Файл: 01 Нервная система 402 Нейронная доктрина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отрочество
139
получаемом в этой важнейшей фазе жизни.
Разумеется, если б не подростковые выкрутасы наших предков, человечество, вероятно, не смогло бы забраться в каждую щель на глобусе.
Юность и закон
Юность и закон
Поразительное открытие, что префронтальная кора не достигает полной зрелости до первых лет взрослости, привело некоторых исследователей к соображениям, что нам необходимо пересмотреть законодательство в отношении подростков. До недавнего времени подрост- ков, обвиненных в убийстве, в США карали смертью или пожизненным заключением без права обжалования. В октябре 2012 года, однако,
Верховный суд Соединенных Штатов отменил пожизненное заключение для несовершеннолетних убийц. Это решение было принято на основании накопленных подтверждений, что у подростков навыки принятия решений все еще недоразвиты, однако это не означает, что подростков не нужно призывать к ответу и наказывать за их проступки.
В сухом остатке
Рисковое поведение
подростков может
оказаться эволюционным
преимуществом

Юношей распаляет
природа, как
пьяных — вино

Аристотель
(384–322 до н. э.), древнегреческий философ

СТРЕЛА ВРЕМЕНИ
140
динамический мозг
Продолжительные нервные перегрузки в раннем детстве
и юности оказывают стойкое отрицательное влияние на мозг
и поведение человека. Стрессы юности нарушают развитие
нейронных сетей и скверно влияют на мыслительные функ-
ции, увеличивая риск умственных заболеваний в позднейшие
годы. Однако некоторые такие эффекты, возможно, обра-
тимы, из чего следуют выводы, важные для педагогики
и социальной политики.
35
Способность откликаться на напряженные или угрожающие ситуации необходима для выживания, но теперь из многочисленных экспери- ментов на животных и людях нам известно, что продолжительное пребывание в напряжении оказывает отравляющее воздействие на мозг. Он особенно чувствителен к перегрузкам в раннем детстве, отрочестве и старости, поскольку в этих возрастных периодах пережи- вает сильные изменения. Как именно стресс влияет на мозг, зависит от того, когда и как долго мы ему подвергались.
Длительное напряжение, особенно в раннем детстве, а также в юности, способно нарушить развитие нейронных сетей мозга и оказать долгосроч- ное вредоносное воздействие на поведение. Исследования показывают, что неоднократное попадание в напряженные ситуации — небрежения, насилия или нищеты — может задержать рост мозга и привести к устойчи- вому отрицательному воздействию на умственные функции в дальнейшей жизни, равно как и увеличить риск умственных расстройств.
Первые же эксперименты показали: у крыс, подвергнутых продолжи- тельной обработке глюкокортикоидными гормонами стресса, разруша- ются нервные клетки гиппокампа, необходимого в процессах памяти.
Стресс и мозг
1985
Брюс Макъюэн с коллегами сообщают: глюкокортикоиды убивают нейроны в гиппокампе крыс
1999
Первые данные о том, что жестокое обращение с детьми уменьшает объем их мозга
2005
Марта Фэра с коллегами связывают социально- экономический статус с успехами в учебе

