоспособности.

Термин «реабилитация» от латинского происхождения (