Файл: Литература xx века Учеб для вуз. 2е изд., испр и доп. М. Высш., 2004. 559 с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Автор определения.

 Л. Г. Андреев Зарубежная литература XX века: Учеб. для вуз. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш., 2004. — 559 с.

 Зарубежная литература ХХ века. Под ред. В.М. Толмачева

 В.П. Руднев "Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты"

О. Сурова "Человек в модернистской культуре"

В. Вулф Современная художественная проза. 1919.

Определение модернизма.

 «модернистский» (т. е. «современный») распространяется на множество разнородных явлений искусства XX в. Тем не менее смысл в этом понятии есть, оно закрепилось за различными формами воплощения абсурдного мира, т. е. мира, покинутого Богом, утрачивающего смысл.


 Но какой бы смысл ни вкладывался в образ модернизма как квинтэссенции именно современного состояния культуры, очевидно, что нечто модерное исходно присуще субъективности, придавшей свое понимание спору «старых» и «новых», восставшей против всего нормативного, всеобщего, образцового. 


 







Какие ключевые особенности модернизма в своей работе выделяет исследователь? На чем делается акцент в сравнении с другими работами?

 Модернизм открывает абсурд как качество реальности.

Романтическая природа декаданса в модернизме теснится стихией натуралистической. В мире без неба, без Бога оставалась лишь земля — к земле, к «вещам», к «объектам» искусство и поворачивалось. 


 характерная черта — не только рвать с предшествующей традицией, но и перенимать, творчески перерабатывать ее.

 







Как определяется состояние мира в модернизме по мнению исследователя?

 В мире абсурдном достоверностью обладал абсурд — и обломки распадающегося мира, натуралистически копируемые фрагменты потерявшего смысл бытия.


 образ столетия, сделавшего разрыв во времени, конфликт между «старым» и «новым» первоосновой своего мироотношения. За ним стоят «смерть Бога», политические и научные революции, тоталитарные диктатуры, кровавые мировые войны, перекроившие карту Запада, информационный взрыв, выход цивилизации в космос, — та эпистемологическая неопределенность, та неукорененность в бытии и истории, которые породили «мир без центра» (У. Б. Йейтс), неразрешимые противоречия между оформленными утопическими ожиданиями и бесформенной антиутопической реальностью.

 







Каким видится образ человека в модернизме?

 Личность в модернизме абсолютно свободна, но относительно «других», относительно «вещей», т. е. соотносительно с данным миром.


 Образ человека в модернизме должен быть свободным.

 







Какую задачу, по мнению исследователя, ставили перед собой авторы той эпохи?

 Однако модернисты не только выражали идею абсурда — они ее и изображали, переводили в категорию объективную, категорию персонажа. По мере того как абсурд осознавался признаком мира реального, модернизм воспринимался как способ интерпретации реальности, познания сути бытия. Модернизм натуралистичен и мифологичен одновременно, его природа, его исходная идея не допускает конкретно-исторического понимания этой сути, модернизм догматизирует и абсолютизирует свой инструментарий. 


 Поиск новизны под знаком «преодоления», «альтернативности», «сдвига культуры» — поиск, перекидывающий мостик от эпохи романтизма к эпохе модернизма, — свойственен тем художникам, которые, как и романтики, осмысляли задачи своего творчества революционарно — в терминах отрицательного определения, столкновения традиции и индивидуального таланта.

 







Ключевые авторы эпохи модернизма по мнению автора исследования.

 Франц Кафка, Альбер Камю, Ж.-П. Сартр

 Дж. Джойс и Г. Стайн, Ф. Кафка и Г. Кайзер, Л. Пиранделло и Ю. О'Нил, Т. Манн и У Фолкнер, А. Дёблин и Дж. Дос Пассос, Г. Бенн и У. Х. Оден, Б. Брехт, В. Вулф.