Файл: Гудалина Татьяна Анатольевна (И. О. Фамилия) Тольятти 2023 Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • Перед детьми возникает проблемная ситуация, противоречие.

  • Ученики предлагают свои версии решения проблемы, чем больше версий, тем лучше.

  • Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию.

  • Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.

  • Итог урока - рефлексия.

  • Нужно научить детей оценивать результаты свой деятельности.


Сравнительный анализ

традиционной системы обучения и личностно – ориентированного обучения.

 

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Ведущий принцип педагогики

 

единая программа, требования

вариативность.

от простого к сложному, от частного к целому

индивидуальный подход и проблемность.

Цель обучения

 

Дать определенный объем знаний

Развитие индивидуальных способностей

Дать общее образование по единой программе.

Создание условий для развития личности.

Формирование ЗУН

Развитие нравственности и образованности

Позиция ученика

 

Пассивность.

Активность

Отсутствие мотива к личностному росту.

Интерес к деятельности

Функция учителя

 

Выдать определенный объем знаний

Научить мыслить

Развивать познавательную активность

Научить учиться

Обучать, воспитывать

Координировать и консультировать

Контролировать

Организовывать

Формы обучения

 

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные, поисковые, исследовательские.

Урок, лекция, беседа, объяснение.

Игра, диспут, семинар, урок

Стиль взаимодействия

 

Авторитарность и требовательность

Сотрудничество и доверительность, открытость


 

Вывод: сходство адаптивной и традиционной школы состоит в единстве цели - развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования.

Отличие: в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.

Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.

Что лежит в основе личностно-ориентированных технологий?

Ответ:


Цель

  • создание условий для проявления познавательной активности учеников

Средства достижения учителем этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика (студента) в работе класса(группы);

  • использование дидактического материала, оценка деятельности анализировать способы работы других учеников (студентов) в ходе урока,




Содержание

  • построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого ученика (студента);




Методика

  • диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программой деятельности по личностному развитию учащихся с учётом:

1) мотивации деятельности;

2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы; 3) готовность к саморазвитию.

Методическая основа технологии

  • индивидуализация и дифференциация процесса

Условия эффективности педагогической технологии

1) создание оптимальных условий для возможности учащихся (студентов)реализовать себя;

2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся (студентов) индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся (студентов) как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения.


Позиция педагога:

  • стимулирование «внутренних сил» саморазвитие учащихся (студентов, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика(студента);

  • развитие индивидуальности;

  • признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося(студента) в коллективе.






Как изменяются цели и содержание образования при переходе на личностно-ориентированные технологии?

Ответ: Психологические требования к уроку при переходе на личностно-ориентированных технологий:

  • направленность урока на развитие познавательных функций и эмоционально-волевой сферы личности учащихся;

  • учет индивидуальных, типических и возрастных особенностей;

  • воздействие на мотивационную сферу личности и формирование положительного отношения к учению;

  • воздействие на эмоциональную сферу личности в процессе овладения знаниями;

  • соблюдение педагогического такта (собранность, самообладание, самоконтроль, доброжелательность, педагогический оптимизм);

  • создание на уро­ке благоприятного психологического климата.

Цель личностно ориентированного урока - создание условий для раскрытия личности ученика.

Средствами ее достижения становятся:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованно­сти каждого ученика;

  • стимулирование учащихся к выска­зываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими по­ложительно направленными коммуникативными воздей­ствиями;

  • использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

  • оценка деятельности ученика не только по результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ ре­шения задачи, анализировать его у других;

  • создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятель­ность, создание обстановки для естественного самовыраже­ния ученика.

  • Раскрытие личности учащегося происходит прежде всего в его главной ведущей деятельности - учении, а урок - основная форма ее организации. Если учение организуется как сотрудничество субъектов образовательного процесса, то они способны раскрыть свою индивидуальность, а учитель, как мы отмечали выше, повы­шает свою квалификацию.

В личностно ориентированном уроке сотрудничество учителя с учениками опирается на поддержку и доверие. И это является наиболее значимым показателем создания личностного поля раз­вития. Последнее становится важным критерием успешности шко­лы личностно ориентированного образовательного процесса.



  1. Индивидуально-дифференцированная технология обучения.

Индивидуально-дифференцированная технология представляет собой организацию учебного процесса, при котором выбор методов, форм, средств и приемов обучения осуществляется с учетом индивидуальных и групповых особенностей учащихся.

Исследования М.А. Данилова, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, Т.И. Шамовой показала, что учащиеся сильно дифференцируются по степени познавательной самостоятельности. Это обычно объясняется тем, что общеучебные умения учащихся развиваются неодинаково. В связи с этим, учащиеся резко отличаются и дифференцируются по степени их активного применения.

Исследования американского ученого Б. Блума показали, что существуют три категории учащихся: 1) малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; 2) талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, эти дети могут учиться в высоком темпе; 3) обычные учащиеся, составляющие большинство (около 30%), их способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Различают дифференциацию внешнюю и внутреннюю. Внешняя дифференциация – это разделение учащихся на стабильно работающие группы, в которых цели, содержание образования, формы и методы обучения систематически отбираются и реализуются с учетом доминирующего типологического признака учащихся (интересов, творческих способностей, обученности, обучаемости, работоспособности и т. д.).

Внутренняя дифференциация учитывает типологические особенности учащихся, разделяя их на группы внутри стабильно работающего класса чаще временно, в зависимости от целей обучения и результатов учебной деятельности.

При осуществлении индивидуально-дифференцированной технологии обучения необходимо:

  • осуществить педагогическую диагностику учащихся на основе отобранных задач, заданий, тестов;

  • разработать или использовать уже готовые задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному вами критерию, способностям или умению;

  • использовать дифференцированные задания, задачи, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся

  • создавать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» и т.д.


Вопросы для самоконтроля:

По каким особенностям дифференцируются учащиеся?


Ответ: Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.

На волне демократизации и гуманизации образования возникает повышение внимания теоретиков и практиков обучения к идее дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

  • уровень обученности и обучаемости;

  • уровень общих умственных способностей;

  • скорость усвоения;

  • ндивидуальный стиль умственной деятельности;

  • психофизические особенности учащихся.

Необходимо отметить, что многие ученые предостерегают от экспериментирования в области дифференцированного обучения в условиях недостаточной психологической, диагностической, физиолого-гигиенической проработки вопроса.

Анализ состояния проблемы в области дифференцированного обучения в теории и практике обучения показывает, что процесс дифференциации имеет как значительные достоинства, так и существенные недостатки. Причем количество достоинств, так и существенные недостатки.

Создание гомогенных (однородных) классов позволяет реализовать следующий положительный потенциал дифференцированного обучения:

а) позволяет выровнять развитие слабых, делает обучение посильным;

б) слабый не ощущает свои слабости, сильный должен прилагать больше усилий при учебной работе;

в) учителю легче подбирать дидактический материал, который соответствует уровню класса;

г) научно-обоснованные доводы для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные, психофизические особенности учащихся.

Создание гомогенных классов влечет за собой следующие негативные последствия:

а) средние и слабые ученики остаются без развивающего влияния сильных;

б) неблагоприятная эмоциональная обстановка: снобизм у сильных учеников и чувство неполноценности у слабых;

в) распределение детей по классам на основе школьной зрелости фатально предопределяет развитие ребенка именно в тот момент, когда только и должно начаться его целенаправленное умственное развитие;