стресс и мозг
141
Сотни работ на эту тему показывают, что содержа- ние крыс в ухудшенных условиях оказывает значительное отрицатель- ное влияние на развитие и деятельность гиппокам- па. А недавно обнаружи- лось, что качество ухода крысы-матери за потом- ством впрямую влияет на глюкокортикоидные рецепторы в гиппокампе крысят и приводит к пожизненному «програм- мированию» отклика на стресс. Большая часть результатов эксперимен- тов с животными, судя по всему, применима и к людям, из чего проистека- ет множество разнообраз- ных следствий.
Будущее здоровье мозга
Будущее здоровье мозга
Общественно-экономический статус на ран- них этапах жизни — важнейший решающий фактор здоровья в будущем.
Мы уже давно знаем, что люди побогаче обычно поздоровее и живут несколько дольше, чем публика с меньшим достатком, однако лишь несколь- ко лет назад мы начали понимать, что нищета оказывает прямое мощное влияние на развитие мозга и особенности поведения в дальнейшей жизни.
Люди, выращенные в нищете, проводят детство в среде, где им часто недостает умственной стимуляции; в этих крайне требовательных условиях жизнь создает мозгу значительные перегрузки. Как следствие, он не получа- ет нормального развития, что приводит к худшей успеваемости в учебе, портит профессиональные перспективы и увеличивает риск многочислен- ных заболеваний, в том числе умственных.
Отклик на стресс
Психологическая перегрузка вызывает согласованный отклик у автономной нервной, иммунной и гормональной систем, контролируемых осью гипоталамус-гипофиз-над- почечники. Стресс вызывает выброс кортикотропин-высво- бождающего гормона и вазопрессина, что в свою очередь стимулирует выделение аденокортикотропного гормона
(АКТГ) гипофиза. А вследствие этого выделяются гормоны надпочечников, влияющие на многие части тела.
Позитивный стресс возникает в результате краткого опыта перегрузки — например, первого дня в яслях у ребенка.
Это приводит к острому отклику — учащению сердце- биения и изменению гормонального фона, и с ним легко справиться. Умеренные нагрузки возникают вследствие расторжения брака или смерти близкого человека, и с ними дети могут справиться при помощи заботливого взрослого.
Отравляющий стресс следует за неблагоприятными событиями, длящимися многие дни, недели или месяцы, и может привести к устойчивым изменениям мозга.
2011
Сет Поллэк с коллегами связывают уменьшенный объем гиппокампа с низким социально-экономическим статусом в раннем детстве
2012
Мартин Тайкер с коллегами доказывают: длительное жестокое обращение с детьми уменьшает объем гиппокампа


142
динамический мозг
Множество исследований, проведенных с 2005 года, показывает, что дети из семей с низким доходом отстают от сверстников из семей побогаче почти во всех аспектах развития сознания. Дети из семей победнее обычно пока- зывают худшие результаты на языковых контрольных, в навыках памяти и зрительно-пространственных умениях; экспериментально показано, что эти различия связаны и со структурой, и с деятельностью мозга.
Одна недавняя научная работа продемонстрировала, что деятельность префронтальной коры, связанная с исполнительной функцией и рабочей памятью, у детей из бедных семей видоизменена и обусловлива- ет дефицит внимания. В другом исследовании произвели сравнение 300 детей из всего социально- экономического спектра и обнаружили, что у испытуе- мых из семей с низким доходом плотность серого вещества гиппокампа ниже, чем у происходящих из средне- и высокообеспеченных семей. А в одной совсем свежей работе показано, что систематическое жестокое обращение с ребенком приводит к уменьшению объема серого вещества гиппокампа.
Последствия бедности, небрежения и насилия зависят от периода их переживания: разные части мозга более чувствительны к ним на разных стадиях развития. Гиппокамп особенно уязвим для психологических перегрузок в возрасте от трех до пяти лет, тогда как префронтальная кора — с 14 до 16 лет. Многие результаты стресса поначалу незаметны и проявляются лишь в подростковом возрасте или даже позднее.
Независимо от причины, длительный стресс в ранние годы увеличивает последующий риск депрессии, психоза, посттравматического расстройства, расстройств личности, импульсивного поведения, злоупотребления алкоголем и веществами — и это еще не весь список.
Не все потеряно
Не все потеряно
Важно отметить: исследования показывают, что по меньшей мере некоторые из вредоносных воздействий стресса можно обратить — если предпринять необходимые меры. Развитие мозга у грызу- нов, выращенных в изоляции и негодных условиях, можно спасти улучшени- ем среды обитания: отклик на стресс у крысят, родившихся у безалаберной матери, можно нормализовать, передав их самкам, которые за ними ухажи- вают и вылизывают их регулярнее.
Похоже, это применимо и к людям, а значит, различные вмешательства в неблагополучные условия воспитания детей могут смягчить отрицатель- ное влияние перегрузок детства. Неблагоприятные последствия жизни в условиях нищеты можно хотя бы частично обратить или замедлить их

Проще вырастить
крепких детей, чем
чинить сломленных
мужчин

Фредерик Дагласс
(1818–1895), афроамериканский политик, оратор, реформатор, писатель

стресс и мозг
143
проявление, обеспечив ребенку обилие и разнообразие умственной стиму- ляции. Одно недавнее исследование более 1200 американцев средних лет показало, что сердечность и заботливость матерей может хотя бы частично скомпенсировать неблагоприятные последствия бедности.
Подобные вмешательства можно осуществлять на многих уровнях — от коррекции родительского поведения до образовательной и социальной политики. Однако решающую роль здесь играет время: вмешательство важно осуществить чем раньше, тем лучше. Сказать такое, конечно, гораздо проще, чем сделать. При этом есть и другие факторы — генетиче- ская предрасположенность, например, — которыми уж точно никак не получится управлять.
В сухом остатке
Длительные
психологические
перегрузки отравляют мозг

