Файл: Отношение к игре Типы по функции Жанры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Заполните таблицу «Система жанров детского фольклора».

Отношение к игре

Типы по функции

Жанры

Неигровой фольклор

 поэзия

Колыбельные песни

Пестушки

Прибаутки

Докучные сказки

повествование

Потешки

Скороговорки

Дразнилки, поддевки

Мирилки

Небылицы

Перевертыши

 Игровой фольклор

 Заклички, присказки

Считалки

Игровые песни, припевки, приговоры

Молчанки

Уловки

Задание 2. Проанализируйте русскую народную сказку «Гуси-лебеди» по плану:

1)происхождение, своеобразие вымысла;

жанр - трансформация мифа, и особенности устного народного творчества.

Сказка относится к эпосу как роду литературы, является малым прозаическим жанром устного народного творчества. "Сказка - древнейший народный жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества.

2)      особенности сюжета, композиции;

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» рассказывает о том, что родители поручили дочери присматривать за маленьким братом, пока они будут на работе. Но девочка отнеслась к поручению родителей не очень ответственно. Она усадила братца на траве перед домом, а сама ушла играть на улицу. Но прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика к Бабе-Яге. Девочка не растерялась, она поняла, что случилось, и бросилась вдогонку.

По пути она встретила печку, яблоню и молочную реку с кисельными берегами. На просьбу подсказать, куда гуси унесли ее братца, волшебные персонажи предлагали девочке сначала угоститься тем, что у них было – пирожками, яблоками и киселем. Но девочка отказывалась от угощения и не получила помощи. Несмотря на это, ей удалось отыскать избушку Бабы-Яги, в которой и находился ее братец. Живущая в избушке мышка посоветовала девочке хватать братца и немедленно бежать домой.


Баба-Яга отправила вдогонку гусей-лебедей. Чтобы спастись от погони, девочке снова пришлось обращаться за помощью к речке, яблоне и печи. И она уже не стала отказываться от их угощений, за что получила своевременную помощь. В конце сказки сестрица и братец благополучно вернулись домой, как раз к приходу родителей.

3)      положительные герои, их чудесные помощники и чудесные предметы;

В сказке "Гуси-лебеди" "говорящими" и символическими образами становятся печь, яблоня и молочная река, кисельные берега. Главные герои сестрица Аленушка и братец Иванушка.

4)      отрицательные персонажи;

Баба Яга и Гуси-лебеди

5)      пространственно-временная организация;

Оно делится на две части: мир живых людей и темный лес - мир враждебной бабы-яги, волшебных помощников, мир изнаночный, потусторонний. 

6)      значение для развития детей младшего школьного возраста.

Построена в первую очередь на семейных ценностях. Она учит уважать близких людей и дорожить ими, когда нужно - быть за них ответственными.

Задание 3. Покажите, как сливаются реалистический и фантастический планы в повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Заполните таблицу:

Реальность в сказке

Фантастически мир сказки

 Пансион

 курица разговаривает с Алёшей

Как отдыхал Алеша

чудесные превращения

Учитель, его жена, их дом

волшебное число “3” – три сна

Задание 4. Выполните анализ сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» по плану:

1) Можно ли сказать, что сказка Андерсена «Русалочка» о любви?



Можно сказать, что сказка Андерсена о любви, потому что именно ради того, чтобы быть рядом с любимым, Русалочка многим пожертвовала, терпела обиды и невыносимую боль.

2) Почему она решила стать человеком? Чем ей пришлось пожертвовать ради этого?

Русалочка из одноименной сказки Андерсена решила стать человеком, потому что полюбила человека, принца, которого она увидела на корабле и которого она потом спасла. Русалочка мечтала, что и принц полюбит ее и они поженятся.

Ради этой любви Русалочка пожертвовала многим: она не побоялась покинуть свой дом, вступила в сделку со злой колдуньей. Колдунья, используя различные магические заклятия в обмен на прекрасные волосы Русалочки, сотворила ей вместо рыбьего хвоста человеческие ноги и сделала так, чтобы Русалочка смогла ходить и жить на земле.

3) Почему не сбылись мечты русалочки?

Она знала, на что идет, когда отправилась к колдунье менять хвост на ноги. Ее мечтам и не суждено было сбыться, так как с принцем они совсем из разных миров. Сменив хвост на ноги – ты не станешь полноценным человеком.

4) Какова главная мысль сказки?

Сказка Андерсена «Русалочка» учит читателя, что самое главное в жизни – это любовь. Это такое чувство, ради которого полюбивший может пойти на многое, иногда даже на смерть, чтобы не принести, горя любимому человеку.

Задание 5. Разработайте вопросы для беседы с младшими школьниками по анализу содержания сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди». Предположите возможные ответы учащихся. Результаты работы оформите в виде таблицы:

Вопросы учителя учащимся

Примерные ответы учащихся

 Сколько было братьев у Элизы?


 одиннадцать

На ком женился отец Элизы?


На злой королеве

Как королева отнеслась к детям?


Она их возненавидела

Почему девочке пришлось расстаться с братьями?


Потому что братья превратились в лебедей и покинули дворец

Кто превратил братьев в лебедей и почему?


Злая королева. Потому что Элиза наговорила королю о их бедности

Кто помог Элизе найти братьев, превращенных в лебедей?


Старушка с корзинкой ягод

Когда братья превращались в лебедей, а когда становились людьми?


Весь день они были в виде лебедей, а людьми становились после захода солнца.

Что необходимо было сделать девушке, чтобы спасти братьев от чар?


Нарвать жутко жгучей крапивы, сделать из них нити, сшить одиннадцать рубашек-панцирей и набросить их на лебедей

Каким было главное условие, которое должна была исполнить Элиза, чтобы снять заклятие с братьев?


Не молвить ни слова, иначе её братья погибнут.



Задание 6. Проведите сравнительный анализ литературных сказок Ш.Перро и В.Жуковского. Результаты работы оформите в виде таблицы. Сделайте вывод по результатам сравнения.

Параметры для сравнения

Сказка «Спящая царевна» в обработке Ш. Перро

Сказка «Спящая царевна» В. Жуковского

Имена героев

 Имена не упоминаются

 Матвей

Детали быта

  1. Королевский замок со множеством комнат

  2. Кровать красавицы с пологом

 Царский терем-чудо старины с винтовой лестницей

Речь

 Рыцари, латники, фея, залы

 Царевич, детина удалой, чародейка, покои, «цвет ее ланит», «пир на целый мир», русские фразеологизмы

Концовка

 Характерная для эпохи трубадуров в Западной Европе – придворный поэт сочинил о спящей красавице песню

 Концовка, характерная для русских народных сказок.

Детали содержания

Практически одинаковый