Файл: Решение практических ситуаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФАРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Экзаменационная работа 1 семестра

Дисциплина: Психология и педагогика

Реферат
Кейс-задание

Тема: Решение практических ситуаций

Выполнил(а):

Мищенко Александр Владимирович

(Ф.И.О. студента)

Государственное и муниципальное управление

ГМНоз-1222(2)

(направление, группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

13.06.2023

(дата)

Омск 2023 г
КЕЙС 1.


  1. Изучить основные характеристики возрастных периодов в развитии личности.

  2. Сформулировать педагогический принцип для взаимодействия с людьми, находящихся на определенном возрастном этапе.


Содержание.

8 стадий развития личности по Э. Эриксону

Cуществует несколько подходов к возрастному развитию, однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя как поведенческий, так и социальный, духовный и соматический компоненты.

Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены. На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных решений, от наиболее оптимальных до наиболее патологических, и чем успешнее будет пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие. Конечно, решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все
силы на

решении проблем нового этапа. Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем человек чувствует себя в соответствующих ситуациях неуверенно, и при проявлении новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс "неудачника".

Далее приводятся характеристики каждой стадии развития личности по Э. Эриксону.
Стадия 1. Базовое чувство доверия - недоверия. От рождения до 18 месяцев

В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия - недоверия. Беспомощный младенец полностью зависит от других, тех, кто будет удовлетворять его потребности, и, соответственно, должен быть прикреплен или привязан к кому-то. Базовое чувство доверия развивается, когда младенец учится полагаться на тех близких людей, которые о нем заботятся, при удовлетворении основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении. Он также обнаруживает, что эти люди могут дать ему внимание и любовь. С течением времени, когда он научается хватать игрушку, садиться или ползать, у него появляется доверие к собственному телу. Весь этот опыт формирует у ребенка представление о том, что мир последователен и предсказуем.

Первое социальное достижение - это доверие к людям, которые о тебе заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения. До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым людям, то есть к тем, кто о нем заботится. Потери в течение этого периода только способствуют развитию.

Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием к миру, научиться различать ситуации и людей, которым можно

довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.
Вопросы на размышление:

  1. Скакоговозрастаребенкаматерилучшевсеговыходитьнаработу?

Лучше сделать это до достижения ребенком полугода - тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки. Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4-5 лет.

  1. Нужнолисмладенчестваприучатьребенкакжесткомурежиму(соникормлениепо часам и т.п.)?

Не нужно. В описании первого этапа я вижу полное противоречие с призывами с первых же дней жесткими мерами приучить ребенка к режиму. То же самое относится и к кормлению по часам - зачем мучить и себя и ребенка, опыт показывает обратное - если в течение первых недель ребенок получает пищу тогда, когда ему хочется, уже через 2-3 недели он сам переходит в комфортный режим, с более длинным ночным сном. Причем быстрее это происходит у детей, которые ночью спят рядом с матерью, так как существующая между ними связь успокаивающе действует на ребенка и стимулирует выработку полноценного количества молока у матери

  1. Нужнолималенькогоребенкаотдаватьнавремябабушкам,тетямит.д.илиэтовданном периоде можетнанестивредребенку?

Безусловно, самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно к матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько
, сколько ему необходимо - это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.
Cтадия 2. Автономность - стыд, сомнение. От 18 до 36 месяцев

Когда ребенок начинает доверять своему миру, он стремится отделиться от своих попечителей и "встать на ноги". Это сопровождается заявлениями "нет" ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности. Если заботящиеся о нем люди поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного, который защищает ребенка от опасного опыта и усиливает автономию, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность уступать своему телу, эмоциям и сексуальности.

Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Если родители (бабушки, няни,

воспитатели) постоянно ругают малыша за его "промахи", у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.

Именнокэтомувозрастууходяткорнипроблемулюдей,страдающихотнеуверенностивсебеииспытывающихпостоянное,частобеспричинное,чувствоподавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать,так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается многособытийсотрицательнымиэмоциями,авсилунеуверенностичеловекчастоограничивает,одергиваетсебя,непозволяясебесделатьчто-то
значительноеиполучитьотэтогоудовольствие.Поэтомуприпоискеположительных,ресурсныхсостоянийполучается,чтоихнетакмного,ипочтивсеониимеютуже"привкус"стыдаи неуверенности.

Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.
Вопросы на размышление:

  1. Смоделируйте,кчемуможетпривестипостоянноенетерпениеистремлениевыполнитьзаребенка вседействия,которыеон,впринципе, можетсделатьсам?

Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его "промахи", у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.

  1. Какимобразомможноразвиватьавтономностьребенкавэтомвозрасте?Приведитепримеры.

На этом этапе важен не результат детской самостоятельности, а сами попытки к ней. Мы должны постепенно передавать ребёнку дела в трёх областях самостоятельности: «Я сам, мое тело» (чистить зубы, купаться, причёсываться и др.), «Мои вещи» (убирать игрушки, складывать одежду, собирать портфель и пр.) и «Дела семьи» (помощь по дому, прогулки с собакой и т.д.). Дети начинают проявлять свою самостоятельность раньше, чем родители будут к ней готовы. В этот момент очень легко загубить её ростки. Можно сказать, «лучше дай, я сам» или «сиди уж». А можно и одним недовольным видом дать понять ребёнку, что его действия создают только проблемы.

Когда мы что-то делаем для ребёнка или за ребёнка, он часто пытается проявить собственную активность. Она ещё легкая и ненастойчивая, чтобы превратиться в какой-то результат. Но если вовремя её заметить и поддержать, даже несмотря на собственный дискомфорт, она станет ещё одним шагом на пути к развитию самостоятельности.