Файл: Протокол Утверждаю Директор маоу до дтдим гришаева Т. А. 2021 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисование простых форм различных по величине, сочетание их в предметном и сюжетном рисовании (цыплёнок-маленький и большой круги, телёнок-прямоугольник, маленький круг и прямые линии, лягушонок - большой и маленькие овалы, лапки - линии и т. д.). Изображение на листе несколько однородных предметов (два цыплёнка, домики на улице, весёлые снеговики и т. д.). Подбираем цвета в соответствии с изображаемым предметом.

Упражнения в:

- рисовании различных узоров, состоящих из сочетания линий, геометрических фигур;

- закрашивании (штриховке) готовых изображений.
1.4. Планируемые результаты.
Речевое развитие

Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме;

в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы;

ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения;

может составить описательный рассказ по вопросам;

повторяет вслед за взрослым простые четверостишья;

различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.
Социально-коммуникативное развитие

Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, проявляет потребность в общении со сверстниками, знает элементарные нормы и правила поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявляет волевые усилия в сложных ситуациях, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребность в самостоятельности.

Художественно-эстетическое развитие.

Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15—20 минут; умеет импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; умеет правильно держать карандаш и кисточку; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график


Учебный период

Количество учебных недель

Дата начала учебного периода

Каникулы

Продолжительность

Организация деятельности по отдельному расписанию и плану

1 полугодие

16 недель

06 сентября

С 27.12 по 09 января

С 27.12 по 10 января участие в новогодних мероприятиях

2 полугодие

18 недель


10 января

С 22 мая по 05 сентября.





2.2. Условия реализации программы.


Материально- техническое обеспечение

Учебный кабинет общей площадью не менее 30 кв. м., разделённый на две зоны: учебную и игровую. Столы, стулья, зеркала по количеству детей; ноутбук, проектор, экран, ковровое покрытие в игровой зоне, настенная и напольная магнитные доски, мольберт. Шкафы и стеллажи для игрового, дидактического материала;

Канцелярские принадлежности по количеству обучающихся (наборы цветной и белой бумаги, цветной картон, бумага для рисования, пластилин, ножницы, краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры, клей, кисти).

Наглядно-дидактические пособия: серия «Мир в картинках» (овощи, фрукты, цветы, деревья, ягоды, насекомые, домашние животные, дикие животные, животные жарких стран, морские обитатели, наземный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт, музыкальные инструменты, бытовая техника, посуда, одежда, обувь, герои сказок; образцы поделок, рисунков, аппликаций; схемы и символы для составления рассказов.

Серия «Рассказы по картинкам»: зима, осень, весна, лето, профессии, распорядок дня, живая природа, в мире животных.

Дидактические игрушки:

модели различных видов транспорта, муляжи овощей и фруктов, пластмассовые наборы животных (диких, домашних), наборы строительного материала (дерево), куклы в посезонной одежде (демисезонная, зимняя), Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки); Звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями – горохом, фасолью, камушками и т. П.); Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия; Раздаточный печатный материал из альбома Ткаченко Т.А.; наборы мягких модулей для организации строительных, конструкторских, сюжетно-ролевых игр.

Наборы предметно-практического материала: наборы геометрических фигур различных по цвету, форме, величине (раздаточные и демонстрационные), демонстрационные игрушки, природный материал (фасоль, шишки, нитки различных цветов), «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями; массажные мячики разных цветов и размеров; яркие прищепки и игрушки из них. игрушки-шнуровки. игрушки-застежки; маленькие массажные коврики; «Прописи для детей 4-5 лет»

Информационное обеспечение

Методическая литература для педагога

Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., Творческий центр «Сфера» 1996.

Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва АСТ 2006.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие.- М., 2012

Книга сказок для чтения в детском саду. – М., Планета детства, АСТ, Астрель, Премьера, 2001

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие. Для работы с детьми 2-7 лет. Москва, издательство «Мозаика - синтез» - 2005.

Лучшие стихи для детей. –М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2005

Недоспалова В.А. Растём, играя – М., «Посвящение», 2003.

Пазухина И.А. Давай познакомимся. С-П: Детство,2008.

Успенский М.Б., Успенская Л.П., «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить», Санкт-Петербург, 1997

Халитова Л. С. Ровным кругом друг за другом. Игры-хороводы для детей дошкольного возраста. Томск 2009.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С Пб, 2007.

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР — СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Нишева Н.В. Система коррекционной работы в средней фуппе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.

Нищева Н. В. « Играйка» . Дидактические игры для развития речи дошкольников — СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Новиковская О. Умные пальчики. Игры для развития речи. 4 – 7 лет. Астрель -СПб, 2009.

Новиковская О. Веселая зарядка для язычка, АСТ - СПб, 2009 г.

Леонова С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М. «ГНОМ и Д», 2011.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М. «ГНОМ и Д», 2008 г.

Веселые домашние задания для детей 4-5 лет. Составитель М. Султанова. М. ООО «Хатбер-М», 2005.

Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» занятия с детьми 4-5 лет М, «Мозаика- Синтез», 2004.

Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М:

«Эксмо» 2008.

