Файл: Тема 1 Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1: «Макроэкономика ее предмет и методы познания макроэкономических процессов».

2. Постиндустриальная экономика: ее особенности и перспективы развития - основные черты и понятия

3. Этапы развития макроэкономики

Лекция 2. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели

Потребление (приобретение) и сбережение в макроэкономике

1.Сущность и факторы сбережения.

Простая кейнсианская модель.

Модель с налогами. Кривая Лаффера

Теория мультипликатора

Модель макроэкономического равновесия ad – as. Факторы, влияющие на совокупный спрос и совокупное предложение.

Деньги. Денежные агрегаты. Понятие ликвидности.

35. Структура денежной массы и ее измерение

Понятие функции и виды коммерческих банков

Денежный и депозитный мультипликаторы

Спрос на деньги

Модель предложения денег. Денежный мультипликатор

Понятие совместного равновесия (модель is-lm)

24.Уравнение обмена Фишера

Рынок финансовых активов и его структура. Синхронность формирования равновесия на рынках денег и активов, приносящих процентный доход.

Теории финансовых пузырей

Модель дефолта

Сеньораж и инфляционный налог

Инфляция и перераспределение доходов.

Инфляция и фиксированный номинальный доход

Инфляция и нефиксированные доходы

Инфляция и владельцы сбережений

Инфляция и размер государственного долга

Инфляция.

Инфляция и ее показатели.

Виды инфляции.

Причины инфляции.

Экономический рост, его измерение и факторы.

Статические и динамические модели экономического развития

Модель роста Солоу

Индустриальная и постиндустриальная стадии экономического роста

.Инновации и экономический рост.

Теории экономических циклов. Динамика макроэкономических показателей на разных фазах экономических циклов. Экономический цикл представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла: точку пика соответствующую максимуму деловой активности; точку дна, которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду) Цикл обычно делится на две фазы: спад или рецессию, которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии. подъем или оживление, которое продолжается от дна до пика. I фаза – бум, при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства) и инфляции. Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»; П фаза – спад. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВНП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису; Ш фаза – кризис или стагнация. Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период высокой безработицы; IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума. Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между AD и AS, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением AD при неизменной величине AS либо изменением AS при неизменной величине ADОснову экономического цикла составляет изменение инвестиционных расходов. Инвестиции являются наиболее нестабильной частью AD (AS).Виды экономической политики Экономическая политика - совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.Экономическая политика включает финансовое регулирование (бюджетное, налоговое, денежно-кредитное) и валютное регулирование.Бюджетная регулирование– это система формирования и расходования бюджета. Бюджет имеет форму баланса и состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет налогов и иных обязательных платежей. Расходы определяются основными направлениями социально-экономического развития.Роль государства в области бюджетного регулирования – обеспечить сбалансированность бюджетов регионов и Республиканского Бюджета.Налоговоерегулирование – это система мер по определению видов налогов, способов их исчисления и взимания, обеспечению налогового контроля.Налог - это принудительно взымаемые государством средства с физических и юр. лиц. Через налоговое регулирование государство реализует фискальную и экономическую функции.Фискальная функция – это формирование денежных фондов государства.Экономическая функция- использование налогов как инструмента перераспределения доходов, чем оказывается влияние на процесс производства, масштабы и темпы роста экономики.Кредитно-денежное регулирование (КДР) – это определение денежной единицы, масштаба цен и порядка эмиссии. КДР проводит государство в лице Министерства финансов и Национального Банка в ходе реализацииденежно-кредитной политики. Целями КДР являются:- безынфляционная экономика,-поддержка определенного уровня денежной массы в обращении,- обеспечение банковских резервов и учетной ставки процента,- устойчивость белорусского рубля (его покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам).Валютное регулирование (ВР) - совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной валюте при проведении внешнеэкономических операций. Задачи ВР:- предотвращение оттока капитала- укрепление платежного баланса- сохранение стабильности валютного курса.Центральным субъектом ВР является Национальный Банк Республики Беларусь, который определяет порядок обращения иностранной валюты, регулирует курса национальной валюты к иностранным валютам, осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.Валютный курс- это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для:- взаимного обмена валютами при торговле товарами, при движении капиталов и кредитов;- сравнения цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран;- периодической переоценки счетов в иностранной валюте.Факторы, влияющие на валютный курс:- покупательная способность денег,- темп инфляции;- уровень процентных ставок;- состояние платежного баланса;- степень использования национальной валюты в международных расчетах;- государственное регулирование валютного курса;- степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке.Периодическая оценка иностранных валют в валюте данной страны называется котировкой.Валютный паритет- соотношение между валютами, устанавливаемое в законодательном порядке.Валютная корзина- это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. В реальной практике международных валютных отношений складываются следующие виды валютных курсов:1. Фиксированные курсы - это система зарегистрированных паритетов, поддерживаемых государственными валютными органами и установленные договорами между странами.2. Плавающие валютные курсы изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке.Эффективность валютного регулирования должно содействовать интенсивности международных экономических отношений, созданию благоприятных условий для развития производства в стране.Проводимая в Беларуси финансовое регулирование направлено на активизацию совокупного спроса и предложения и основано на элементах кейнсианской теории.Это проявляется в использовании: расходов государственного бюджета в целях влияния на объем выпуска продукции и занятость трудовых ресурсов; процентной ставки (в Беларуси ее называют ставкой рефинансирования). В последние годы, снижая по возможности эту ставку, Правительство с Нацбанком как бы искусственно разогревают белорусскую экономику, в чем и появляется использование кейнсианской концепции. Однако активизировать выпуск и поднять уровень жизни в стране можно только за счет внедрения новых технологий. Поэтому использование кейнсианской теории эффективно лишь на определенных этапах развития национальной экономики и должно быть очень осторожно.

