Файл: Общая социология. Тема Вопрос Теория среднего уровня. (01. 12. 22) Волков ю г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая социология. Тема 3. Вопрос 2. Теория среднего уровня. (01.12.22) Волков Ю Г

Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания — теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Р. Мертоном. Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня — это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и систематическими попытками создать единую тео­рию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т. д. В теориях среднего уровня, где в целом используются идеи и терминология, заимствованные из фундаментальных социологических теорий, сформирована система специфических понятий и определений, применяемых только в данной области социологических исследований.

Теории среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый «сырой» материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между «высокой» теорией и эмпирическими данными, полученными в результате исследования конкретных явлений и процессов. I Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых удобств и преимуществ, главные из которых: возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий; тесное взаимодействие с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества; демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания. Появление и развитие теорий среднего уровня было с удовлетворением встречено социологами. В настоящее время эти теории прочно вошли в научную практику. Одновременно они породили
достаточно узкую специализацию социологов, например, появились социологи, которые работают только в области социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические выводы и модели только в пределах этих областей социологического знания. Вместе с тем с введением в научную практику теорий среднего уровня повысилась эффективность деятельности социологов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как они стали получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь постоянно непосредственно к эмпирическим данным.

Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества — от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных нами групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области.

Вопрос 3. Шуклина и Зборовский

3. Эмпирическая социология, ее понятие и специфика Под эмпирической социологией мы понимаем область развития социологической науки, связанную с получением фактографического знания в результате проведения специальных эмпирических исследований. В свою очередь эмпирическое исследование означает изучение конкретных социальных проблем, направленное на решение как теоретических, так и практических задач, регулирование межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. Проведение эмпирического исследования предполагает использование специальных методов количественного и качественного характера. Эмпирическая социология – особая сфера, даже вид профессиональной деятельности социолога, который иногда выступает как синоним всякой социологической деятельности. На самом деле это не так, поскольку последняя включает в себя не только проведение эмпирических исследований, но и другие виды работы, в первую очередь создание и развитие теорий различного уровня.



4. Эмпирическая и прикладная социология Прикладную социологию было бы справедливо характеризовать как «младшую сестру» эмпирической социологии. Таковой она является по нескольким причинам.

Во-первых, в историко-генетическом плане прикладная социология возникла и сформировалась лишь на определенном этапе развития эмпирических социологических исследований (о чем подробнее будет сказано в следующей главе).

Во-вторых, она составляет только часть эмпирической социологии. В-третьих, она использует всю методику, процедуру и технику эмпирических социологических исследований, весь арсенал методических средств, накопленных эмпирической социологией.

В-четвертых, прикладная социология возникает на основе методик и процедур, ставших прочным достоянием эмпирических исследований. Здесь, правда, следует дополнительно отметить, что в отношении используемых методов прикладная социология переходит границы социологических традиций, апеллируя часто к междисциплинарным методам: социометрии, тестированию, стоимостному анализу и др.

Из самой общей характеристики прикладной социологии, данной выше, следует с очевидностью ее главная черта – практическая направленность исследований. Они осуществляются на основе определенных методологических принципов, программ, методик, процедур. Поэтому прикладную социологию можно охарактеризовать как единство методологических принципов, социальных технологий, программ, методик и процедур исследования, использование которых приводит к достижению практического социального эффекта. Не случайно социологов-прикладников часто называют социологами-практиками, в отличие от теоретиков, занимающихся изучением теоретических проблем, в том числе с использованием для этой цели эмпирических исследований.