Одним из важных условий реализации программы является тесное взаимодействие с семьей учащихся. Для осуществления образовательного процесса считается необходимым: на период адаптации детей к новым условиям допускается сопровождение родителем каждого ребенка, в дальнейшем организация дежурства не более 2 родителей на группу обучающихся.


2.3. Формы аттестации


Вид контроля

Задачи

Временной период

Способы диагностики

Формы фиксации результатов

Входной

Выявление уровня речевого развития: состояния мимической и артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, словообразования, связной речи.

Исследование поведения и эмоциональной сферы

сентябрь – октябрь

Индивидуально. Выполнение специальных диагностических заданий в соответствии с картой речевого развития ребенка, наблюдение

Карта развития ребенка

Текущий

Оценивание уровня речевого развития, социально-коммуникативных навыков и умений, зрительно-моторной координации

В течение учебного года на каждом учебном занятии

Наблюдение. Дидактические игры.

Учебный журнал

Промежуточный

Оценивание уровня речевого развития

Один раз в полугодие: по итогам первого полугодия и учебного года (промежуточная аттестация)

(декабрь, апрель)

Игра-путешествие с выполнением диагностических заданий в форме дидактических игр

Индивидуально обследование в соответствии с диагностическими заданиями карты речевого развития ребенка

Учебный журнал, речевая карта ребенка


Результативность Программы оценивается:

• По результатам входной и промежуточной диагностики (объективная оценка).

• Через наблюдение изменений в речевом поведении детей (субъективная оценка).

• Для оценки эффективности занятий по Программе по итогам учебного года проводится промежуточная диагностика.

• Сравнение результатов входной и промежуточной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и, соответственно, эффективность работы Программы.



Показатели оценки

Мимическая и артикуляционная моторика.

Исследование состояния мимической мускулатуры проводится при выполнении четырехлетним ребенком по подражанию педагогу в выполнении следующих упражнений:

- закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, наморщить брови, наморщить нос, надуть щеки.

Пятилетнему ребенку предлагается по подражанию педагогу закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос.
Исследуя состояния артикуляционной моторики четырехлетнего ребенка, педагог предлагает ему выполнить по подражанию следующие упражнения:

- открыть и закрыть рот, растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы «трубочкой», показать широкий, а потом узкий язычок, положить язык сначала на нижнюю губу, а потом на верхнюю, коснуться кончиком языка сначала правого уголка губ, а потом левого.

Пятилетний ребенок по подражанию педагогу открывает и закрывает рот, преодолевая сопротивление кулаков, выполняет упражнения «улыбка» и «трубочка», «лопата» и «жало», чередуя их; выполняет упражнения «качели» и «маятник».
Отмечается наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, неточно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный), наличие синкинезий, длительность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкинезы, слюнотечение.
Общие речевые навыки.

Исследование дыхательной и голосовой функций:

- отмечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное),

- объем дыхания (достаточный, недостаточный),

- продолжительность речевого выдоха, сила голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, глухой голос), модуляция голоса.

Исследование состояния просодических компонентов речи отмечаются:

- характеристика темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный);

- ритма (нормальный, дисритмия);

- паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке), способность употребления основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной).


Исследование слухового восприятия:

- отстукивание или прохлопывание ребенком разных ритмических рисунков вслед за педагогом.
Фонематическое восприятие.

Способность ребенка различать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении; потом — смешиваемые в произношении.

Четырехлетний ребенок последовательно показывает на картинках следующие пары: кот—кит, дом—дым, уточка—удочка, киска—миска, коса—коза, мишка—миска, кочка—кошка, малина—Марина.

Пятилетний ребенок должен показать последовательно следующие пары: мышка—мишка, почка—бочка, катушка—кадушка, корка—горка, речка—редька, цвет—свет, челка—щелка, рейка—лейка.

Способность ребенка отраженно повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками.

Четырехлетний ребенок повторяет за логопедом следующие пары слогов: ба—па, па—ба, га—ка, ка—га, да—та, та—да, ма—ба, ба—ма, ва—ка, ка—ва, ня—на, на—ня. Пятилетнему ребенку логопед предлагает повторить цепочки слогов: ба—па—ба, па— ба—па, да—та—да, та—да—та, га—ка—га, ка—га—ка, за—са—за, са—за—са, та—тя— та, тя—та—тя.

Исследуя навыки фонематического анализа и синтеза, педагог предлагает пятилетнему ребенку выделить начальный ударный гласный звук из следующих слов: астра, арка, осень, астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры.
Мелкая моторика.

Исследование состояния ручной моторики четырехлетнего ребенка проводится в процессе выполнения заданий на определение кинестетической основы движений (сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке), кинетической основы движений (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей, одну сжимать в кулак, пальцы другой выпрямлять), проверки навыков работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), манипуляций с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, складывание мелких игрушек в ведерко и поочередное их вынимание, перекладывание мелких игрушек из одной руки в другую).

Исследуя кинестетическую основу движений пятилетнего ребенка ,педагог предлагает ему одновременно вытянуть указательный и средний пальцы на правой руке, потом на левой руке, затем на обеих руках. Для проверки кинетической основы движений ребенку предлагают изобразить «игру на рояле» и выполнить пробу «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой.