Файл: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через исполнительскую деятельность на праздниках и развлечениях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ

Выполнили воспитатели СП «Детский сад № 29 «Кораблик»» ГБОУ СОШ № 13 г. о. Чапаевск:

Петкина Татьяна Ивановна

Мещерякова Мария Сергеевна


Чапаевск, 2013 г.

Содержание


Введение

3

Глава 1.

Теоретические основы исследования развитие музыкальных способностей в процессе исполнительской деятельности детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях







1.1

Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

5




1.2

Влияние исполнительской деятельности в праздниках и развлечениях на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста



10

Глава 2.

Анализ методической литературы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста через исполнительскую деятельность на праздниках и развлечениях







2.1

Анализ требований к организации и проведению праздников в дошкольном образовательном учреждении


17




2.2

Анализ методики проведения праздника в дошкольном образовательном учреждении


22













Заключение

28

Библиография

30





Введение

Праздник – синтез искусств. Впечатления раннего детства
часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.


Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения.

В  любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.

В данной работе мы рассмотрим роль исполнительской деятельности детей дошкольного возраста на праздниках, развлечениях и ее влияние на развитие музыкальных способностей.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что музыкальное развитие детей в дошкольном возрасте остаётся одной из актуальных проблем музыкальной педагогики и психологии, а развитие музыкальных способностей в раннем детстве наиболее оптимальное время в жизни человека. На сегодняшний день в литературе по музыкальному воспитанию нет достаточно четкой концепций и подходов по развитию музыкальных способностей через исполнительскую концертную деятельность во время праздников и развлечений.

Проблема исследования. В ходе исследования, мы должны определить, как исполнительская деятельность детей на праздниках влияет на развитие их музыкальных способностей?

Объект исследования - развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - характеристика исполнительской деятельности на праздниках и развлечениях в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования – определить значение исполнительской деятельности на праздниках и развлечениях в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности на праздниках и развлечениях;

  2. Изучить методику подготовки и проведения праздника в дошкольном образовательном учреждении в зависимости от вида праздника и содержания;

  3. Рассмотреть работу педагогического коллектива по подготовке и проведению музыкальных праздников и развлечений;

  4. Проанализировать методическую литературу по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста через исполнительскую деятельность на праздниках и развлечениях.


Методы исследования:

  1. Методы теоретического исследования: анализ, синтез литературы.

2. Методы обработки данных: метод анализа методической литературы.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что изученный, собранный и систематизированный материал о деятельности дошкольников при проведении музыкальных праздников может быть использован в работе коллектива дошкольного образовательного учреждения.
Глава1. Теоретические основы исследования развитие музыкальных способностей в процессе исполнительской деятельности детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях

    1. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры  раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно,  если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта  между ними.

 Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить  у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков.  Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие – нежно и ласково.


Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» [5,17].

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.  Дошкольный  возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения  музыкальной  культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [8,11].

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. «Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии» [17,43]. Способности зависят от врожденных задатках, но развиваются в педагогике и психологии. Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности в процессе воспитания и обучения. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. «Не в том дело – пишет ученый – что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»[17,22]. Это утверждение стало общепринятым.

Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в детском возрасте музыкально-двигательные способности. Разнообразны проявления одаренности в этой области (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Сюда включается и способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, и способность оценить красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможности для данного возраста. Особое же внимание исследователи обращают на способность детей выразительно непринужденно, ритмично двигаться под музыку.

Эта способность, по данным Н. А. Ветлугиной, изучающей ее проявление в музыкальных играх дошкольников, выражается:
1) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой;
2) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;

3) в произвольности движении (умение подчинить их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом

быструю реакцию, инициативу, находчивость);
4) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, акцентов, сильных долей метра;

5) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов музыкальной игры.

Хорошие возможности для развития музыкальных способностей детей созданы в детских садах. Это и регулярно проводимые музыкальные занятия (их проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем), включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительны индивидуальные и групповые занятия с детьми и т. д. Музыкальные способности, музыкальное творчество детей развиваются и в процессе широкого использования музыки в игровой деятельности.

1.2 Влияние исполнительской деятельности в праздниках и развлечениях на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста