Файл: текст в речевой коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Д.БАНЗАРОВА»

Восточный институт

Кафедра бурятской и эвенкийской филологии

РЕФЕРАТ

ТЕМА: «ТЕКСТ В РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Выполнил: Султумова Я.Д., ст.16120 гр.

Проверил: Ошоров С.Г., к.пед.н., доц.


Улан-Удэ

2023

СОДЕРЖАНИЕ


Введение...................................................................................................3

Речевая коммуникация……………………………………………………………………..…..3

Формы и типы речевой коммуникации…………………………........................4

Язык и речь…….………………………………………………………………………………….……5

Отличия языка и речи…….……………………………………………………………………….5

Речевое общение……….…………………………………………………………………………..6

Список использованной литературы……………….…………………..………………..7

ВВЕДЕНИЕ

Речевая коммуникация - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.). Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает так­же как орудие познания, как инструмент мышления.

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют и до сих пор. Дорожные знаки, сигналы светофора, сигнализация флагами и т.п. – все это средства пе­редачи информации, дополняющие основное средство челове­ческого общения – язык.


Таким образом, выделяют вербальную и невербальную формы коммуникации. Вербальная коммуникация – это общение с по­мощью слов, невербальная – это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

Задачи речевой коммуникации:

- эффективное получение информации (зависит от уровня владения навы­ками чтения и слушания);

- эффективная передача информации (владение навыка­ми письма и говорения);

- достижение поставленной цели путем убеждения собесед­ника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);

- получение дополнительной информации о собеседнике (знание объективных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, умения интерпретиро­вать содержание его высказываний и понять возможный под­текст).
ФОРМЫ И ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Формы коммуникации: устная и письменная.
Типы речевой коммуникацииопределяются по ряду признаков.
1. По условиям общения:

а)прямое, или непосредственное, общениес активной обратной связью (диалог) и с пассивной обратной связью (письменный приказ.);

б) опосредованное общение(выступление на телевидении, в СМИ).
2. По количеству участников:

а)монолог(речь одного человека);

б)диалог(речь двух людей);

в)полилог(речь нескольких человек).

3. По цели общения:

а)информирование;

б)убеждение;

в)развлечение.
4. По характеру ситуации:

а)деловое общение;

б)бытовое общение.

ЯЗЫК И РЕЧЬ

Язык– это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонетический – морфемный – морфологический – синтаксический – лексический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Язык– основное средство человеческого общения, сущест­вует только в обществе людей. Связь языка и общества двусто­ронняя: нет языка вне общества и нет общества без языка.



Язык – это социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры в конечном счете отражаются в языке. (Примеры изменения языка в 20-ом столетии).

Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по своему социальному положению, по уровню образования, по месту жительства, по возрасту, полу и т.д. В соответствии с этим язык неоднороден, выделяют разновидности языка.

Появление языка тесно связано с формированием че­ловека как мыслящего существа. Язык возник естествен­ным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате этого язык по своей природе полифункционален.

ОТЛИЧИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ

Язык един и абсолютен для народа, нации; речь зависит от конкретных собеседников и особенностей ситуации общения. Речь, воплощая языкприменительно к отдельному индивиду, является результатом психофизиологических действий. Речь подчинена языку: говорящий выбирает и сообразно коммуникативному намерению упорядочивает знаки языка. Сам язык предназначен для мышления, однако мыслительный процесс совершается и оформляется именно в речи.Л.В. Щерба различает язык и речькаксловарный материалиего коммуникативное воплощение.

Речь, в отличие от языка, характеризуется не только словесными, но и невербальными атрибутами. Сюда относятся экстралингвистика (мимика, жесты), паралингвистика (темп, сила голоса, интонация), кинесика (двигательная характеристика собеседников).

Речь, высказывание – продукт речевой деятельности. По речи можно определить психологическое состояние говоряще­го, ее целевое назначение, ее коммуникативную значимость, отношение говорящего к собеседнику.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – речь. Именно поэтому его называют речевым (вер­бальным) общением (в отличие от невербаль­ных средств общения: жестов, мимики, знаков, символов и др.).

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаи­модействия между участниками коммуникации, который направ­лен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.


Речевое общение может осуществляться между многими, не­сколькими, двумя людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андрющенко Т. Я., Ревзина О. Г. Р.Харвег. Редуцированная речь (перевод с немецкого) // Новое в зарубежное лингвистике. — Т. 8. — Москва, 1978.
Андрющенко Т. Я., Ревзина О. Г. М. Пфютце. Лингвистика и грамматика текста, (перевод с немецкого) // Новое в зарубежное лингвистике. — Т. 8. — Москва, 1978. С. 234.
Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных наук Опыт философского анализа. – М., Искусство, 1979
И. Р. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 2006. — 144 с. (Лингвистическое наследие XX века.)