Файл: Истоки театрального искуства эпохи античности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тверской государственный технический университет»

(ТвГТУ)

Кафедра социологии и социальных технологий


РЕФЕРАТ

ПРЕДМЕТ: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ТЕМА: ИСТОКИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУСТВА ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ

Выполнила: Симанова С.М

Студенка 1 курса

Группа С.ЭБ.ЭПО.21.69

Направление подготовки бакалавров: Экономическая безопасность

Проверила: профессор, к.и.н. Майкова Элеонора Юрьевна

Тверь,2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….……...3

Глава 1 Истоки греческого театра и его развитие

1.1 Происхождение греческой драмы и первые этапы её развития ………….5

1.2 Виды драмы …………………………………………………………… …….7

Глава 2 Постановочная техника греческого театра

2.1 Организация театральных представлений ……………………………….. 15

2.2 Актеры и зрители в античном театре ……………………………………...16

Заключение …………………………………………………………………..…21

Список использованной литературы ……………………………………….... 23

ВВЕДЕНИЕ

Когда мы говорим: «античность», «эпоха античности, «античный» - все эти слова в тот час же вызывают у нас в воображении картины всегда чарующей колыбели античной цивилизации - Греции и, конечно же, несказанное количество мифов о доблестных героях Эллады. Именно эпоха античности (датируемая IХ веком до н. э. -падением Западной Римской империи ( 476 н. э.) является тем самым этапом развития человечества, который в последствие стал одной из опор для европейских мыслей. И в самом деле наследие античности несет в себе развитие почти всех отраслей науки (развитие философии, медицины, математики, основ правоведения ), общественной жизни ( специфика общественного строя, место и роль человека в обществе). Конечно же большие достижения развития этого периода мы наблюдаем в области культуры и искусства. А именно возникновение родов поэзии: эпоса, лирики и драмы о которых уже в то время в своей «Поэтике» упоминал великий Аристотель а также новые идеалы человека и его место в мире .Однако, не совсем правильно было бы сказать. что лишь античность является прародиной значительности части наук, ведь Восток тоже имеет здесь немаловажное значение и даже влияет на этапы развития античности.


Актуальность темы Театральное искусство эпохи античности имеет довольно большое значение в искусстве. Театр обладает своими, особыми признаками: складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора, поэтому является очень важным рассмотреть этот вид искусства и понять является ли он тем самым толчком к современному театральному искусству.

Целью данной работы является анализ театрального искусства эпохи античности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть происхождение греческой драмы и первые этапы её развития

  • Изучить виды драмы

  • Раскрыть организации театральных представлений

  • Рассмотреть актеров и зрителей в античном театре


ГЛАВА 1 Истоки греческого театра и его развитие

1.1 Происхождение греческой драмы и первые этапы её развития

Именно на благословенной земле Эллады возник тот жанр сценического действа, который заставляет нас плакать и смеяться, сопереживать, погружаться в этот мир, откуда мы все возвращаемся преображеннями. Происхождение драмы в Греции очень сложный процесс, ведь дошедшие до нас драматические произведения имеют ряд художественных достоинств, которые не могла иметь первоначальная драма. Однако единственным источником для нас поныне является легендарная «Поэтика» Аристотеля, в которой сам автор рассматривал истоки драмы. Как утверждает известный древнегреческий философ драма зародилась у дорийцев Пелопоннеса, она все таки получила свое наивысшее развитие именно в Афинах, где были более благоприятные условия. Как и множество действий и зрелищ древности драма имеет глубокие религиозные корни и возникает из некой импровизации связанной с культом бога Диониса. Слово «драма» по происхождению греческое, происходит от слова «дромена» что трактуется как «действия», которые показывали жрецы, сцены из жизни различных божеств. Таким образом, культ Диониса был одним из самых подходящих для воспроизведения подобных действий жрецами. Хотя, углубляясь в более ранний период возникновения драмы, мы находим еще один культ - Деметры и её дочери Персефоны, который был распространен повсюду в Греции, а в особенности в Элевсине. Связан он был непосредственно с мифом, который повествует о трагической судьбе Персефоны, которую похитил Аид и которая могла прибывать по приказу Зевса две трети года на земле, когда вместе с матерь. Греки праздновали возвращение Персефоны весной, принимая как знак цветение деревьев и первые зачатки плодов на них. Культ Персефоны, который получил прозвище «элевсинский» был по большей части мистерией, поэтому в отличие от культа бога Диониса о нем известно очень мало [2, с. 35, 48, 77].



