Файл: 1. 2 Методологическая организация аудита финансовохозяйственной деятельности 15.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наблюдение состоит в изучении процесса или процедур, выполняемых другими лицами. Так, например, аудитор может наблюдать за проведением подсчета товарно–материальных ценностей работниками аудируемой организации, за осуществлением контрольных процедур, правильность которых можно проверить только при непосредственном присутствии.
Документальные аудиторские доказательства включают в себя:

  • документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них;

  • документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица;

  • документальные аудиторские доказательства, созданные субъектом аудита и находящиеся у него.

Запрос направлен на получение информации от осведомленных лиц как в пределах, так и за пределами субъекта аудита. Запросы могут быть различными: от официальных письменных обращений, адресованных третьим сторонам, до неофициальных устных запросов, адресованных работникам субъекта аудита. Ответы на запросы обеспечат аудитора сведениями, которыми он ранее не располагал или которые подтвердят аудиторские доказательства.
Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, подтверждение остатка средств на счете, величины дебиторской задолженности и т.д.).

Пересчет – проверка точности арифметических подсчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо проведение аудитором самостоятельных подсчетов или расчетов.

Аналитические процедуры состоят в изучении значимых показателей и тенденций, включая вытекающие из них взаимосвязи и отклонения, а также в выявлении причин возможных отклонений. Под аналитическими процедурами подразумевают исследование и оценку данных путем их сравнения с другой информацией, которая имеет отношение к объекту аудита. Их применяют в тех случаях, когда обнаруживается определенная взаимосвязь между отдельными показателями. К наиболее распространенным аналитическим процедурам относят общую проверку на достоверность, аудит тенденций, зависимостей, коэффициентов, проверку физического наличия, повторное проведение операций и др.
1.3 Методика проведения аудиторской проверки финансовых результатов

Составляя программу проверки учета финансовых результатов, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки учета финансовых результатов можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

Программа аудита учета финансовых результатов, операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.

Цель общей программы аудита – собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) МСА 500 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух – трех аудиторов (специалистов в сфере торговли). Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по приобретению и реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламентированы правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта».
Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.


Вначале аудитору следует проверить правильность формирования конечного финансового результата на всех его этапах и соответствие данных бухгалтерской отчетности, и в том числе отчета о прибылях и убытках, данным синтетического учета. Несоответствие данных отчетности данным учетных регистров бухгалтерского учета свидетельствует о нарушении порядка формирования финансового результата и его использования.

На данном этапе аудита финансовых результатов и распределения прибыли аудитору следует проверить заключительные записи по итогам отчетного года по счету 90, а также проверить, как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, т.е. перенесено ли сальдо по счету 90 на счет 99.
Необходимо уделить внимание проверке реформации годового баланса. Для этих целей следует использовать счета 90, 91 и 99. Поскольку реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 и 91, следует проверить, произведены ли заключительные бухгалтерские записи по итогам года:

  • Дебет 91, субсчет 91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов», Кредит 99;

  • Дебет 99, Кредит 91, субсчет 91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Затем проверяется закрытие счета 99. Сальдо счета 99, равное чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84.
На данном этапе аудитор обобщает результаты процедур, выполненных на ознакомительном этапе, и оценивает влияние выявленных отклонений на следующие показатели формы «Отчет о финансовых результатах»:

  • выручка;

  • себестоимость;

  • валовая прибыль;

  • коммерческие расходы;

  • управленческие расходы;

  • прибыль (убыток) от продаж.


  • После этого следует приступить к изучению операций, в результате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты влияния отклонений по операциям, связанным с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, аудиторам необходимо откорректировать соответствующие показатели.

    Аудиторы приступают к проверке правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых в организации. Эта проверка заключается в тщательном изучении отдельных положений учредительных документов, решений собраний учредителей (собственников), учетной политики. В документах должны быть раскрыты источники формирования и использования таких фондов и резервов.

    Аудиторы изучают фактический порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированному в учредительных документах, учетной политике.

    На основании протоколов заседаний общего собрания учредителей, смет аудиторы проверяют обоснованность расходования средств нераспределенной прибыли, правильность отражения данных операций по счету 84.
    Выявленные в ходе ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в рабочих документах и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
    После окончания работ аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.
    Типичными ошибками, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита финансовых результатов и распределения прибыли, являются следующие:
    нарушение порядка составления формы «Отчет о финансовых результатах» в части занижения или завышения показателей, участвующих при формировании отчета;


  • неверное отнесение доходов в состав прочих доходов;

  • неверное отнесение расходов в состав прочих расходов;

  • неправомерное использование прибыли отчетного года;

  • ошибочная корреспонденция счетов при отражении прочих доходов и расходов;

  • ошибочная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов за счет собственных источников через счет 84.

Итоговым этапом аудита хозяйственных операций, являются обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита.

Необходимо проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.
В ходе проверки аудитор собирает достаточные и уместные доказательства, необходимые для формулирования выводов, служащих основой для выражения его мнения.

2 Практическая часть
2.1 Нахождение уровня существенности
Аудиторские организации обязаны вычислять уровень существенности , определим уровень существенности для аудита предприятия. Для расчета уровня существенности возьмем показатели статей баланса, расчет представим в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1 – Определение уровня существенности предприятия

Наименование базового показателя


Значение базового показателя, тыс. руб.


Доля в процентах, %

Значение базового показателя применяемого для расчета уровня существенности

Балансовая прибыль предприятия


33757


5


1688

Выручка от реализации

135665

2

2713

Валюта баланса

147034

2

2941


Собственный капитал


34650


10


3465

Общие затраты

102045

2

2041



По данным таблицы 2.1 составим следующий расчет.
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:

(1688+2713+2941+3465) : 5 = 2569 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(3465–2569) : 2569× 100% = 34,88 %.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(2569–1688) : 2569 × 100% = 34,29 %.
Полученная величина превышает 0,5, следовательно, совокупность неоднородна.
Новое среднее арифметическое составит:
(2713+2941+2041) : 3 = 2565 тыс. руб.
(2600–2565)/2565×100%=1,36 %
Таким образом, для проверки принимается уровень существенности в 2565 тыс. руб.

2.2 Определение доверительного интервала
Из проверенных выборочным методом А первичных документов в Б отсутствовали обязательные реквизиты. Генеральная совокупность состоит из В документов.
Определите доверительный интервал для доли неправильно оформленных документов в генеральной совокупности при вероятности, равной 95%.
Показатели А, Б и В представлены ниже:
Таблица 2.2 – Значения показателей для определения доверительного интервала


№ варианта


А


Б


В


18


95


8


1 150


Доля неправильно оформленных документов в проверяемой совокупности определяется по формуле:
P = p ± ∆,
где – доля документов, содержащих ошибки в оформлении, в выборочной совокупности;
Δ – ожидаемая ошибка.
То есть доверительный интервал для доли неправильно оформленных документов в генеральной совокупности находится в границах от (p – ∆) до (p + ∆).
Ожидаемая ошибка бесповторной выборки рассчитывается по формуле:


где – объем выборочной совокупности;