ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22 недоразвитие может привести к низкому словарному запасу, ребенок может не воспринимать просьбу и инструкцию, тем самым не сможет запомнить и выполнить предложенное задание.
Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций. В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память. С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом. При ее детальном нейропсихологическом обследовании эти качества позволяют получить большой объем информации не только о состоянии самой памяти, но и о состоянии других психических функций, разных мозговых структур.
При общем недоразвитии речи наряду с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, нарушается слуховое восприятие и слуховое внимание в виду чего специфически меняется процесс формирования речевой функциональной системы, следовательно, может специфично протекать процесс слухоречевой памяти.
Как следствие всего этого у детей дошкольного возраста с ОНР словарный запас ограничен обиходно-бытовой лексикой, связная речь не развита.
Таким образом, можно выделить то, что память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы, которые в первую очередь связаны с речевым развитием детей. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.
Память обеспечивает не только воспроизведение, но и восприятие поступающей информации, что обуславливает активный характер мнестической деятельности человека.
Проведенный анализ литературы позволяет определить теоретические основы предстоящего исследования. К ним можно отнести современные представления из области психологии, согласно которым слухоречевая память – это необходимый компонент познавательной деятельности.
Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

23
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется Р.С.
Немовым постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная.
В зависимости от тяжести речевого дефекта различают три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.
Наиболее распространён у детей с общим недоразвитием речи третий уровень речевого развития. Дети уже пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчётливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин.
Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.
Игры выделены серым, можешь не читать, просто для общей информации
Данные методические рекомендации могут способствовать повышению эффективной коррекционной логопедической работы и могут быть использованы логопедами и воспитателями (родителями).
Первая серия игр направлена на развитие невербальной памяти.
«Большое ухо»
В эту игру можно играть везде. Предложите ребенку остановиться, закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки он слышит? Какие звуки дальше, а какие ближе? Найдите тихое место, предложите послушать тишину. Что ее нарушает? Бывает ли полная тишина?
«Что за звук?»
Приготовьте бумагу, фольгу, стаканчики с водой и без, карандаш.
Можно также использовать предметы, находящиеся в комнате: дверь, мебель, посуду. Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться.
Производите различные звуки: пошуршите бумагой, постучите карандашом, перелейте воду из стаканчика в стаканчик, откройте дверцу шкафа, переставьте стул. Малыш должен отгадать, что вы делаете и при помощи каких предметов. Затем поменяйтесь ролями.
«Звуковые загадки»
Приготовьте набор звучащих игрушек: бубен, колокольчик, гармошку, барабан, металлофон, две деревянные ложки, пианино, погремушку, резиновую игрушку с


24 пищиком. Покажите их ребенку, а затем встаньте за ширму или за открытую створку шкафа и поочередно извлекайте звуки. Затем поменяйтесь ролями.
«Ритм»
Возьмите деревянную палочку и простучите по очереди несколько простых ритмов. Задача ребенка — воспроизвести их.
Вторая серия игр направлена на развитие вербальной памяти без использования наглядного материала.
«Цепочка действий»
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола ….».
«Игра в слова»
Задание 1. Сейчас я назову несколько слов, а ты постарайся их запомнить.
Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, диван, кресло, медведь.
Повтори!
Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие группы или части ты бы разделил эти слова?
(Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но взрослый должен подвести ребенка к более правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели.)
Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
Данная игра поможет активизировать ранее полученные знания, и усовершенствует умение ребенка обобщать.
«Интересные слова»
Сейчас я назову несколько слов. Постарайся их запомнить.
Стимульный материл: Сокол, сон, сосна, старик, снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?
ПРИМЕЧАНИЕ. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать.
Пусть ребенок подумает, посравнивает слова, почувствует слово.
Задание 3. Если ты знаешь как пишется буква С, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просила запомнить.
Повтори их!
«Пара слов»
Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в

25 паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
«Поймай слово»
Вы называете различные слова, а малыш должен среди них не пропустить («поймать») определенное слово, например, слово: ветер.
Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши (или приседает, подпрыгивает) если услышит это слово. В усложненном варианте нужно «поймать» два слова. Это игровое упражнение активизирует слуховое внимание.
«Кто знает, пусть продолжает».
Логопед от лица Знайки произносит следующую фразу - Я знаю такую мебель: стол, стул…и детям предлагает вспомнить названия мебели и продолжить ряд. Игру можно использовать при прохождении любой лексической темы, включая ее в занятия либо в совместную деятельность
(взрослого) воспитателя с детьми. Она позволяет активизировать и обогащать знания детей.
«Будь внимателен».
Взрослый предлагает ребенку послушать, запомнить и повторить слова в такой же последовательности: диван, кресло, стол.