Теория «политического делового цикла»

Налоговая политика государства

Налоговое прогнозирование

Денежно-кредитная политика государства

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

Стабилизационная политика в открытой экономике

Тема 2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование

Сущность валютного курса как стоимостной категории

Факторы, влияющие на валютный курс

Модель перелива капитала Инвестор планирует затратить некоторую сумму в рублях на покупку государственных облигаций России или государственных облигаций США. Ставка процента совпадает со ставкой по срочному вкладу и с доходностью облигаций, в России она равна она равна ц в США — /*. Текущий плавающий курс доллара равен е, его ожидаемая величина через год равна еь.Доходность рублевых инвестиций в экономику США (г*) — относительное изменение суммы инвестиций в рублях (Г), которая была обменена на доллары по начальному курсу (е), размещена на срочном вкладе в банке США по ставке С и в конце периода обменена на рубли по новому курсу (еД: Свойства доходности г*: • если курс доллара не изменился, то доходность рублевых инвестиций в США равна доходности долларовых инвестиций в США: г* = С; • если рубль укрепился (е > еД, то доходность рублевых инвестиций в США ниже, чем доходность долларовых инвестиций в США: г* < ?; • если рубль ослаб (е < еД, то доходность рублевых инвестиций в США выше, чем доходность долларовых инвестиций в США: С < У. Доходность рублевых инвестиций в экономику России (г) — относительное изменение суммы инвестиций в рублях, которая была размещена на срочном вкладе в банке России. Согласно нашим упрощающим предположениям она равна ставке процента: г — иУсловие арбитража — доходность рублевых инвестиций в экономику США и России одинакова. В этом случае инвестору не принесет выгоды ни перевод рублевых инвестиций в доллары, ни перевод долларовых инвестиций в рубли.Перелив капитала между странами — ситуация, когда условие арбитража не выполняется. В этом случае для инвестора выгодно переводить рублевые инвестиции в доллары или наоборот, в зависимости от значений доходности в странах и соотношения начального и конечного курса доллара. Условие арбитража называют также паритетом процентных ставок. Приравняем доходность рублевых инвестиций в экономику России и США соответственно, получим условие арбитража: где е0 — текущий обменный курс, при котором отсутствует перелив капитала. Отсюда следуют выводы: • если текущий обменный курс больше этого значения (е > е0), то происходит приток капитала в Россию (слабый рубль); • если е < е0, то происходит отток капитала из России (сильный рубль). Рассмотрим два частных случая перелива капитала: • если е = еь, т. е. курс доллара неизменен, тогда условие притока капитала: I > Р, следовательно, ставка процента в России больше, чем в США; • если 1 = 1*, т. е. ставки процента в России и США равны, тогда условие притока капитала: е > еь, следовательно, ожидается усиление рубля. Пример 22.6. Ожидаемый курс доллара равен 60 руб/долл. Ставка процента в России равна 15 %, в США — 3 %. Тогда перелив капитала отсутствует при курсе доллара е0 =60-1,03/1,15 = 53,74 руб/долл. Приток капитала в Россию выгоден при больших значениях текущего курса доллара (более слабом рубле). Если, например, текущий обменный курс равен 62 руб/долл., тогда через год ожидается укрепление рубля, что выгодно при вложении в рублевый вклад.Получим приближенную формулу условия арбитража для случая небольшой доходности инвестиций в США (1*

