Файл: О самоуправлении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
следит за посещаемостью и успеваемостью, оказывает помощь в учебе товарищам. Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количества оценок. Одним из важных направлений работы министерства является формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах

Министерство труда и охраны природы составляет график дежурства по классу. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски. Обеспечивает участие класса в трудовых акциях. В целом обеспечивает работу по озеленению кабинета.

Министерство печати и информации занимается оформлением стендов, классов, оформлением плакатов и выпуском стенгазет. Организация  и проведение конкурсов рисунков, плакатов в классе

Министерство спорта занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается формированием команд. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях.

Министерство здравоохранения занимается проведение инструктажей по ТБ (технике безопасности) при подготовке к спортивным и массовым мероприятиям, выходам и экскурсиям. Занимается работой по агитации здорового образа жизни. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверок. Ведет учет количества питающихся в столовой, делает заказ и следит за возвратом порций заболевших учащихся. Контролирует работу дежурных в столовой. Занимается организацией и проведением тематических мероприятий, агитацией правил дорожного движения и противопожарной безопасности. Проводят тематические инструктажи. Обеспечивают участие класса в общешкольных тематических конкурсах и мероприятиях.

Министерство культуры занимается организацией классных часов, праздников. Обеспечивает участие класса в различных общешкольных мероприятиях и конкурсах, посещение музеев, театров, выставок, концертов.

Самоуправление специфическая организация  коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.


Нельзя прийти в класс и объявить детям: "С сегодняшнего дня вы сами управляете жизнью в классе”, необходима кропотливая подготовительная работа:

1 этап: Сбор информации (диагностика и мониторинг ученического и родительского коллективов)

2 этап: Планирование, с учетом особенностей класса.

3 этап: Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности (тренинг- игры).

4 этап: Контроль (самоконтроль учащихся).

5 этап: Коррекция (внесение изменений).

И снова анализ.

Коллективное планирование – один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:

  • конкурс на лучшее предложение в план;

  • обсуждение проектов плана, разработанных микрогруппами;

  • анкета по изучению мнений ребят;

  • коллективный творческий конкурс;

  • тематические задания по планированию микрогруппам;

  • публичная защита проектов и предложений;

  • час вопросов и ответов;

  • разведка полезных дел;

  • создание банка идей и предложений;

  • аукцион форм работы;

  • ОДИ «Поиск»;

  • Деловые игры «Импульс», «Дом, который построим мы» и др.

В процессе планирования ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решения, что является необходимым условием развития социальной активности школьников.

Самоуправление должно базироваться на принципах:

§  Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

§  Откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

§  Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

§  Целесообразность — деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

§  Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

§  Самодеятельность — творчество, активность, самодеятельность учащихся;

§  Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

 Члены самоуправления имеют право:

- на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;



- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;

- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;

- на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;

- входить в состав других объединений.

Члены самоуправления обязаны:

- действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;

- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;

- проявлять уважение к старшим;

- уважать взгляды и убеждения других людей;

- уважать достоинство и свободу другого человека;

- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;

- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.

Условия развития (совершенствования)

ученического самоуправления

  1. Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.

  2. Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.

  3. Деятельностный подход в организации ученического самоуправления.

  4. Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.

  5. Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.

  6. Стимулирование выполнения общественных поручений.

  7. Педагогическая поддержка ученического самоуправления.

  Анализ результатов позволяет составить своего рода «портрет» членов самоуправления. Для него характерны такие черты:

- сильная потребность к самовыражению и реализации собственных возможностей.

- борьба за лидерство, коллектив индивидуальностей, имеющих высокую самооценку.

- ориентация учащихся на свои собственные жизненно важные цели.

- нестандартный уровень интеллекта и стремление его повысить.

- не всегда совпадение реальной оценки результата и желаемого.

Показатели развития самоуправления в классе


  1. Самостоятельность в принятии и реализации решений.

  2. Равенство прав членов коллектива.

  3. Инициативность и творчество.

  4. Единство прав и обязанностей членов коллектива.

  5. Единство слова и дела, действенность принимаемых решений.

  6. Ответственность членов коллектива за его дела.

  7. Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления.

  8. Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.

Для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные принципы самоуправления :

*Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.

*Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.

*Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.

*Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он организовал, то это, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали, и еще важно, чтобы они говорили так: А наша классная – она «классная», она нас всегда поддержит, поможет, не продаст…

*Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность…

* Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.

*Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.

* Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать игровую мыследеятельность учащихся, в ходе которой детское фантазирование и собственные мысли могли бы пересечься.

*Только веселая созидательная бодрость воспринимается детьми как нектар необходимый для успешно-интересной жизни.

* Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги повороты.

*Учитель должен уметь организовать детское общение в связи с деятельностью, обычное, бытовое общение, высокое творческое общение.

* Трудное и светлое вспоминается с теплотой и благодарностью, не вспоминается обычное и безликое.

*Отдыхать и бездельничать для многих легче, нежели трудиться и все можно поменять, ели педагогу удалось тихонечко, через ритуалы, традиции, песни, общение душ, ненавязчивые советы, умение почувствовать,
уловить ветер нового, ветер перемен и подвести учеников к коллективно признаваемым ценностям совместного бытия, деятельности, успеха.

* Для каждого человека важно, чтобы его статус постоянно менялся, возвышая его, и в то же время хочется многое познать, увидеть, научиться тому, что весьма значимо в данной группе, в данном времени и городе. Педагог должен создать условия для статусного роста каждого ученика.

* Заслуженный комплимент от любимого учителя, грамота, диплом, медаль от школы, прославление поступка в газете, присвоение звания и избрание на должность, получение удостоверения и награды за любой успех, фотография на сайте, стих или статья посвященные ученику – вот именно этим должен грешить классный руководитель применительно к детям и их родителям.

Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни

Работа с классами строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!».

Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:

Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Для классного руководителя классное самоуправление – это замечательная возможность диагностики развития индивидуальности каждого ребенка.

Результат нашей совместно с ребятами и родителями работой – звание «Лучший класс» на протяжении нескольких лет.

И еще, я убеждена, до классного самоуправления надо дорасти и самому педагогу, и помочь дорасти детям. И тогда заветные слова "Дети сами” не станут пустой декларацией.