Файл: Учебника "День, полный событий". Тема нашего урока называется "В детской. Игры и игрушки". Слайд 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 класс 8 урок Детские образы в музыке русских композиторов.

Слайд 1.

Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела учебника “День, полный событий”. Тема нашего урока называется “В детской. Игры и игрушки”. 

Слайд 2.

Ребята, вспомните, в творчестве каких композиторов вы встречались с детскими образами?

В творчестве П.Чайковского и С.Прокофьева.

“Детский альбом” П. Чайковского и “Детская музыка” С Прокофьева.

Слайд 3.

Ребята, детские образы создавали не только П. Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века М. П. Мусоргский (1839-1881).

Детская тематика раскрывается у Мусоргского вокальном цикле “Детская”. В этот сборник композитор включил 7 песен, 7 небольших музыкальных картинок, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.

Посмотрите, как выглядит обложка издания вокального цикла “Детская”, которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин. Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке? Кого мы видим на ней?  Слайд 4.

Мы видим няню, которая ставит ребенка в угол за непослушание, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.

Учитель: Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.  Слайд 5.

Открывается цикл песней, которая называется “С няней”. Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок. От них, по воспоминаниям самого Мусоргского, он “иногда не спал по ночам”.

Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он? (Слушание: “С няней”). 

https://www.youtube.com/watch?v=xWaIfVKBDqg

Сколько исполнителей?

Сколько действующих лиц в песне и кто они?


Двое: няня и малыш.

Кто главный рассказчик?

Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку.

А образы скольких сказок раскрываются в песне?

Образы двух сказок теснятся в голове ребенка.

О ком идет речь в первой сказке?

О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали.

О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка?

Веселая и смешная – о хромом царе, который “как споткнется, так как гриб вырастет” и чихающей царице. Она “как чихнет, так стекла вдребезги!”

Интонации какого характера преобладают в начале песни?

спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим полуговор, полупение.

Как бы вы произнесли слова “расскажи мне нянюшка, расскажи мне милая”? Что происходит с интонацией? (Дети произносят выразительно и просяще).

Что происходит с голосом, с интонацией?

Голос повышается, затем понижается.

Мелодия с высокого звука спускается вниз, она звучит так, как и в речи.

Эти интонации очень выразительные, они точно следуют за литературным текстом. Такие интонации, похожие на человеческую речь мы называем речевые или речетативом.

Мусоргский был большим мастером воплощения человеческой речи (яркой, выразительной, самобытной) в музыке. И мелодия поднимается и опускается на тех звуках, которые мы бы в речи повысили или понизили.

А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу “Нянина сказка” из “Детского альбома” и сравним ее с песней “С няней” М. Мусоргского. 

Слайд 6.

Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает? (Слушание: “Нянина сказка”). 

https://www.youtube.com/watch?v=Y3N2Vur6Plo

Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?

Беспокойство, волнение, тревогу.

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать эти состояния души?

Мелодия - отрывистая, быстрая, с акцентами, резкая.

Динамика – сначала тихая, затем громкая, опять тихая, громкая и затихает в конце. Лад – минорный, темп – быстрый, стремительный, ритм – острый, четкий.

Почему именно такой характер музыки и такие средства использует композитор? О ком рассказывает няня малышу?

О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша.

Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?



В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.

В чем различие?

Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского – инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского – обращение ребенка к няне.

Сегодня в нашей детской прозвучит еще одна песня М. Мусоргского.

Она называется “С куклой”. Эту песню композитор посвятил своим племянникам “Танюшке и Гоге Мусоргским”.  Слайд 7.

Послушайте песню, о чем в ней рассказывается. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? 

(Слушание: “С куклой”).

https://www.youtube.com/watch?v=0NZbUODG-zc

В песне рассказывается о том, как девочка укладывает свою куклу Тяпу спать и поет ей колыбельную песню.

Какие интонации подсказывают, что это колыбельная?

Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации “баю-бай”.

Кому подражает девочка?

Своей маме, няне.

Сразу ли “засыпает” Тяпа?

Нет, она не слушается.

Что тогда делает девочка?

Она начинает пугать букой, подражая своей няне. Мотив колыбельной прерывает сердитый окрик: “Тяпа, спать надо!”

При этом, наверное, Тяпа получает изрядный шлепок. Но засыпает ли Тяпа после этого?

Нет.

Как ведет себя девочка?

Она начинает рассказывать о том, что можно увидеть во сне: остров чудный, груши наливные, золотых птичек, поющих днем и ночью.

Как звучит в этот момент музыка?

Она успокаивается, льется мягко и плавно, колыбельная продолжается.

Укачала ли девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка?

Да, укачала. Девочка поет тише и тише, спокойнее с перерывами. Тяпа успокаивается и засыпает.

Посмотрите на репродукцию картины художника М. Добужинского “Кукла”. Созвучна ли эта картина песне М. Мусоргского и почему?

Вот такие яркие и правдивые сценки из жизни детей “нарисовал” музыкальными красками М. Мусоргский.

Вывод: Итак, музыка – это искусство выразительное по своей природе. Она выражает чувства и мысли человека. Музыка, которая звучала сегодня на уроке, знакомила нас с различными сценками из жизни детей, раскрывала разные грани мира ребенка. Именно настроение музыки и характер основных ее интонаций помогает нам увидеть и понять человека, с которым мы знакомимся в том или ином произведении. И.М. Мусоргский и П.Чайковский очень искренне, поэтично и выразительно воплощали мир детских чувств, радостей и огорчений. Они любили и “понимали детей…как людей со своеобразным мирком, а не как забавных кукол”.


Домашнее задание.

  1. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. Те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.