2. Модели валютного рынка

2.1. Спрос и предложение валюты

МОДЕЛИ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА М. ПОРТЕРА

одель международного обмена (Хекшер — Олин) В стране производят ткань (х) и хлеб (у) из труда (L) и земли (7), производственные функции заданы формулами (10.11). В каждой отрасли суммарная стоимость ресурсов равна фиксированной величине затрат:где w иг — цены труда и земли; Ri и R2 — затраты на ресурсы в отраслях. Ограничения для экономики в целом: где L и Т — общие объемы труда и земли в стране.Функция «цены — ресурсы» — зависимость отношения затрат ресурсов в отрасли от отношения их цен при оптимальном выпуске отрасли.Максимизируем каждый выпуск (10.15) при соответствующем ограничении (10.16), тогда для каждой отрасли относительные затраты земли (Т/ L) прямо пропорциональны относительной цене труда (да / г). Иными словами, функция «цены — ресурсы» есть прямая пропорциональность: Поскольку а > (3, то ах < аъ а значит, при заданных ценах ресурсов относительные затраты земли меньше при производстве ткани, чем при производстве хлеба. Полученные функции не учитывают цены продуктов и не позволяют рассчитать оптимальное распределение ресурсов между отраслями.Определим оптимальные затраты ресурсов и цену ткани (р{) при производстве единицы ткани с учетом кривой «цены — ресурсы», получим систему трех уравнений относительно Тх, Z.t, р{.Решение этой системы:Аналогичную формулу получим для цены хлеба (р2).Функция «цены — цены» — зависимость отношения цен продуктов от отношения цен ресурсов при оптимальном выпуске обеих отраслей. Разделив рх на ръ получим функцию «цены — цены» степенного вида:Поскольку а > р, то из (10.18) следует, что чем дороже труд относительно земли, тем дороже ткань относительно хлеба. Поскольку аир меньше единицы, то и их разность меньше единицы, а поэтому функция «цены — цены» растает замедленным темпом.Относительные затраты земли в каждой отрасли и относительная цена ткани удовлетворяют соотношениям, задаваемым отраслевыми функциями «цены — ресурсы» (10.17) и функцией «цены — цены» (10.18), т.е. эти показатели являются решением системы трех уравнений. Оптимальные выпуски ткани (.г*) и хлеба (у*) являются функциями относительной цены ткани {р =Р / р2)-Функция относительного предложения ткани (RS) — отношение оптимальных выпусков ткани и хлеба: Данная функция задана на некотором промежутке изменения относительной цены ткани и возрастает от нуля до бесконечности.Объем спроса па каждый товар считаем пропорциональным численности населения и обратно пропорциональным цене товара: Функция относительного спроса на ткань (RD) — отношение функций спроса на ткань и хлеб. Данная функция убывает с ростом относительной цены ткани: где k = kx / k2.В равновесии относительный спрос равен относительному предложению: Равновесная цена р* определяет оптимальное отношение цен продуктов и ресурсов и отраслевых затрат ресурсов.Международный обмен. Имеются две страны, в которых производят ткань и хлеб. Производственные функции и объемы ресурсов одинаковы.Пусть население второй страны сократилось, тогда первая страна станет трудоизбыточной, а вторая страна — землеизбыточной. Кривая RD не изменится, а кривая RS во второй стране сдвинется вверх. В итоге равновесная относительная цена ткани во второй стране станет больше, а равновесный относительный выпуск ткани станет меньше. Существует множество коэффициентов обмена, выгодных обеим странам. Обмен производится до тех пор, пока относительные цены и относительные объемы выпуска не сравняются в обеих странах: в трудоизбыточной стране цена ткани растет, ее выпуск падает, в землеизбыточной стране цена ткани падает, ее выпуск растет.Модель глобального равновесия Обобщим простейшую кейнсианскую модель равновесия на случай глобальной экономики. Аналогом дохода страны (ВВП) здесь служит вектор, состоящий из доходов всех стран, а аналогом предельной склонности к сбережению — матрица, характеризующая норму сбережения в каждой стране и интенсивность экспорта из одной страны в другую.Интенсивность экспорта из страны i в страну j (я,-,) — это доля, которую составляет экспорт в/-го страну в доходе г-й страны (#,-), причем я„ — это удельный вес внутренних расходов в ее выпуске. Матрица интенсивности экспорта экзогенна: А = {«,?,}. Склонность к потреблению в стране г равна сумме элементов г-й строки матрицы А, эта сумма меньше единицы.Автономные расходы г-й страны (EJ) экзогенны, они финансируются за счет кредитов и не связаны с внутренним производством или импортом. Совокупные расходы в каждой стране (?)) образуются из автономных расходов, части собственного ВВП и импорта. В случае двух стран система уравнений относительно доходов имеет вид где Еа и Е — векторы автономных и совокупных расходов; X — вектор доходов.Матричная функция совокупных расходов является аналогом скалярной функции совокупных расходов в теории Кейнса, причем матрица А выступает аналогом предельной склонности к потреблению. По аналогии с моделью Кейнса определим глобальное равновесие.Глобальное равновесие — в каждой стране совокупные расходы равны доходу, т.е. вектор доходов равен вектору совокупных расходов: где I — единичная матрица; М = (/ - А)



