Файл: Кирдяпкин Александр Сергеевич, СреднеВолжский институт (филиал) вгую (рпа минюста России),студент Аннотация статья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сходный перечень получателей повышенного размера социального пособия на ребенка закреплен в большинстве субъектов РФ. Вместе с тем в некоторых субъектах данный перечень имеет свои особенности.

Таким образом, отсутствие единства в законодательном закреплении регионами круга получателей пособия на ребенка приводит к ситуации, при которой лица с семейными обязанностями, объективно нуждающиеся в получении этого пособия, его не получают или получают в минимальных размерах.

Кроме того, в региональном законодательстве до сих пор не выработан единый принцип соотношения базового размера пособия на ребенка к его повышенному размеру.

Согласно нормам Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации" такой социальный показатель, как "бюджет прожиточного (физиологического) минимума" вводился временно - на период преодоления кризисного состояния экономики.

Между тем "прожиточный минимум" сохранился до настоящего времени и преимущественно используется в качестве основного нормативного показателя социальной политики, по сути, подменяя "минимальный потребительский бюджет".

Можно согласиться с Ю.В. Ворониным 1, полагающим, что социальный показатель "прожиточный (физиологический) минимум" характеризует в настоящее время "приемлемый уровень жизни", который, выступая ориентиром социальной политики, широко применяется в сфере пенсионного обеспечения2.

Однако, как справедливо отмечает Ю.В. Воронин, государство в ходе реализации социальной политики должно руководствоваться конституционно-правовым ориентиром достойного уровня жизни и международно-правовым ориентиром достаточного уровня жизни , которые логически взаимосвязаны с понятием "потребительский бюджет человека" и по содержанию предоставляемых благ превосходят "прожиточный (физиологический) минимум"3.

В свою очередь, минимальный потребительский бюджет семьи, рассчитанный на основе "потребительского бюджета человека", по нашему мнению, должен лечь в основу определения размеров социального пособия на ребенка.

В переходный период до разработки минимального потребительского бюджета семьи, приемлемых критериев такого бюджета федеральному законодателю следует разработать и принять на федеральном уровне единый перечень получателей социального пособия на ребенка, определить круг лиц, имеющих право на повышенные размеры этого пособия, разработать единые условия его назначения и выплаты.


Соответствующие изменения следует внести в ст. 16 Закона о государственных пособиях, закрепив в числе прочего минимальный (базовый) размер пособия на ребенка, хотя бы на уровне федерального прожиточного минимума, который должен быть гарантирован федеральным законодателем на всей территории России, например за счет субвенций, дотаций или трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации.

По мере разработки критериев минимального потребительского бюджета семьи и создания условий для его внедрения в регионах федеральный прожиточный минимум будет трансформироваться в минимальный потребительский бюджет семьи.

В дальнейшем как базовые, так и повышенные размеры пособия на ребенка будут исчисляться из минимального потребительского бюджета семьи. Такой бюджет будет положен в основу всех федеральных и региональных детских пособий 1, что позволит законодательно гарантировать достойный уровень обеспечения пособием на ребенка всех нуждающихся семей с детьми.

Список использованных источников

  1. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. М., 2012. 262 с.

  2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постатейный). М., 2008. 91 с.

  3. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М., 2013. 375 с.

  4. Корсаненкова А.Ф., Корсаненкова Ю.Б. Социальные пособия семьям с детьми в Российской Федерации (правовой аспект) / Под ред. В.П. Галаганова. М., 2007. 302 с.

  5. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / В.А. Баранов, А.В. Буянова, Н.С. Волкова и др.; под ред. О.Н. Петюковой. М., 2015. 51 с.

  6. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: Монография / Е.Г. Азарова, Н.В. Антонова, А.Л. Благодир и др.; отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2017. 241 с.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. - № 31. – Ст.7.39.

2 Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. М., 2012. С. 96.

3 Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М., 2013. С. 278.


1 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. N 842 "О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в производственных отраслях народного хозяйства".

2 Ефимов В. Уровень жизни трудового народа в Российской Федерации должен быть самый высокий в мире. URL: https: // newsland.com/ user/3121148154/content/uroven-zhizni-trudovogo-naroda-v-rossii-dolzhen-byt-samym-vysokim-v-mire/1906993.

3 Письмо Госкомстата от 21 августа 1997 г. N ВС-1-21/1945 "Сведения о среднемесячной заработной плате за период с 1960 года по июнь 1997 года".

4 Куратов О.В. Хроники русского быта (1950 - 1990). М., 2004. С. 12.

5 Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1028-1 "О повышении социальных гарантий для трудящихся".

1 Письмо Госкомстата от 21 августа 1997 г. N ВС-1-21/1945 "Сведения о среднемесячной заработной плате за период с 1960 года по июнь 1997 года".

2 Рассчитано на основе методических рекомендаций Минтруда России от 10 ноября 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации".

3 п. 3 Постановления Совмина СССР от 2 августа 1990 г. N 759 "О дополнительных мерах по социальной защите семей с детьми в связи с переходом к регулируемой рыночной экономике".

4 Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2115 "О повышении минимального размера оплаты труда".

5 Рассчитано на основе методических рекомендаций Минтруда России от 10 ноября 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210.

6 Российские реформы в цифрах и фактах (справочное издание). М., 2007.

1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Указ. соч. С. 408.

2 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

1 Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постатейный). М., 2008. C. 25.


1 Закон г. Москвы от 3 ноября N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", Закон Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 10-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" и др.

2 Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 130-оз "О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области".

3 Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / В.А. Баранов, А.В. Буянова, Н.С. Волкова и др.; под ред. О.Н. Петюковой. М., 2015. C. 91.


4 ст. 2 Закона Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 10-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка".

5 ст. 7 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 г. N 1525/256-III-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей".

6 ст. 91 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области".

7 ст. 2 Закона ЕАО от 9 декабря 2004 г. N 377-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей".


1 Социальное обеспечение: настоящее и будущее: Монография / Е.Г. Азарова, Н.В. Антонова, А.Л. Благодир и др.; отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2017. С. 20 - 30.

2 ст. 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Ориентир "приемлемый уровень жизни" также содержится в распоряжении Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р, которым утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации и план-график подготовки проектов федеральных законов по реализации этой Стратегии.

3 Социальное обеспечение: настоящее и будущее: Монография / Е.Г. Азарова, Н.В. Антонова, А.Л. Благодир и др.; отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. С. 20 - 30.

1 О федеральном пособии нуждающимся (малообеспеченным) семьям см. Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ.