Файл: Кафедра психологии роль эмоций в жизни человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

Кафедра психологии

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Работу выполнила: Шалаева Анна

Направление подготовки: 49.03.04 Спорт

Направленность (профиль): Тренерско-преподавательская деятельность в избранном виде спорта

Факультет: Факультет летних олимпийских видов спорта

Группа: 101

Санкт-Петербург

2022

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие об эмоциях……………………………………………………………..4

2 Классификация эмоций………………………………………………………....5

3 Эмоциональные состояния……………………………………………………..8

4 Функции эмоций……………………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

Введение

Проблема эмоций занимала мыслителей всех времен и народов. Ученые и по сей день занимаются ее изучением. Чтобы ознакомиться хотя бы с самыми значительными суждения на тему эмоций, накопившимися за многовековую историю культуры, понадобилась бы не газетная полоса, а многостраничный том. А все потому, что эмоции играют важную роль в жизни людей. Воздействуя на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии других людей.

Цель работы: определить роль эмоций в жизни человека.

Задачи работы:

1.Ознакомиться с понятием «эмоции».

2. Рассмотреть различные классификации эмоций.

3. Изучить многообразие эмоциональных состояний.

4.Выделить основные функции эмоций.

Понятие об эмоциях

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — огорчают, третьи — возмущают. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру.


Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоциональные ощущения в процессе эволюции биологически закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Классификации эмоций

Самая простая из существующих классификация эмоций делит их на два вида: отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные, сопровождающие ее удовлетворение. К положительным эмоциям относят удовольствие, наслаждение, радость. К отрицательным эмоциям относят страх, ужас, гнев, ярость, неудовольствие, отвращение, горе, грусть, тоску.

Учитывая характер поведения организма при эмоциональных состояниях, немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические, вызывающие активную деятельность, и астенические - угнетающие активные формы поведения.

К. Изард выделил следующие основные эмоции:

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.



Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Более сложную классификацию эмоций предлагает психолог Б. Додонов:

1. альтруистические эмоции (возникают на основе потребности в помощи, в желании приносить людям радость и счастье);

2. коммуникативные эмоции (возникают на основе потребности в общении, выражают желания общаться, делиться мыслями и переживаниями);

3. глорические эмоции (связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет);

4. праксические эмоции (возникают в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью);

5. пугнические эмоции (связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе);

6. романтические эмоции (связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному);

7. гностические эмоции (возникают в познании);

8. эстетические эмоции (связаны с восприятием произведений искусства);

9. гедонистические эмоции (связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте);

10. акизитивные эмоции (возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей).

Эмоциональные состояния

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект — сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом. Аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты нарушают разумность поведения, они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, создаваемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.


Эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции носят опережающий характер, они смещаются к началу действия и предвосхищают результат, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства — устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они отражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Чувства, как и эмоции предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности. Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели»

Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние
, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Оно является эмоциональной оценкой личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. В отличии от чувств настроение не предметно, а личностно. Его характеристики и устойчивость в большей степени зависят от самого человека, его индивидуально-психологических особенностей, физического состояния, опыта и мировосприятия. Настроение – это обобщенное эмоциональное состояние, не приуроченное к какому-то частному событию. Оно проявляется во всех сферах жизни и влияет на наше общение, на профессиональную деятельность, на отношение к действительности в целом. Настроение многообразно и многопланово. Это сложный сплав эмоциональных переживаний. Известный российский психолог С. Л. Рубинштейн, подчеркивая неопределенность настроения, называл его «расплывчатым» и «переливчато-многообразным».

Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные "факторы риска" при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, и заболевания желудочно-кишечного тракта. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.