Файл: Подготовка транспортных средств к безопасной эксплуатации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «РАЗВИТИЕ»

(АНО ДПО «УЦ «Развитие»»)

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

тема:

«Подготовка транспортных средств к безопасной эксплуатации»

переподготовка специалистов по программе
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Анализ требований к ИАР _________________

___________________ /____________________/

Выполнил: учащийся группы

Ильенкова Анастасия Александровна





Оценивание по критериям __________________

___________________ /____________________/

Отметка:

____________________________

Проверено:

«_____» ______________ 2023



Екатеринбург, 2023
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….

3

1 Анализ неисправностей, которые возникают во время эксплуатации транспортного средства.………………………………………………………….

4

2 Мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации ……………………………………….………………………………

10

3 Примерный план по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации …………………………….…………………....................................

13

4 Предрейсовый контроль технического состояния, обслуживание и ремонт транспортных средств……………………..……………………………

14

Заключение…………….……………………………………………………………

25

Список использованных источников…………………………………………….

26

Введение
Для обеспечения безопасности дорожного движения и сохранения здоровья и жизни людей, следует проводить различные мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации. Данные мероприятия нацелены на уменьшение случаев дорожно-транспортных происшествий в связи с неисправностью эксплуатируемого транспортного средства.

Эта тема очень актуальна в наши дни, так как по статистике Госавтоинспекции, количество дорожно-транспортных происшествий из-за неисправностей транспортных средств зафиксировано 6758 за 2022 год. В них погибло 986 человек.


По дорогам Российской Федерации передвигается очень много различных автомобилей, которые вовремя не обслуживаются владельцами этих машин. Это же частично касается и предприятий с внушительным парком автотранспорта. Из-за нехватки ремонтно-технического персонала или недостаточной компетенции этого самого персонала, в должной мере не обслуживаются служебные автомобили, что в дальнейшем может стать причиной аварийной ситуации на дороге.

Поэтому качественная подготовка транспортных средств к безопасной эксплуатации является важным мероприятием для обеспечения безопасности дорожного движения.

1. Анализ неисправностей, которые возникают во время эксплуатации транспортного средства

В этом разделе мы рассмотрим наиболее частые неисправности и поломки, которые возникают во время эксплуатации транспортного средства, а также причины их возникновения.

  1. Отказ тормозов из-за разрыва тормозного шланга. Данная поломка является критичной как и для водителя и пассажиров, так и для других участников дорожного движения. Причиной возникновения могут являться:

а) некачественные материалы, из которых изготовлены шланги. В течение времени шланги изнашиваются и это приводит к их разрыву с последующим вытеканием тормозной жидкости, которая больше не создаёт давление на тормозную систему при нажатии педали тормоза.

б) физическое воздействие на тормозную систему в результате наезда автомобиля на препятствие, которое повредило узлы системы, в том числе и тормозной шланг.

2) Износ тормозных колодок, дисков и барабанов. Данные неисправности приводят к ухудшению тормозных свойств автомобиля: увеличивается тормозной путь, транспортное средство уводит в сторону. Также при торможении можно услышать скрежет и скрип, что тоже является признаком большого износа тормозных колодок.

3) Износ покрышек. При сильном износе шин, когда величина протектора составляет меньше 1.6 мм значительно ухудшается сцепление с дорогой во время дождя, так как возможно аквапланирование или даже занос из-за нарушения водоотвода в протекторе.

4) Недопустимо наличие так называемых «грыж» - локальных вздутий, свидетельствующих о том, что шина может в любой момент лопнуть, трещин, характеризующих возраст самой резины, а также наличию торчащих стальных нитей – корда. Все эти показатели явно свидетельствуют о необходимости скорейшей замены всего комплекта покрышек, поскольку установка резины с разной степенью износа, особенно на одной оси – недопустима.



5) Потеря чувствительности авто к поворотам руля говорит о неполадках в важнейшей системе рулевого управления. Проблемы могут возникнуть в результате износа наконечника рулевой тяги, подшипника рулевого вала, а также при длительной эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья. Суммарный люфт рулевого колеса легковой машины не должен превышать 10°, даже небольшие отклонения от нормы в сочетании с вибрацией при наборе скорости говорят о неисправности элементов рулевого управления.

6) Уровень масла в двигателе. Важный параметр, который характеризует работу двигателя. С увеличением пробега расход масла в двигателе может возрастать, что вынуждает автомобилистов чаще проверять уровень масла и подливать до нужного уровня. Если не смотреть за уровнем масла, то при его недостатке, двигатель автомобиля может получить серьезные повреждения:

а) Ранний износ и деформация маслосъемных колец. Симптомами такой поломки является появление дерганья автомобиля при движении, затрудняется запуск двигателя, так как свечи зажигания заливает маслом, происходит попадание смазочного материала в камеру сгорания, что приводит к густому темному дыму из выхлопной трубы. Данная неисправность требует срочного ремонта двигателя, так как масло расходуется очень много и быстро из-за того, что оно просто сгорает.

б) Заклинивание верхнего распредвала ГБЦ или валов в зависимости от конструкции силового агрегата. Такой вал работает на высоких скоростях с большим количеством оборотов и в условиях повышенных температур. При недостатке смазочного материала он перегревается, деформируется и происходит заклинивание в местах посадки подшипников. В случае возникновения заклинивания совершается разрушение практически всей головки блока цилиндров, происходит потеря работоспособности мотора и как следствие проведение аварийного ремонта.

