Файл: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через исполнительскую деятельность на праздниках и развлечениях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Музыка на празднике в детском саду, в синтезе взаимопроникающих искусств — художественного слова, танца, драматизации, предметов изобразительного искусства (оформления) представленных на празднике, оказывает сильное эмоционально воздействие на детей.

Вся программа праздника, действия детей — праздничной шествие, пение, игры, пляски, различные сценки и неожиданны для детей сюрпризы - сопровождаются музыкой, вызывающей у детей эмоционально-творческий подъем в их исполнительской деятельности.

Музыка помогает раскрыть идею и содержание праздника, окрашивает различные части праздничной программы и, прида­вая им то торжественное, то веселое, то шутливое настроение, вызывает соответствующую реакцию всех присутствующих в зале детей и взрослых, объединяя всех общим эстетическим пере­живанием.

Хорошая, яркая, музыка проникает в душу ребенка, затра­гивает чуткие струны его сердца, оставляя в глубине его неиз­гладимый след, неповторимые радостные впечатления детства. Она связывает ребёнканезримыми нитями с искусством родной страны, создавая эмоциональную основу для воспитания чувства любви и преданности своей Родине.

Таково воспитательное и эстетическое значение музыки во­обще и на детском празднике особенно.

2.2 Анализ методики проведения праздника в дошкольном образовательном учреждении
В современных дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:

1. Общественно-политические:, 8 Марта, День Российской Армии, Праздник Победы.

2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.

3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с флажками, шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.


Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.

Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.

Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой.Главная цель такого праздника — показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.
По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.
На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными. Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4—5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5—6. Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы — дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др. На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.


В содержание вечеров забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки. Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями. Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

На музыкальных праздниках дети приобретают «зрительский» опыт. Это происходит не сразу. Не так-то просто привлечь и удержать внимание малыша, а тем более заставить его принять участие в действии. Для этого при показах кукольных сценок нужно соблюдать некоторые правила.


  1. Показ должен быть коротким, в продолжение 3-5 минут.

  1. Сюжет показа должен быть доступным детям данного возраста. Текст должен произноситься короткими фразами, с использованием понятной детям лексики, четко, ясно и эмоционально.

  1. Действие показа должно быть динамичным.

  2. Использование приема диалога кукол с детьми (позвать или прогнать героя), звукоподражания.

  3. Предоставление малышам возможности для двигательных проявлений (похлопать, потопать, помахать руками, постучать и т. д.)

Конечно, не обойтись на празднике без выступлений взрослых. На новый год к детям обязательно придет Снегурочка, а на праздник игрушек — Мальвина или красивая кукла. Эту роль, как и роль ведущего, должен играть педагог с особенными артистическими данными. Хорошо знать весь сценарий и эмоционально сыграть свою роль мало, нужно уметь импровизировать, т. к. реакция малышей бывает порой непредсказуемой.

Ни один праздник не обходится без музыки. Музыкальное оформление помогает создать нужный эмоциональный фон. Музыка оказывает сильнейшее воздействие на настроение ребенка. Она может успокоить или возбудить, заставить грустить или радоваться. Поэтому важно очень внимательно подойти к подбору музыкального сопровождения для детских игр, представлений и других моментов на празднике. Необходимо использовать музыку контрастного характера, разные по тембру и высоте музыкальные игрушки. Это поможет обогатить слуховой опыт детей. Музыка должна соответствовать возрасту. Мы бы посоветовали использовать аудиозаписи из серий «Классическая музыка для детей», «Музыка для малышей», «Малыш и классика», «Волшебные голоса природы» и др. Музыка не должна перевозбуждать детей, должна быть приятной для восприятия.


Хотелось бы отметить особое отношение малышей к пению взрослого, особенно а-капельному. Красивый, нежный голос приковывает их внимание. Если у вас есть возможность, чаще пойте детям на занятиях и праздниках.

Программе музыкального воспитания по слушанию музыки, пению, ритмике должен соответствовать и репертуар [4].Предусматриваются произведения, разно­образные по тематике, жанру, характеру.

Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выра­зительны, разнообразны — ласковые и напевные, веселые и подвиж­ные. Такие произведения (русские, украинские, белорусские, литов­ские, эстонские, армянские, грузинские, азербайджанские, татар­ские и др.) включаются в сборники и издаются для детей во всех республиках нашей страны.

Заключение
Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого-формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой. Грамотное исполнение музыкального репертуара взрослыми и детьми - необходимое условие воспитательного воздействия праздника. Это становится возможным при творческом и зрелищном проведении постановок, аттракционов и сюрпризных моментов.

В работе исследовано влияние исполнительской деятельности в праздниках и развлечениях в детском саду на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что активное вовлечение дошкольников в исполнительскую деятельность на праздниках и развлечениях в детском саду является благоприятным условием для развития их музыкальных способностей, а также полноценного гармоничного развития личности ребенка. Это является основной задачей детского сада и педагогического коллектива в целом. Следовательно, выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение. Изученный, собранный и систематизированный материал о деятельности дошкольников при проведении музыкальных праздников может быть использован в работе.

Библиография

  1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Просвещение, 2008. -175 с.

  2. Арисменди А.Л. де. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.: Прогресс,2009. – 176с.

  3. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей. – М: Музыка, 2003. – 121с.

  4. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 2004

  5. Гилярова Н.Н. Детский музыкальный фольклор. – Рязань: Дом творчества, 2004.- 48с.

  6. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

  7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2007. – 207 с.

  8. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М.: Просвещение, 2004. - 95с.

  9. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 2006. – 284с.

  10. Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред.Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2002. - 270с.

  11. Михайлова Л.И., Метлов Н.А. Праздничные утренники в детском саду. – М.: Просвещение, 2006. – 98с.

  12. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. – М.: Музыка, 2007. – 124с.

  13. Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные детские песни. – М.: Музыка, 2004. – 78с.

  14. Особенности развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста сайт:http://www.mykod.ru/index.php/2009-05-02-08-42-03/2009-05-02-08-42-49/142-2009-05-02-10-48-06.html

  15. Петрова В.А. Музыкальные занятия с малышами. – М.: Просвещение, 2007. – 191с.

  16. Программа воспитания и обучения в детском саду/Отв. Ред. М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 174с.

  17. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Владос, 2004. – 223с.

  18. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.- М.: Просвещение, 2007.- 128с.

  19. Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет) / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 2006. – 144 с.

  20. Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет) / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 2007. – 144с.

  21. Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет) / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 2008. – 143с.

  22. Шоломович С., Рудченко И., Зинич Р. Методика музыкального воспитания в детском саду. – Киев: Украина, 2008.