Файл: Конспект коррекционноразвивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с зпр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект коррекционно-развивающего занятия
для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
«Развиваемся, играя»
Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.
Задачи:
Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;
Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;
Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, доброжелательного отношения к другим.
Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.
Ход занятия
Вводная часть
Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой, способствовать мышечному раскрепощению.
Ритуал приветствия.
Дети в кругу здороваются. «Хорошее настроение». Дефектолог пожимает руку в кругу первому и передает хорошее настроение по кругу.
Дефектолог (выставляет игрушечного утенка). - К нам в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся.
- Здравствуй, утенок!
- Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.
- Что с тобой, утенок?
Утенок (за него говорит Дефектолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания.
Дефектолог: Поможем утенку? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).
Основная часть
Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.
Игровые упражнения.
1.«Запомни узор»
Цель: развивать зрительную память.
Материал: листы белой бумаги, карандаши.
Дефектолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.
Проверка: 1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания
2. Взаимопроверка
3. Дефектолог показывает: «У всех, ребята, получился такой рисунок?»
4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»
Утенок. Я вспомнил, меня зовут Кряка!
Дефектолог (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он живет».
2.«Исправь ошибку»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Дефектолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами».
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Эй! Не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не миска (киска)!
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Теплая весна сейчас –
Виноград созрел у нас.
Утенок. Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.
Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)
Чтобы стать еще умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова (вращение головой в стороны).
Раз – два –три – четыре - пять,
Ноги нам пора размять (приседания).
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).
От разминки польза есть?
Что ж пора на место сесть. (дети садятся).
Психолог (читает письмо дальше). «Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, утенок вспомнит свой возраст».
3.«Кляксы»
Цель: развивать воображение.
Материал: листы белой бумаги, кисточки, краски.
- Ребята, возьмите краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.
Дефектолог просит каждого ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или на кого похож получившийся рисунок.
Утенок. Ребята, мне столько же лет, сколько и вам, -шесть!
Психолог (читает письмо дальше). «Вы поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их портреты».
4.«Разрезные картинки»
Цель: развивать мышление, восприятие.
Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.
Раз – два! Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.
Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.
Называют полным предложением: У Утенка друг – зайчик.
Утенок. Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.
Дефектолог (читает письмо дальше), «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».
5.«Будь внимателен»
Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.
Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)
Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)
Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)
Утенок. Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше всего я люблю украшения!
Дефектолог (шепотом). Давайте сделаем бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.
6.«Бусы для утенка»
Цель: развивать мелкую моторику рук
Материал: бусины, проволока.
Каждый ребенок собирает бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти бусы я хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».
Дети нанизывают бусины на проволоку и надевают бусы на игрушку.
Утенок. Спасибо большое за помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.
Дефектолог убирает игрушку.
Заключительная часть
Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.
Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.
Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.
Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;
Развивающие:
- развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;
- развивать речь и фонематический слух;
Воспитательные:
-воспитывать у детей чувство сопереживания, доброжелательного отношения к другим.
Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей. При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.
Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.
В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.
Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.
Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.
Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.
Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.
Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.
В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.
В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.
В качестве ритуала окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.
На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.