в) Заклинивание коленчатого вала или поршни двигателя. В случае возникновения данной неисправности практически всегда происходит разрушение блока двигателя, который после этого не подлежит ремонту. Для восстановления работоспособности мотора понадобится установка нового блока цилиндров, что является трудоемким и дорогостоящим видом ремонта ДВС.

г) Обрыв шатуна. При недостатке масла происходит нагрев головки шатуна, что приводит к потере изначальной прочности с дальнейшим разрушением. Последствия такой неисправности могут привести к тому что, обломки шатуна смогут пробить блок насквозь. Возникновение обрыва требует аварийного ремонта двигателя.


д) Плавление и деформация вкладышей. При возникновении перегрева, вкладыши, которые являются тонкостенными стальными элементами, деформируются и плавятся, что приводит к увеличению зазора в подшипниках. Такое увеличение зазора сопровождается характерным стуком при соприкосновении вала и вкладыша. При возникновении данных стуков необходим срочный ремонт двигателя, так как дальнейшая эксплуатация движка может привести к более крупным поломкам и как следствие к более дорогостоящему ремонту.

7) Неисправность фар и габаритных огней. Частичная или полная неисправность создаёт опасную ситуацию на дорогах в темное время суток. Проверять работоспособность освещения требуется каждый раз перед поездкой, в случае неисправности, немедленно исправить её.

8) Неисправность шаровых опор. Если каждый раз во время резкого поворота вы слышите равномерные щелчки или даже стрёкот в области одного из колёс – это повод задуматься о незамедлительной ревизии ходовой части. Шаровые опоры, заслужившие дурную репутацию в середине 90-х, сейчас достаточно долговечны и прекрасно работают даже при пробегах более сотни тысяч километров. Однако плохие дороги, систематический перегруз и езда на высоких скоростях могут привести к выходу их из строя. Если игнорировать верные признаки чрезмерного износа данного элемента, можно столкнуться с ситуацией, когда одно из колёс автомобиля завалится внутрь радиуса траектории и спровоцирует сильнейший занос в самый неподходящий момент.

9) Утечка топлива. Одна из самых опасных ситуаций для автомобилиста – утечка топлива, особенно если у вас бензиновый двигатель. Даже незначительная, едва заметная трещина в топливных магистралях может привести к разбрызгиванию горючей жидкости в подкапотном пространстве и мгновенному воспламенению. Конструкции с размещением топливного насоса под капотом, как в старом Autobianchi, давно канули в Лету — этот элемент расположен непосредственно в баке, так что его дорогостоящая замена не потребуется. Мониторинг в этом случае сводится лишь к визуальному осмотру шлангов, трубок и патрубков, а также контролю за появлением пятен под автомобилем.

Это касается не только массовых моделей, но и эксклюзивных спорткаров. Возьмём, например, Ferrari 928, склонность к возгоранию которых – давно признанный факт, особенно если автомобилем долгое время не пользовались, а затем решили устроить экстремальный заезд. Дело в том, что топливные магистрали, как и мощный двигатель, расположены в задней части кузова, что приводит к регулярному нагреву резиновых шлангов. Если же автомобиль оснащён автоматической коробкой передач, то появляется и ещё один повод для подобного беспокойства – трубки, идущие от коробки передач к радиатору для охлаждения её легко воспламеняемой рабочей жидкости (специального масла). Эти магистрали проходят в непосредственной близости от выхлопных труб, так что их разгерметизация может привести к интенсивному воспламенению, что угрожает безопасности всех пассажиров.


10) Неисправность очистителей стёкол. Эксплуатация транспортного средства с неисправными дворниками запрещена. Если же привод исправен, а качество очистки оставляет желать лучшего – незамедлительно замените щётки. Это недорогой расходный элемент, установка которого занимает считанные минуты и не требует использования специализированного инструмента. Помните, что помимо комфорта в непогоду, исправные дворники существенно повышают безопасность движения, а своевременная замена щёток позволит избежать царапин на лобовом стекле, устранить которые порой не способна и дорогостоящая полировка.

11) К большому сожалению, времена, когда автопроизводители поголовно использовали цепной привод газораспределительного механизма, канули в лету. В угоду снижению себестоимости, а также технологичности и простоте сборки в столь ответственном узле всё чаще используется ремень. Конечно, у такого решения есть и некоторые преимущества – снижение шума двигателя, но его обрыв может иметь фатальные последствия. Дело в том, что на начальном этапе, когда подобная технология только начинала внедряться, были и другие аргументы в её пользу. В частности, тогда ещё не было моторов, сконструированных по всем канонам даунсайзинга, ввиду чего достаточно объёмная камера сгорания позволяла даже при зависании клапанов в открытом положении исключить их контакт с поршнями.

Помимо этого, цепь также нуждалась в регулярном обслуживании, постепенно растягиваясь в процессе эксплуатации, что вынуждало также следить за её состоянием и при необходимости осуществлять замену. Так что в плане удобства разницы между этими приводными механизмами практически не было.

Кроме того, ременной механизм оборудован автоматическим натяжителем, так что необходимости в его систематической подтяжке не возникает. На недорогих автомобилях по-прежнему можно встретить двигатели, в которых обрыв ремня не приводит к повреждению клапанов или цилиндропоршневой группы. Стоит, правда, помнить, что в случае такой поломки завести мотор уже не удастся.

С годами ситуация изменилась, в погоне за дополнительной мощностью и эффективностью были разработаны новые модели, в которых рассогласованность в работе поршневого и клапанного механизмов приводит к их серьёзному повреждению и необходимости капитального ремонта. Помимо этого, в ряде случаев капитальный ремонт двигателя может быть и вовсе не предусмотрен производителем, как, например, в автомобиле PT Cruiser.