Файл: Агрессия как психологическое явление, виды агрессии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Агрессия как психологическое явление, виды агрессии


Слово «агрессия» произошло от латинского «нападение». Характеризуется жестоким и эмоциональным отношением к оппоненту. Агрессивный человек готов нанести психологический или физический урон, не задумываясь о последствиях.
Также агрессией называют модель поведения (словесная или физическая), направленного на причинение вреда собеседнику. Обычно агрессивность проявляется как реакция на ситуацию, созданную кем-то иным. Человек злится на факт возникновения неких препятствий на пути к его цели. Он не углубляется в то, была ли эта ситуация спровоцирована намеренно или это произошло случайно.

Виды агрессии в психологии
Психологи различают несколько видов агрессивности: прямая или косвенная.
Прямая агрессия направляется непосредственно на человека, а косвенная – является реакцией в виде действия, направленного на кого-то (недобрые шутки, несправедливые сплетни) или в виде бесконтрольных действий (взрывы ярости, швыряние вещей, битье кулаками по стене или столу и так далее).

Физическая и вербальная:
При физической агрессии используется физическая сила против другой личности или объекта. При вербальной агрессии отрицательные эмоции проявляются в виде крика, ругани, визга и так далее.

Провоцирующая и защитная:
При защитной агрессии человек пытается дать отпор оппоненту и его агрессивным действиям. При провоцирующей происходит первая «атака» в разговоре.

Внешняя и аутоагрессия:
Вектор внешней агрессии направлен на окружающих. Внутренняя – на собственную личность. Второй случай выражается самобичеванием, а в критических случаях – даже самоубийством.

Здоровая (обоснованная) и необоснованная (деструктивная):
Границы агрессии определить сложно, и каждый имеет о ней свое представление. Кто-то агрессией называет то, что иные назовут энергичностью. Если для такого поведения имеются веские основания (пример: защита слабого) и оно вызывает симпатию, то такую агрессию называют здоровой.

Враждебная и инструментальная:
В основе враждебной агрессивности находится гнев, и ее итоговая цель – причинения вреда. Если нанесение вреда не самоцель, а только средство обретения иной цели – речь идет об инструментальной агрессии.



Причины возникновения агрессии у подростков


Подростковый возраст — это условная разделительная полоса между детством и взрослой жизнью. Пересекая ее, подросток претерпевает изменения на физическом, физиологическом и психологическом уровне. То есть меняются не только его внешность, но и внутренние установки, «фильтры» восприятия окружающего мира. Такие изменения — большой стресс для ребенка. Поэтому при неблагоприятных для него обстоятельствах он просто «ломается» и становится агрессивным. В зависимости от того, какие их этих обстоятельств преобладают, причины подростковой агрессии условно делят на несколько групп: семейные, биологические, личностные.
 
К основным семейным причинам подростковой агрессии относятся:


Крайности в воспитании. В этом случае наиболее значимыми являются система воспитания и уровень уделяемого ребенку внимания. Причем одинаково опасными будут как излишнее внимание (гиперопека), так и его недостаток. В первом случае подросток бунтует, отстаивая таким образом свое право на свободу выбора — что одевать, с кем общаться и т.д. Во втором — выбирает тактику агрессивного поведения для привлечения внимания родителей. Точно так же тинейджер может пойти против правил, устанавливаемых строгими родителями или отвечать агрессией на вседозволенность.
Социальный статус и уровень жизни. Как и в случае с воспитанием, негативно повлиять на поведение подростка чаще всего могут либо бедность, либо обеспеченность его родителей. Так, к примеру, у некоторых детей может вызывать злость тот факт, что родители не в состоянии дать ему то, что он хочет. Это может быть дорогой телефон, мощный компьютер, модная одежда, разнообразный досуг и т.д. Точно так же немотивированную агрессию может спровоцировать противоположное положение вещей, когда у ребенка есть абсолютно все, что он захочет.

В этом случае избалованный подросток просто считает себя выше других, что дает ему право (как он думает) вести себя вызывающе.
Насилие в семье. Агрессивное поведение подростка может быть ответом на агрессию, которую он видит в семье. И здесь может быть несколько вариантов развития событий: первый — он инстинктивно пытается защититься от жестокого родителя или родственника, второй — он его копирует. Не менее разрушительными для подростковой психики могут быть высмеивания и унижения его родителями перед другими людьми.


Ревность. Иногда ребенок в подростковом возрасте выбирает линию вызывающего поведения из-за ревности. Предметом подростковой ревности может быть новый член семьи: второй ребенок, появившийся в семье, новый избранник мамы (или избранница папы), его (или ее) дети.
Семейные традиции. Бывает так, что подростковая агрессия возникает из-за непринятия устоявшихся традиций в семье. Это может быть привычка проводить свободное время, манера одеваться, круг общения, выбор профессии или спутника жизни и т.д. С помощью агрессивного поведения подросток пытается сломать такие ограничения и выйти за их рамки.

