Файл: Практикум по психокоррекции (часть 11) Группа 20П111 Студент Н. В. Гегер москва 2023 Практическое занятие 1 по темам 26.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Практикум по психокоррекции (часть 1/1)

Группа 20П111
Студент
Н.В. Гегер

МОСКВА 2023
Практическое занятие 1 по темам № 2-6

Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков, направленная на изменение их «образа Я».

Пояснительная записка

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм. Оно не рождается сиюминутно, а формируется постепенно. Есть множество факторов, способствующих формированию отклонения в поведении.

Девиантное поведение несовершеннолетних – это острый и болезненный вопрос в условиях образовательного учреждения.  В тоже время школа как один их важным институтов в становлении личности ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни.

Подростковый возраст считается самым трудным, но в тоже время исключительно важным периодом для психического развития ребенка, формирования его личности.  В подростковом возрасте появляется интерес к собственному миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексного анализа, что приводит к повышенной требовательности, возникновению чувства неуверенности в себе, агрессии, асоциальному поведению.


Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Подросткам с  девиантными формами поведения требуется целенаправленная коррекционно-развивающая работа, предполагающая развитие рефлексии, т.е. самопознание внутренних психических актов и состояний, формирование устойчивой положительной самооценки, позитивного «образа Я»

Новизна программы заключается в применении различных методов взаимодействия с обучающимися как:

  • упражнения на осознание своей уникальности, самоценности;

  • формирование самопринятия;

  • упражнения на формирование положительного образа-Я;

  • элементы арт-терапии: рисование, коллажирование, рефлексия, которые направлены на развитие позитивного отношения к жизни, окружающим и себе.

  • формирование позитивных эмоций, снятие эмоционального напряжения;



Цель: профилактика и коррекция девиантного, асоциального и противоправного поведения, формирования у подростков с девиантными формами поведения положительного образа «Я».

Задачи программы:

  1. Профилактика и коррекция девиантного, асоциального и противоправного поведения.

  2. Формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

  3. Способствовать осознанию своих личных социальных ролей в обществе, жизненной перспективы, цели и способов их достижения.

  4. Развитие у подростка навыков самосознания, самоконтроля и саморегуляции.

  5. Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.

  6. Развитие коммуникативных навыков.

Сроки реализации и возраст детей:

Занятия рассчитаны на 4 месяца и проводятся с детьми 12-17 лет.

Продолжительность занятий 55-60 минут.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально или с подгруппой детей, состоящей из 3-8 детей.

Условия проведения занятий:

  1. Учёт психологических и возрастных особенностей ребенка, его социальной ситуации развития;

  2. Игровой процесс не следует торопить или замедлять.

  3. Учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации.

  4. Комплексность и системность коррекционно-развивающей и профилактической работы.

  5. В любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.


В программу включает в себя 4 этапа:

  1. этап – диагностический.

Цель: 1) комплексная диагностика особенностей развития, выявление факторов риска, формирование программы психологической коррекции.

2) проводится с целью определения наиболее проблемных зон, сохранных функций, возможностей и способностей ребенка.

Форма работы: групповое и индивидуальное тестирование.

  1. этап – консультативный.

Цель: 1) Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

2) Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

3) Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений: процессе консультирования пациент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, свойства своей личности;

4) Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;

5) Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

  1. этап - практический.

Цель:

1) помощь в приобретении внутренней стабильности,

уверенности в себе;

2) приобретение внутренних психических сил.

3) снижение психической напряжённости, трансформация негативных переживаний подростков в положительные эмоциональные состояния.

  1. этап - заключительный.

Цель: определение эффективности работы.

Методы и техники, используемые в программе:

1. Беседа/Диалог с психологом.  

Применение метода беседы работе позволяет подросткам научиться:

-точно выражать свои мысли;

-активно отстаивать свою точку зрения;

-аргументировано возражать;

- опровергать ошибочную позицию противника.

2. Арт-терапия. 

Применение арттерапии в данной коррекционно-развивающей работе позволяет:

-обеспечить эффективное эмоциональное реагирование;

-облегчить процесс коммуникации;

-преодолеть коммуникативные барьеры;

-создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к самореализации;

-создать психологические условия для осознания подростком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

-создать предпосылки для произвольной регуляции эмоциональных состояний и реакций;

-повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивного «образа Я» и повышению уверенности в себе.
3. . Психогимнастика. 

Релаксация. Визуализация. Аутотренинг. Применение психогимнастики в работе способствует:

-снижению эмоционального и нервно-мышечного напряжения;

-снятию страхов;

-развитию внимания;

-развитию чувствительности к собственнму физическому и эмоциональному состоянию;

-сокращению эмоциональной дистанции между подросткоми взрослым;

-формированию способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других участников.
4. Игротерапия. 

Применение игротерапии в работе способствует созданию близких отношений, снятию напряжения, тревоги, повышению самооценки, позволяет подросткам проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
5. Поведенческая терапия. 

Использование метода поведенческого тренинга в данной


программе обеспечивает подросткам возможность достаточно быстрого и результативного научения новым формам и способам поведения в условиях дефицита наличного поведенческого репертуара.

Структура занятия.

Ритуал приветствия – 3 минуты.

Разминка - 5 минуты.

Коррекционно-развивающий этап- 40 минут Подведение итогов - 4 минуты.

Ритуал прощания – 3 минуты.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: - начальный контроль; - итоговый контроль.

Средства оценки программы:

  1. Тест Басса-Дарки

Цель: выявление уровня агрессивности и изучение выраженности видов агрессии

  1. Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика С.А.Будасси исследования Я-концепции

Цель: позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно.

  1. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения

  1. Тест-опросник Леонгарда-Шмишека.

Цель: выявления акцентуированных свойств характера и темперамента подростка.

  1. Леус Э.В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению)

  2. Правовая методика

Цель: определение уровня правовых знаний у подростков.

Ожидаемые результаты:

К концу занятий у подростков должны развиться коммуникативные навыки, снизиться тревога, эмоциональное напряжение и развиться эмоционально-волевая сфера. А также, с помощью изученных и отработанных техник сформироваться индивидуальный способ саморегуляции и выражения эмоций.

Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в коррекционной работе с  подростками «девиантами», необходимо учитывать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной системы подростков.