Возвращаясь к культу Диониса, мы видим, что именно здесь в полной мере и проявлялась импровизация, о которой шлось ранее. Зародился этот культ в небольшом местечке Икария, а только потом был перенесен в Афины. Как правило, участие в дионисийских священнодействиях принимали хоры вокруг жертвенника или храма Диониса. В процессии участвовали большими семьями, неся сосуды для возлияния, свещенные предметы, виноградные лозы, смоквы и вели жертвенных козлов т.к. (сам бог часто изображался с головой козла) [7, с. 230] .Дионис являлся не только богом виноделия, но и всего, что связано с производящими силами природы несли его символы фаллосы, поэтому эти шествия назывались фаллическими или по-гречески фаллофорией. Участники надевали козлиные шкуры, маски, пели различного рода песни: как печальные так и веселые, шуточные. После церемониальной части устраивался пир. С культом Диониса греков познакомил прорицатель Миланпод, который построил много храмов в честь Диониса[1, с. 45].Таким образом, считается, что именно эти праздники и повлекли за собой зарождение греческой драмы. А уже позже в драме появляются такие её виды как сатировская драма, комедия и трагедия [4, с. 20-50].

Если говорить о происхождении трех этих видов, все они возникали здесь, в Греции и все имеют достаточно забавное происхождение. Греки считали, что главной чертой праздника были исполнение дифирамбов, считалось что в древности их исполняли сатиры - духи, большие ценители женской красоты. Само слово «дифирамбы» восходит к восторженному возгласу в честь Диониса и находит пристанище в нашей речи среди крылатых выражений «петь кому-то дифирамбы», то есть восхвалять кого-то. Когда хоревты стали одеваться сатирами и петь дифирамбы их стали называть козлами, что по-гречески означало «траго», а песнопения и их деяния называли «трагодия», то есть козлиные песни. Это слово как мы видим, и является сродни слову современному трагедия. Та часть исполнения, где остались сатиры - переросла в сатировскую драму. Слово «комедия» также происходит из двух греческих слов «комос» -шествие и «одэ»-песнь [ 2, c. 50].

Драма не стояла на месте и своими значительными преобразованиями обязана Фиспиду, который ввел в действие актера «гипокрита» (от. греч. ответчик), разделил драму на пролог и ресис и изобрел полотняные маски. Однако греческая драма в таком виде, каком она дошла до нас по памяткам V века до н.э. могли возникнуть только в результате разложения родового строя и значительного преобразования полиса.


1.2 Виды драмы

Трагедия

Сам Аристотель в «Поэтике» обращает внимание на то, что постепенно развиваясь, трагедия приобретает самостоятельный вид, отделившись от сатировской драмы, возникая при тирании, которая способствовала её развитию. Особенно значительное отделение трагедии от религиозных корней мы наблюдаем во времена Греко-персидских воин, ведь в то время наблюдалось расширение пантеона, участвующего в этих самых представлениях. В трагедии наблюдается участие людей и использование для сюжетов не только исторических мифов, но и реальных сюжетов из жизни, хотя это было и реже. Примером такой исторической трагедии является Френих, написавший «Взятие Милета». В основе этой трагедии лежит реальное историческое событие: ионийское восстание против персидского ига, которое закончилось поражением греков. Произведение имело настолько хорошую постановку, что было запрещено, ведь вызывало у зрителей большое потрясение. Трагедия многим обязана эпосу из которого заимствовала свои сюжеты, но в отличие от эпоса внимание драматурга было сосредоточено на участии в действии, побуждении его к этому действию и, главным образом, столкновении героя с другими лицами [2, с. 126].

Почти все трагедии начинаются с пролога ( завязки действия), за прологом шло вступление непосредственно на сцену, которую актеры уже не покидали до конца спектакля .Такое вступление получило название «парод», после парода шли части , где велись диалоги. Конечно кроме введенных Фиспидом актеров мы видим и хор, который взаимодействует с актером. В ранних трагедиях диалог мог иметь различную форму. Примером одной из таких форм является лирическая форма. Это был обмен патетическими (риторическими) вопросами, криками скорби из которых возникает «коммос» -плач классической трагедии. Иногда хор пел один или корифей (предводитель хора) запевал один, актер в этом случае мог пользоваться речитативом. Построение хоровых партий было подготовлено хоровой лирикой. Лирическая поэзия состояла из триады: строфы, антистрофы и эпода. Строфа исполнялась при движении хора в одну сторону, антистрофа при движении в противоположную. Эпод исполнялся, когда хор останавливался на одном месте. Он встречается в трагедии довольно редко. Все песни хора сопровождались музыкальными инструментами, среди которых особо популярной была флейта из двух деревянных или металлических трубок. Последняя часть трагедии называлась эксодом (уходом хора). Сами же трагедии имели размер ямбического триметра (шесть полных ямбических стоп соединяющихся парами). Большое развитие трагедия получила благодаря Эсхилу, Софоклу и Эврипиду которые творили в V веке до н.э. - эпоху наивысшего подъема греческой культуры, вызванной победой над персами. Эта победа, этот патриотический дух не могли не выражаться в произведениях, которые имели оглушительный успех [3, с. 120]