Главные биологические причины агрессии в пубертате:
Юношеский максимализм. В подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо, либо черное, либо белое. Полутонов в жизни подростка не бывает. Поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом на любое несоответствие действительности придуманным им самим «нормативам».
Половое взросление. Буйство гормонов также часто сказывается на поведении тинейджеров, делая их неконтролируемыми. Причем их трудно контролировать не только родителям или учителям. Они сами не всегда способны усмирить свое влечение. Поэтому важно вовремя и правильно перенаправить эту молодую энергию в полезное русло — в танцы или спорт.

Самые важные личностные причины формирования подростковой агрессии:
Неуверенность в себе. Довольно часто за маской агрессивного, бросающего вызов всему миру подростка прячется ребенок, отчаянно нуждающийся в поддержке и понимании. Именно неуверенность в себе, своих силах и возможностях заставляет его выстраивать вокруг себя стены отрицания и противодействия. Это же чувство толкает его самоутверждаться за счет более слабых или заслуживать авторитет перед более сильными.
Чувство вины. Этот фактор может сопровождать уже упомянутую неуверенность в себе или быть ее следствием. Вызвать у подростка чувство вины очень просто. Более того, он может сформировать его сам. Но это не значит, что он признает это открыто. Многие подростки маскируют чувство своей неполноценности именно под агрессивным поведением.
Обидчивость. Еще одна черта характера, которая провоцирует у сверхчувствительного человечка в период пубертата острую реакцию даже на самые безобидные вещи.

Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и жизни в целом, пессимистичный взгляд на вещи, которые окружают подростка, могут существенно повлиять на его поведение. Ощущение того, что он (или она) не отвечает ожиданиям окружающего мира (родителей, близких, друзей, учителей и других, значимых для ребенка людей), также может сделать подростка агрессивным. В этом случае внутренняя агрессия на себя самого проецируется на окружающих.

Ситуативные причины подростковой агрессии:
Агрессия при неполноценности подростка. Нередко агрессия в подростковом возрасте может провоцироваться определенной ситуацией, которая оказала значимое влияние на психику ребенка. Это может быть событие, связанное с физиологией подростка: серьезное заболевание или его последствия, травма, физический дефект, которые ограничивают полноценную жизнь. Ощущение своей неполноценности в таком случае может выливаться в агрессивное поведение.

Во многих случаях на агрессивное поведение влияют присутствие и действие других людей. Однако агрессию могут вызвать не только слова и поступки людей, но и другие причины. Ими могут стать :
1. Сильная боль, которая вызывает агрессивное поведение.
2. Алкоголь и психотропные вещества нередко являются причиной агрессии.
3. Если человека поместить в тесное помещение через некоторое время возникает агрессивное поведение.
4. Если на человека агрессивно действует другой человек, то ответ будет таким же.
5. Возбуждение может провоцировать такое же поведение.
6. Ученые утверждают, что климатические условия (жара) могут вызвать агрессию. Также гнев могут вызвать плохие запахи, табачный дым и т.п.3
Проявления агрессии:
1.Вербальная агрессия – более «легкое» проявление в виде споров, угроз, ругани.
2. Физическая агрессия – используется физическая сила, т.е. причиняется вред, боль другому лицу.
3. Косвенная агрессия – совершаются действия на другого человека окольными путями (сплетни, топанье ногами, злобные шутки, хлопанье дверьми).
4. Негативизм выражается в оппозиции против законов и обычаев.
5. Обида – зависть и ненависть подростка к окружающим, что обусловлено чувством горечи, гнева на весь мир.
6. Подозрительность – недоверие и настороженность к окружающим.
7. Раздражительность – проявляет резкость, грубость.
8. Скрытая агрессия – давление на кого-либо без открытого проявления враждебности.

 

Список использованной литературы





  1. Антипченко В. С., Психологические тесты – К.: 2002. - 612 с.

  2. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. - 188с

  3. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: Апрель - пресс, 2000.- 507с.

  4. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию. Спб.: Речь ,176 с.

  5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 512с.

  6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Педагогика, 2008 - 207с.

  7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2011. - 352 с.

  8. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М. Педагогика, 2011. - 141с.

  9. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито , 2012, 2-е изд., 182 стр.

  10. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий//Школьный психолог. - 2004. - №8.

  11. Векилова С.А. Психология семьи. М.: Юрайт 2016

  12. Воспитание детей в неполной семье. / Под ред. Н. М. Ершовой. - М.: Педагогика, 2007. - 206с.

  13. Выготский Л.C. Вопросы детской психологии. СПб: Питер 2009. - 224с.

  14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: АСТ , 2010. 314 с.

  15. Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология. М.: Юрайт 2016. 293 с.

  16. Дружинина В.Н., Психология. (Учебник), 2009г. - 656с.;

  17. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. Спб.: Речь СПб.: Речь, 2005, 240 стр.

  18. Зинченко А.Н., Психологический словарь – М.: 2002г. – 325 с.

  19. Ижванова Е.М. Проблемы детско-родительских отношений. Инфра-М , 2017

  20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - Питер, 2011. - 112с.