- Послушайте слова еще раз. Диван, кресло, стол, стул.Какое новое слово появилось?
- Повторите слова кровать, тумбочка, полка, буфет, сервант.
-
Послушайте еще раз и скажите, какое слово исчезло из ряда тумбочка,полка, сервант.
Данная игра направлена не только на развитие слухоречевой памяти и на развитие слухового внимания.
«Повтори и продолжи».
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы:
«Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
«Слушай хлопки»
Ребенок передвигается по комнате. Когда вы хлопаете в ладоши один раз, он должен остановиться и принять позу „аиста" (стоять на одной

26 ноге, руки в стороны): на два хлопка — позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу); на три хлопка — поскакать как лошадка.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, камыш, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах, потом просит ребенка повторить услышанные слова.
«Продолжи ряд»
Ребенку взрослый называет, какое-то время суток (дни недели, месяцы и времена года) и он должен вспомнить и назвать в нужной последовательности эти слова.
Утро, день …
Понедельник, вторник …
Январь, февраль …
Зима, весна …
Третья серия игр направлена на развитие вербальной памяти с использованием наглядного материала.
«Гуляем по зоопарку»
Пусть ребенок закроет глаза и представит, что мы гуляем по зоопарку.
Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала. Итак, медведь, тигр, рысь, лиса, дикобраз.
Задание 1. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
Задание 2. Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых назвала я.
Задание 3. Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят животных в том порядке, в каком они назывались.
«Расставьте, как было».
Стимульный материал: детская мебель.
Взрослый предлагает детям посмотреть и запомнить, как стоит мебель, далее предлагает детям (ребенку) закрыть глаза и отвернуть и в это время взрослый меняет расположение мебели – детям даётся знак открыть глаза и повернуться. Дошкольники должны расставить мебель, как прежде.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Стимульный материал: муляжи фруктов, овощей, булочных изделий; игрушки.
Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди, могут быть и дочкой
(или сыном), и мамой


27
(или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными:
«Булочная»,
«Молоко», «Игрушки» и любые другие.
Что пропало? (Приложение № 5)
Перед ребенком раскладывают в один ряд несколько картинок. Просят его отвернуться и убирают одну из картинок. Ребенок должен посмотреть и увидеть – какой предмет исчез.
«Вспомни, кто где спрятался» (Приложение № 6)
Игра направлена на создание ассоциативных связей. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены несколько животных.
Каждому из животных соответствует свой значок, расположенный ниже животного. Ребенку предлагается запомнить, какому животному соответствует определенный значок. На втором рисунке расположены животные, ребенку необходимо под каждым из них нарисовать соответствующий значок.
«Я положил в мешок».
Стимулиный материал: «волшебный мешочек», муляжи фруктов, овощей.
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки».
Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту:
«В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).
«Сколько овощей?» (Приложение № 7)
Перед ребенком на столе лежит лист бумаги с заданием. На верхней части листа изображены овощи (их разное количество). А в нижней части расположены эти же овощи в единственном числе. Ребенку предлагаем сосчитать, сколько разных овощей и запомнить их количество. После этого белым листом бумаги закрываем верхнюю часть задания и просим вспомнить количество каждого овоща. Для того чтобы ребенок помнил какие овощи были нарисованы подсказка.
«Какой? Какая? Какое?» (Приложение № 8)
Ребенку предлагается послушать слова и сказать, какие определения не подходят к нарисованным предметам.
Конфета: Сладкая, горячая, быстрая, соленая, шоколадная, липкая, твердая, вкусная.
Ёж: Мягкий, колючий, шустрый, большой, белый, забавный, маленький, опасный.

28
Мороженое: Холодное, светлое, капризное, жидкое, ванильное, теплое, сливочное, мягкое.
Машина:Быстрая, железная, стеклянная, квадратная, легковая, грузовая, бумажная, игрушечная.
Облако:Черное, пушистое, грязное, шерстяное, легкое, желтое, белое, низкое.
Готовность ребенка к школе – психологическая, позновательная, мотивационная, мотивация учения
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Изучение уровня развития психики детей является основой, как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.
По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора и развития познавательных процессов.
3. Социально - психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Эмоционально – волевая готовность считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи.
Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребёнка во всех сферах.
При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту, диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода, что и подчёркивает актуальность данной темы исследования. Таким образом, основная цель нашей работы – сформулировать уровень мотивационной готовности дошкольника к обучению в школе.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление уровня мотивационной готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у


29 ребёнка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.
1.1 Психологическая готовность детей к обучению в школе.
Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов или родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций,
- говорят о физиологической, социальной готовности ребёнка к школе. Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Составными компонентами психологической готовности являются личностная, волевая, интеллектуальная.
Личностная готовность.
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной
(атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.
(Я.Л. Коломинский, А.А. Панько. 1989).
Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребёнка остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к школе предполагает:
1. дифференцированное восприятие;