СТРЕЛА ВРЕМЕНИ
144
динамический мозг
С возрастом наш мозг постепенно ветшает, с чем обычно свя-
зывают угасание умственных способностей. Однако недавние
исследования показывают, что мозг претерпевает функцио-
нальные изменения, которые могут скомпенсировать вырож-
дение, связанное с возрастом, и ученые начинают все лучше
понимать, как выбор определенного образа жизни может
отсрочить возрастную разруху.
36
Мы все боимся «склона лет», нам всем знакома удручающая картина старости. Общепринято, что мозг достигает пика развития в конце третьего десятка и после этого катится под горку, необратимо увядает, что ведет к сокращению умственных способностей или даже, возможно, к старческому слабоумию. К счастью, эта картина не вполне точна.
Мозг действительно постепенно ветшает начиная лет с 50, и, хотя результаты лабораторных испытаний молодежи действительно всегда лучше стариковских, это не применимо впрямую к повседнев- ной жизни. Есть значительные различия в том, как старение влияет на людей: многие с возрастом и впрямь переживают закат умствен- ных способностей, но многие другие продолжают нормально функционировать вплоть до самых солидных лет — большинству из нас известен хотя бы один человек, физически здоровый и ясный умом даже в 80 или за 80.
Современные томографические методы приоткрывают завесу над изменениями мозга с возрастом, и за последние лет десять мы увидели новую, довольно неожиданную картину старения мозга.
Исследования, судя по всему, демонстрируют, что мозг претерпевает
Старение мозга
около
380
до н. э.
Издание «Государства» Платона
1950

Херолд Броди публикует первое исследование влияния старения на мозг

старение мозга
145
функциональные изменения, отсрочивающие угасание, возникающее с возрастом, и ученые даже нашли несколько человек, чей мозг не повре- дила старость (
см. стр. 146).
Даешь жизненный опыт
Даешь жизненный опыт
Старение обычно связано с ухудшением различных умственных навы- ков, и лучше всего в этом смысле изучена память.
Люди преклонных лет часто переживают провалы в эпизодической памяти, забывая, например, где именно оставили автомобиль, что, вероятно, есть следствие изъянов кодирования, хранения или извлечения воспоминаний. В лабораторных тестах пожилые люди показывают значительное отставание в задачах, связанных с быстрым переключением внимания, а также в испытаниях рабочей памяти на хранение информации и обращение с нею в крат- кие промежутки времени.
С другой стороны, пожилые люди обычно не имеют затруднений с семантической (понятийной) памятью, а их знание о мире часто глубже, чем у молодых. Также было установлено, что у пожилых более развита эмпатия (сопереживание) и они располагают более высоким уровнем эмоционального благополучия, чем люди моложе.
Возрастные перемены
Возрастные перемены
Старение вызывает изменения в устрой- стве мозга, однако, как эти изменения связаны с умственными функ- циями, неясно до сих пор. Наиболее очевидное структурное изменение — небольшое, но значимое уменьшение плотности серого вещества.
По мере нашего старения масса серого вещества сокращается, особенно в лобной коре, гиппокампе, хвостатом ядре и мозжечке, что приводит к примерно 10-процентному уменьшению общего размера мозга между
20 и 90 годами жизни. Это уменьшение связывают со смертью клеток коры головного мозга.
Согласно одной оценке в этот период отмирает около 9,5 % корковых клеток; это приблизительно 85 000 нейронов в день, или по одному в секунду, что приводит к утончению коры и уменьшению ее массы и площади поверхности.

Человек, старея…
к научению
становится способен
еще менее, чем к бегу:
именно юношам
принадлежат все
великие
и многочисленные
труды

*
Платон
(428/427 — 348/347 до н. э.), древнегреческий философ
* Платон,
«Государство», книга VII, пер.
А. Н. Егунова.
2003
Бенте Паккенберг с коллегами оценивают ежедневное количество умирающих нейронов неокортекса
2012
Тереза Хэррисон с коллегами выделяет группу суперэйджеров, чей мозг, похоже, неуязвим для старения