Если площадь ABCD больше площади AKEF, экспортная выручка уменьшается. В этом случае девальвация, сократив экспортные поступления, может привести к ухудшению баланса товаров и услуг, уменьшению чистого предложения иностранной валюты и росту нестабильности на валютном рынке.

МОДЕЛИ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА М. ПОРТЕРА


Согласно М. Портеру состояние конкуренции в отрасли зависит от пяти основных конкурентных сил, представленных на рис. 3.1.



Рис. 3.1. Силы, определяющие отраслевую конкуренцию1

Совокупное воздействие этих сил определяет конечный потенциал прибыльности в отрасли, измеряемый как долгосрочный покаI затель прибыли на инвестированный капитал. Не все отрасли обладают одинаковым потенциалом. Ниже кратко даны пояснения М. Портера для предложенной им модели пяти сил.

Угроза вхождения в отрасль новых конкурентов

Новые конкуренты, входящие в отрасль, несут с собой новые производственные мощности, стремление захватить долю рынка, а зачастую и значительные ресурсы. В результате могут снизиться цены, предлагаемые покупателями, или повыситься издержки действующих предприятий, что сокращает прибыльность. Степень угрозы вхождения в отрасль зависит от существующих барьеров вхождения в сочетании с реакцией конкурентов, которую может ожидать входящий в отрасль чужак. Если барьеры высоки и/или пришелец может ожидать резких ответных действий со стороны укрепившихся конкурентов, то угроза вхождения незначительна.

Интенсивность соперничества между действующими конкурентами

Соперничество между действующими конкурентами принимает известную форму гонки за передовыми позициями с использованием тактик, основанных на ценовой конкуренции, рекламных битвах, освоении новой продукции, расширении обслуживания потребителей и предоставлении гарантий. Конкуренция разгорается, когда один или несколько участников испытывают давление или видят возможности улучшения своих позиций. В большинстве отраслей конкурентные действия одной фирмы оказывают заметное воздействие на ее конкурентов и могут спровоцировать ответные действия.



Давление со стороны продуктов-субститутов

Конкуренция в широком смысле происходит не только в рамках отрасли, но и между всеми фирмами данной отрасли и отраслями, производящими продукты-субституты. Субституты ограничивают потенциальную прибыльность отрасли, устанавливая потолок цен для действующих в ней фирм. Чем более привлекательна альтернативная ценовая характеристика субститутов, тем прочнее преграда, сдерживающая отраслевые прибыли. Наибольшего внимания заслуживают те продукты-субституты, которые:

  • 1) характеризуются ценовой динамикой, улучшающей их позиции по отношению к традиционному продукту отрасли, или

  • 2) производятся отраслями с высоким уровнем прибыли.

Рыночная власть покупателей

Покупатели конкурируют с отраслью, вынуждая цены снижаться, требуя на рынке продуктов более высокого качества или большего количества услуг, сталкивая конкурентов друг с другом, — и все это за счет прибыльности отрасли.

