Файл: Инструкция для учащихся по написанию сжатого изложения.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция для учащихся по написанию сжатого изложения
Рекомендации к объёму сжатого изложения
Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:
Исключение: исключение повторов
Исключение: исключение одного или нескольких из синонимов
Исключение: исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций
Исключение фрагмента текста, имеющего менее существенное значение
Исключение однородных членов при обобщающем слове
Исключение одного или нескольких предложений
Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием
Обобщение: замена прямой речи косвенной
Упрощение: слияние нескольких предложений в одно
Упрощение: замена предложения или его части указательным местоимением
Упрощение: замена сложноподчинённого предложения простым
Упрощение: сокращение количества частей сложного предложения
Пример комплексного применения приёмов сжатия
Комментарий: в ходе сжатия данного фрагмента текста использована:
Готовимся к написанию сжатого изложения
Приёмы компрессии текста
9 класс
Инструкция для учащихся по написанию сжатого изложения
- Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы).
- При первом прослушивании необходимо проникнуть в суть текста, то есть понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
- Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
- Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей.
Рекомендации к объёму сжатого изложения
- Помните, что, сжато излагая текст, необходимо правильно определить основные микротемы, передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
- Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста.
- Объём изложения – не менее 70 слов.
- Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел. Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации.
- Что подлежит компрессии: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию теста.
Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:
разделение информации
на главную и второстепенную
исключение несущественной
и второстепенной информации
свёртывание исходной
информации за счёт обобщения
Информация текста
(та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нём)
(повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста)
Главная
Второстепенная
Основные приёмы компрессии
Исключение
Обобщение
Упрощение
Исключение: исключение повторов
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности. | Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Неотъемлемая часть нашей личности. |
Исключение: исключение одного или нескольких из синонимов
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. | Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. |
Исключение: исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. | Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. |
Исключение фрагмента текста, имеющего менее существенное значение
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставило его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? | Почему Куприн так часто менял свои профессии? |
Исключение однородных членов при обобщающем слове
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Есть люди, которым всегда всё ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. | Есть люди, которым всегда всё ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. |
Исключение одного или нескольких предложений
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо все, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. | Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. |
Вывод
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. Исключается всё, без чего текст остаётся понятным и цельным.Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. | Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. |
Обобщение: замена прямой речи косвенной
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», - ответила горничная на вопрос великой балерины. | Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья. |
Обобщение: замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? | Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? |
Вывод
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст.
Упрощение: слияние нескольких предложений в одно
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. | Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. |
Упрощение: замена предложения или его части указательным местоимением
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность. | Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи. |
Упрощение: замена сложноподчинённого предложения простым
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. | Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. |
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Автомобили, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. | Автомобили, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. |
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. | Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. |
Упрощение: сокращение количества частей сложного предложения
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствовать себя несчастными. | Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания. |
Пример комплексного применения приёмов сжатия
Фрагмент исходного текста | Вариант его сжатия |
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. | Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом. |
Комментарий: в ходе сжатия данного фрагмента текста использована:
- одновременная замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;
- замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением;
- замена придаточных дополнениями;
- замена слова с отрицанием лексическим синонимом.