Файл: Барьеры коммуникации и технология их перодоления Теоретическая справка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Барьеры коммуникации и технология их перодоления

Теоретическая справка

(В.Н. лавриненко, Л.И. Чернышова)

Барьеры коммуникации представляют собой препятствия на пути эффективной коммуникации, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающми в процессе коммуникации. Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к получателю. Барьеры коммуникации увеличивают психологическую дистанцию между партнерами, снижают уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, в конечном итоге, эффективность процесса общения.

Выделим наиболее распространненые барьеры коммуникации.


Барьер субъективной интерпретации

Возникает в связи с тем, что любое полученное сообщение преломляется через призму личного опыта партнера по общению, его образования, происхождения, знаний, склонностей, предубеждений, надежд, страхов, симпатий и антипатий, желаний и ожиданий на момент передачи информации. В результате человек слышит не то, что было сказано, а то, что он думает, что было сказано. Коммуникатор верит, что если он понимает то, что он намерен сказать, и передать это другим, то его слова будут интерпретироваться адресатом в точном соответствии с его замыслом.

Преодоление


Не нужно додумывать то, что не было сказано, а внимательно слушать партнера и только после этого делать выводы. 




Барьер психологического феномена восприятия

Чувство недоверия или неприязни, которое вызывает коммуникатор, передается и на сообщаемую им информацию, которая не воспринимается как значимая. Огромное значение для возникновения барьера играет авторитет коммуникатора в глазах партнера. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усовения предлагаемой информации, и наоборот, низкий авторитет вызывает нежелание прислушиваться к его мнению.

Преодоление




Барьеры социально-культурного различия

Социальные, политические, религиозные и профессиональные различия могут привести и приводят к различной интерпретации тех или иных понятий и идей в передаваемом общении.

Преодоление






Барьеры непонимарния


Фонетические, стиличтические, семантические и логические

Преодоление



Психологические барьеры межличностного общения

Это все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, которые возникают между индивидами и препятствия, которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт. В данном случае необходимо отметить, что такие препятствия и трудности могут осознаваться и не осонаваться самими участниками коммуникации. Степень и характер их осознания также могут быть различными.


Преодоление




Барьеры отношений

Психологический феномен, возникающий между участниками в ходе общения. Чувства неприязни, недоверия к самому партнеру распространяются и на передаваемую им информацию. Если партнеры испытывают по отношению друг и кдругу симпатию и доброжелательство, то такие барьеры возникнуть не могут, не понимание пытаются преодолеть. Люди склонны больше доверять информации, постпуающей от приятных им других людей.
Преодоление

Барьеры отрициательных эмоций

Эмоции – это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних разражителей, которая проявляется в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха, интереса и т.д. не всякая эмоция может вызвать затруднение в общении, однако есть ряд эмоций, которые вызывают такой результат. Эмоциоанльные барьеры формируются не основе устойчивых отрицательных эмоций, к которым относятся страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и плохое настроение в целом.

Преодоление