Власть каждой из важнейших для отрасли групп покупателей зависит от ряда характеристик рыночной ситуации и относительной доли ее закупок продукции отрасли по сравнению с общим объемом отраслевого выпуска. Группа покупателей обладает значительной властью при наличии следующих основных условий:

  • группа характеризуется высокой концентрацией или покупает значительную долю продукции продавца;

  • закупаемая отраслевая продукция составляет значительную долю закупок или издержек покупателя;

  • покупаемые в отрасли продукты являются стандартными или недифференцированными. Покупатели, уверенные в том, что всегда смогут найти альтернативный источник снабжения, могут заставить компании играть друг против друга;

  • покупатель не несет существенных издержек переключения. Издержки переключения, рассмотренные выше, привязывают покупателя к определенным продавцам. И наоборот, власть покупателя усиливается, если издержки переключения высоки у продавца;

  • покупатель имеет низкий уровень прибыли. Низкая прибыль создает сильные стимулы к закупкам по более низким ценам;

  • имеется реальная угроза осуществления покупателями вертикальной интеграции предшествующих стадий производства;

  • покупатель располагает полной информацией. Если покупатель имеет полную информацию о спросе, фактических рыночных ценах и даже издержках поставщика, это, как правило, дает ему большую силу при ведении переговоров.


М. Портер отмечает, что власть покупателей в сферах оптовой и розничной торговли определяется теми же правилами с одним важным дополнением. Розничные торговцы могут приобрести значительную рыночную власть над производителями, если они способны воздействовать на покупательские решения потребителей.

Рыночная власть поставщиков

Поставщики способны проявить рыночную власть над участниками отрасли угрозой повышения цен или снижения качества поставляемых товаров и услуг. Условия, в которых возникает власть поставщиков, имеют определенное сходство с условиями власти покупателей.

Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли М. Портер выделяет следующие три базовых стратегических подхода (рис. 3.2):

  • 1. Абсолютное лидерство в издержках.

  • 2. Дифференциация.

  • 3. Фокусирование.



Рис. 3.2. Три базовые стратегии достижения конкурентного преимущества

Портер М. дает следующую характеристику данным стратегиям[1].

Абсолютное лидерство в издержках

Первый вариант стратегии, получивший широкое распространение в 1970-е гг. благодаря концепции кривой опыта, состоит в достижении абсолютного отраслевого лидерства в издержках на основе совокупности экономических мер, направленных специально на эту цель. Чтобы обеспечить лидерство в издержках, необходимо активно создавать производственные мощности экономически эффективного масштаба, энергично добиваться снижения издержек на основе накопления опыта, жестко контролировать производственные и накладные расходы, избегать мелких операций с клиентами, минимизировать затраты в таких областях, как исследования и разработки, обслуживание, система сбыта, реклама и т.п. Все это требует огромного внимания к контролю издержек со стороны менеджмента.


Дифференциация

Вторая базовая стратегия — это стратегия дифференциации продукта или услуги, предлагаемой фирмой, т.е. создания такого продукта или услуги, которая воспринималась бы в рамках всей отрасли как уникальная. Дифференциация может осуществляться в разнообразных формах: по дизайну или бренду (Mercedes в автомобилестроении), по технологии (Hyster в производстве автопогрузчиков, Macintosh в области стереокомпонентов, по функциональным возможностям (Jenn-Air в производстве электроплит), по обслуживанию потребителей (Crown Cork and Seal в производстве металлической тары), по дилерской сети (Caterpillar Tractor в строительной технике) или по другим параметрам. В идеале фирма дифференцирует себя по нескольким направлениям. Например, Caterpillar Tractor обязана своей известностью не только дилерской сети и отличной организации снабжения запасными частями, но и высокому качеству и надежности продукции, что очень важно для тяжелого строительного оборудования, простои которого обходятся дорого. М. Портер подчеркивает, что стратегия дифференциации не означает ослабления внимания к издержкам, в данном случае они лишь являются не первостепенной стратегической целью. Дифференциация защищает от конкурентного соперничества, поскольку создает лояльность потребителей к бренду и снижает чувствительность к цене продукта.

Фокусирование

Третья базовая стратегия — фокусирование на определенной группе покупателей, виде продукции или географическом сегменте рынка. Как и дифференциация, фокусирование может принимать разнообразные формы. Однако если цели стратегии низких издержек или дифференциации распространяются на отрасль в целом, то стратегия фокусирования означает сосредоточение на более узкой цели, что отражается на деятельности всех функциональных сфер бизнеса.

На рис. 3.3 показан пример различных конкурентных стратегий производителей пива, позволяющих завоевать преимущество на рынке.