Файл: 43. Задержание подозреваемого в совершении преступления Задержание подозреваемого.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43. Задержание подозреваемого в совершении преступления Задержание подозреваемого – это неотложная мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем или следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 5 ст. 11 УПК). Цели задержания подозреваемого: 1) проверка подозрения – установления причастности или непричастности лица к совершению преступления; 2) определение оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Основания задержания подозреваемого:
Процессуальный порядок задержания складывается из следующих этапов (ст. 92 УПК). 1) Фактическое задержание (захват), доставление подозреваемого и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. С момента фактического задержания исчисляется 48 часовой срок кратковременного содержания под стражей, и защитник допускается к участию в деле. 2) В срок не более трех часов с момента доставления должен быть составлен протокол задержания, который является основанием для помещения подозреваемого под стражу. Копия протокола вручается подозреваемому по его просьбе. 3) В течение 12 часов с момента задержания уведомляются о произведенном задержании. 4) Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался. До начала допроса подозреваемый имеет право на свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов. 5) освобождение задержанного либо его передача для применения мер принуждения | 44.Назначение и производство экспертизы Судебная экспертиза - урегулированное уголовно-процессуальным законом назначение экспертизы и исследование экспертом представленных ему следователем, дознавателем, судьей или судом объектов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Процессуальным основанием назначения и производства судебной экспертизы выступают постановления дознавателя, следователя, судьи или определение суда. В постановлении о назначении судебной экспертизы отражаются: 1) основания назначения судебной экспертизы; 2) фио эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза; 3) вопросы, поставленные перед судебным экспертом; 4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта или экспертного учреждения для проведения соответствующего исследования. Обязательными участниками назначения судебной экспертизы являются следователь, дознаватель, эксперт, руководитель экспертного учреждения, подозреваемый, обвиняемый или потерпевший в случаях, указанных в законе, защитники и представители потерпевшего. Согласно ст. 196 УПК назначение и производство экспертизы обязательно, если необходимо установить: 1) причины смерти; 2) характер и степень вреда, причиненного здоровью. 3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего. 5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие их возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.
|
45. Формы предварительного расследования Существуют две формы предварительного расследования: дознание, предварительное следствие Предварительное следствие— это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования.
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ)
1) прекращением уголовного дела в соответствии с гл. 29 УПК; 2) направлением уголовного дела в суд с обвинительным актом в соответствии со ст. 225, 226 УПК. | 46. Обвинительное заключение Под обвинительным заключением понимается итоговое процессуальное решение, которым следователь, основываясь на имеющихся в уголовном деле доказательствах, собранных в ходе предварительного следствия, делает вывод о доказанности обвинения и необходимости привлечения лица к уголовной ответственности. Значение обвинительного заключения в следующем: • это завершающий акт предварительного следствия, в котором следователь дает свою окончательную оценку собранным по делу доказательствам • является одним из процессуальных средств контроля над качеством проведенного расследования. • определяет объем (пределы) обвинительной деятельности в суде. • является важной гарантией права обвиняемого на защиту, поскольку ему в обязательном порядке вручается копия этого документа (ст. 222 УПК); • оглашение обвинительного заключения в начале судебного следствия вводит состав суда и всех присутствующих в курс рассматриваемого уголовного дела. Форма и содержание обвинительного заключения В соответствии с ч. 1 ст. 220 УПК в обвинительном заключении следователь указывает: 1) фамилию, имя и отчество обвиняемого или обвиняемых; 2) данные о личности каждого из них; 3) существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия 4) формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающих ответственность за данное преступление; 5) перечень доказательств, подтверждающих обвинение 6) перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением; 9) данные о гражданском истце и гражданском ответчике. Обвинительное заключение составляется в нескольких экземплярах, один из которых приобщается к делу Если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК, то суд вправе вернуть его вместе с материалами уголовного дела прокурору для устранения замечаний (ст. 237 УПК). Обвинительный акт — это итоговый документ стадии предварительного расследования, в котором дознаватель, а в исключительных случаях и следователь (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК), основываясь на имеющихся в материалах уголовного дела доказательствах, собранных в ходе дознания, привлекает лицо в качестве обвиняемого и делает вывод о необходимости направления дела в суд для решения вопроса по существу. |
48. Формирование коллегии присяжных заседателей Коллегия присяжных заседателей должна состоять из 14 человек: 12 комплектных заседателей и 2 запасных заседателей. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям:
Кандидатуры присяжных составляются путем случайной выборки из списков избирателей последних выборов или референдума. На основании этих списков формируется общий список присяжных заседателей. Отбор присяжных заседателей в суде осуществляется:
Присяжный заседатель обязан:
Присяжный заседатель не должен:
При нарушении указанных обязанностей присяжные заседатели могут быть отстранены председательствующим от дальнейшего участия в рассмотрении дела | 49. Особенности производства по делам частного и частно – публичного обвинения Взаимосвязь публичных и диспозитивных начал в уголовном процессе обеспечивает существование в нем трех видов обвинения: частного, частно-публичного и публичного. К уголовному преследованию в частном порядке отнесены уголовные дела потому, что совершенные преступления в основном касаются частных (личных) интересов пострадавших. В связи с этим уголовное преследование виновных отдано государством на усмотрение потерпевших или их законных представителей. Вмешательство государства в процесс по этим делам осуществляется в минимальных пределах. Уголовные дела о преступлениях частно-публичного преследования (обвинения) сочетают в себе частные (личные) и публичные (общественные) интересы. Эти преступления затрагивают прежде всего частные интересы конкретного лица. Однако они представляют определенную опасность для функционирования общества и государства, в связи с чем они "включают" государственный механизм в процесс привлечения виновного к уголовной ответственности. Уголовные дела о преступлениях, всегда представляющих опасность для общества и государства, относятся к уголовному преследованию (обвинению) в публичном порядке. Поэтому государственные органы, осуществляющие уголовное преследование, должны реагировать на все случаи готовящихся или совершенных преступлений. Особенности производства по этим делам заключаются в следующем: 1) уголовное дело возбуждается не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, 2) заявление подается непосредственно в суд (мировому судье); 3) заявление, отвечающее требованиям закона, автоматически влечет за собой возбуждение уголовного дела при принятии судьей заявления к своему производству; 4) предварительное расследование по уголовному делу, как правило, не проводится; 5) уголовное дело подлежит прекращению за примирением сторон; 6) примирение сторон допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора; Частный обвинитель - потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения, частного уголовного преследования (п. 59 ст. 5 УПК). |
50.Применение принудительных мер медицинского характера Принудительные меры медицинского характера – это медицинские меры, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, применяющиеся в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, при условии, что указанные лица страдают психическими расстройствами. Принудительные меры медицинского характера могут назначаться только: - лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, в состоянии невменяемости; - лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; - лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Принудительные меры медицинского характера не назначаются: лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Цели применения принудительных мер медицинского характера: - излечение лиц, совершивших деяния в состоянии невменяемости, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; - улучшение их психического состояния – оно предполагает частичное исчезновение синдромов психического заболевания или расстройства после применения принудительных мер медицинского характера; - предупреждение совершения ими новых деяний. Виды принудительных мер медицинского характера:
Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. О прекращении применения принудительной меры медицинского характера суд в совещательной комнате выносит постановление и оглашает его в судебном заседании. | |