Прикладные эмпирические исследования можно отличить от неприкладных эмпирических (академических) исследований прежде всего по названию. Первые всегда очень конкретны и связаны с решением локальных проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров. Вторые (академические эмпирические исследования) не имеют таких жестких ограничений. Сравним для примера две темы исследований: «Социальные проблемы реальной и потенциальной текучести кадров в ОАО «Уралмаш» и «Социальные проблемы текучести кадров в современной промышленности». Не трудно обнаружить, что первая является темой прикладного исследования
, вторая – академического. Или еще один пример двух взятых для сравнения тем: «Развитие дополнительного образования как направление социальной политики» и «Формы развития дополнительного образования в г. Красноуфимске Свердловской области». Понятно, что первая тема относится к проблематике академической социологии, вторая – прикладной. Значение прикладной социологии трудно переоценить. Без нее сегодня не могут обойтись ни бизнес, ни политика, ни управление, ни средства массовой информации. Представители именно прикладной социологии проводят сегодня изучение общественного мнения, массовые опросы, маркетинговые исследования. Без них не обходится ни одно продвижение, будь то продвижение товаров или политиков. Здесь мы специально подчеркнем, что само продвижение рассматривается как практическая проблема. В силу этого прикладные исследования выполняются всегда для предприятий, учреждений, людей, которых мы будем называть одним общим словом – «заказчик» (он же потребитель изготовленной социологической «продукции»). В таком случае социолог (а также группа людей, выполняющих прикладное исследование вместе с ним) выступает по отношению к заказчику как исполнитель, точнее говоря, как «наемный работник». Заказчиком можно считать того, кто, прежде всего, осознает необходимость решения практической проблемы и понимает, что это может быть сделано лишь с помощью социологической деятельности. Конечно, заказчиком является тот, кто обладает определенными ресурсами (прежде всего финансовыми) для решения существующей проблемы. Наконец, еще одной важной характеристикой заказчика является готовность использовать полученные с помощью прикладного исследования результаты для изменения существующей ситуации и реального решения практической проблемы (задачи). К категории исполнителей, или «наемных работников» будем относить в первую очередь самого социолога (или социологов) и лиц, без которых проведение прикладного исследования является невозможным. Это могут быть в разных ситуациях, в зависимости от изучаемой проблемы и решаемой задачи, психологи, экономисты, юристы (порознь и вместе), но обязательно и, как правило, всегда анкетеры, интервьюеры, операторы, кодировщики. Безусловно, и это подразумевается само собой, необходимым условием проведения прикладного исследования является наличие респондентов. Из отношений «заказчик – наемный работник» вытекают и некоторые особенности прикладного социологического исследования. Они связаны не только с оплатой труда, жесткими договорными принципами, но и с интеллектуальной собственностью заказчика на результаты труда социолога. Последний, проводя прикладные исследования, часто лишается права публиковать в той или иной форме, полностью либо частично их результаты, не получив на то специального разрешения заказчика. Из
сказанного выше становится понятно, что положение прикладникасоциолога – весьма непростое. Он во многом зависит от работодателя, своего непосредственного заказчика. Эта зависимость, как видно, имеет не только финансовый, но и содержательно-творческий характер. По существу речь идет о потере значительной степени свободы в проявлениях своей социологической независимости и самостоятельности. Зато может быть достигнут – в случае хорошего заказа и его качественного выполнения – большой материально-финансовый эффект. Заработки прикладниковсоциологов, как правило, значительно превышают заработную плату академических социологов. Таким образом, проигрыш в одном (свободе творчества, возможности публиковать результаты эмпирических исследований) оборачивается финансовыми приобретениями. Возможности прикладной социологии раскрываются достаточно полно в условиях кризисного развития производства (в третьей главе это будет показано на примере Хоторнского эксперимента), когда сами исследования и их результаты рассматриваются руководителями бизнеса как один из выходов из ухудшающейся экономической ситуации. Потребности в прикладных исследованиях становятся особенно заметными в условиях политических выборных кампаний. Все политические опросы, изучение общественного мнения, т. е. то, что не направлено на приращение нового знания и проверку фундаментальных теорий, а имеет явно выраженный практический характер, должно быть отнесено к прикладной социологии. Необходимо специально подчеркнуть, что прикладная социология выполняет функции социальной инженерии. Под социальной инженерией принято понимать область прикладной социологии, ориентированной на применение организационных структур, воздействующих на поведение человека с целью сохранения социальной стабильности в конкретных социально-профессиональных образованиях, трудовых коллективах, предприятиях, фирмах, учреждениях, организациях.

Вопрос 4

Отрасли социологического знания (отраслевая структура): 

Отраслевая социология - совокупность отраслей социологической науки, изучающих социальные явления, системы и процессы в отдельных сферах общественной жизни. Данный структурный срез стал возможным с 20-30-х гг. 20 века, когда утвердилась эмпирическая социология, а от теоретической «отпочковались» отдельные отрасли социологического знания. Кол-во отраслевых социологий непрерывно растет по мере того, как социологи все глубже проникают в изучение отдельных соц. сфер, процессов, явлений и т.д.