Традиционно греческая трагедия начинается с Эсхила. О биографических сведениях Эсхила известно мало. Он родился в Элевсинии, в аристократической семье и участвовал практически во всех сражениях с персами, позже неожиданно переехал в Сицилию к тирану Нейрону. Причины этого скоропостижного и спонтанного переезда неизвестны, возможно, этому поступку послужило изгнание по причине разглашения тайн Элевсинских мистерий. Однако, Эсхил был один из первых свидетелей и участников огромного культурного подъема Греции после Саламинской битвы. Благодаря произведениям Эсхила в греках воспитывалось чувство гражданской ответственности. Он более глубоко разработал трагический конфликт, устроив настоящий переворот в театре, где раньше было значительно мало действий заключающихся только в актере и хоре. С приходом Эсхила трагедия получила второе рождение. Здесь и введение второго актера, которое повело за собой развитие диалога и мотивация актерами своих действий. Самой ранней дошедшей до нас пьесой Эсхила является «Молящие». Здесь мы видим глубочайшую религиозность автора, которая выражается в справедливости Зевса, что не принимает участия в битвах, но вершит свою волю. Трагедия «Перс» является представителем того редкого сюжета, который рассказывал не о мифических событиях, а на исторической части развития Греции, а именно победе греков при легендарной Соломинской битве. Автор не только показывает качество греческого войска, которое связывает с демократическим строем Афин, но и отсутствие глумления над побежденными. К знаменитым трагедиям Эсхила относят также «Прометея прикованного». Эта трагедия значительно повлияла и на творческую сокровищницу европейских авторов таких как Гете и Байрон, образ Прометея также мы встречаем в творчество Т.Г. Шевченка в поэме «Кавказ». Эсхилом была также написана большая трилогия «Орестия», состоящая из трагедий: «Агамемном»,«Хоэхоры» и «Эвминиды». По мере того как были поставлены трагедии автор совершенствовал устройство сцены, таким образом каждая трагедия была все более реалистичнее да и сама структура трагедий стала куда более сложнее. Здесь в силу вступает искусство перипетии, персонажи приобретают некую индивидуальность, а хор занимает меньшее место. Язык трагедий Эсхила довольно сложен и требует от самих актеров большой работы над собой, но уже в V-IV веке до н.е. они имели право на повторные постановки [9, с. 110].

Следующим за Эсхилом стоит упомянуть творчество Софокла т.к он непосредственно являлся учеником Эсхила ,который сделал тоже не малых вклад в развитие драматургии Греции. Значительное влияние на творчество этого драматурга оказал сам Гомер, вырастая на его произведениях юношу, уже в возрасте 16 лет, после Соломинской победы избрали запевалой юношеского праздничного хора. Софоклом было написано свыше ста трагедий и сатировских драм, но сохранилось только семь из них: часть сатировской драмы «Следопыты», «Эдип Царь», «Эдип в колоне», «Антигона», «Электра», «Аякс», «Филоктет», «Трахинянки» [10, с. 320, 467].Среди этих трагедий была наиболее популярна «Царь Эдип» её затем ставили много раз на европейских сценах. Трагедия «Антигона» была поставлена в Московском Художественном и в Киевском драматическом театре имени И.Франко. Именно Софоклу приписывают введение третьего актера, что значительно улучшило действие и разнообразие игры, увеличилось число участников хора до 15, самым значительным вкладом Софокла является введение декорационной живописи, что дало начало использованию большего числа и усовершенствования декораций на сцене, делая их прообразом для современных. Главным отличием софокловских драм от драм Эсхила является то, что ученик в отличие от своего учителя пытался более отдаленно показать власть богов над людьми. Таким образом, здесь весь интерес направлен непосредственно на человека и его мироощущение. Значительным отличием является и использование автором большинства женских персонажей например Антигоны, Деянирыи и других. Он показал роль женщины в расцвет античной рабовладельческой демократии [9, с. 220].