Файл: Государственный финансовый контроль проблемы и пути совершенствования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственный финансовый контроль: проблемы и
пути совершенствования.
Государственный финансовый контроль является одним из основных средств осуществления финансово- правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой стратегии и тактики, целесообразном и эффективном распределении и использовании финансовых ресурсов.
В системе государственных финансов он выступает инструментом реализации макроэкономической политики. Также государственный финансовый контроль служит гарантом эффективного перераспределительного процесса стоимости произведенного общественного продукта между субъектами экономических отношений.
Государственный финансовый контроль - это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов.
Эта деятельность осуществляется посредством различных форм и методов контроля и призвана обеспечить эффективное функционирование государственного сектора и хозяйственных субъектов и реализацию права государства осуществлять контроль над финансовыми потоками и соблюдением имущественных прав.
Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетно-финансовый контроль в России осуществляют:
- законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, которые имеют право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления);
- органы исполнительной власти, органы местного самоуправления - Министерство финансов РФ, подведомственные ему федеральные службы, финансовые органы и органы финансового контроля субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители бюджетных средств.
Традиционно выделяют:
- бюджетный контроль – контроль за соблюдением бюджетного законодательства, законности на всех стадиях бюджетного процесса, законности при поступлении и зачислении доходов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, законности при обслуживании и управлении государственным долгом;
- налоговый контроль – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за соблюдением законности при исчислении и уплате обязательных платежей в бюджет.
Для осуществления государственного финансового контроля существуют различные органы.
Заложенная в 1995 году система государственного финансового контроля в России, создала условия для функционирования независимого государственного финансового контроля в лице Счетной палаты РФ. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, который образуется палатами Федерального Собрания - парламента Российской Федерации (Советом Федерации и Государственной думой РФ) и подотчетен им.
Таким образом, Счетная палата РФ наделена широким кругом полномочий не только в области собственно контрольно- ревизионной, но и в сфере экспертно-аналитической деятельности.
Таблица 1- Динамика контрольных мероприятий Счетной палаты РФ.
Показатели | Годы | Отклонение 2014г. от 2012г., % | ||
2012 | 2013 | 2014 | ||
Проведено мероприятий ед. | 502 | 470 | 445 | 88,6 |
Выявлено нарушений при использовании бюджетных средств, млрд. руб. | 781,4 | 722,9 | 707 | 90,5 |
Приведенные данные свидетельствуют о сокращении количества проверок на 11,4% (57 ед.). Это обусловлено укрупнением объектов контроля. Нарушения при использовании бюджетных снизились средств на 9,5% (74,4 млрд. руб.)
Функциями государственного финансового контроля по линии органов исполнительной власти РФ наделен ряд организаций. В их числе Министерство финансов РФ и службы, находящиеся в его ведении: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор); Федеральная налоговая служба; Федеральное казначейство.
Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных и иных субсидий, бюджетных кредитов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок. Росфиннадзор также проводит мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере, осуществлению надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, по формированию и ведению единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере
Таблица 2- Динамика контрольных мероприятий Федеральной службы финансово - бюджетного надзора РФ.
Показатели | Годы | Отклонение 2014г. от 2012г., % | ||
2012 | 2013 | 2014 | ||
Проведено проверок, ед., из них | 15711 | 13021 | 10814 | 68,8 |
- количество проверок выявивших нарушения | 7368 | 6470 | 5819 | 78,9 |
Процент результативных проверок, % | 46,9 | 49,7 | 53,8 | х |
Выявлено нарушений, млрд. руб. | 749,6 | 1454,2 | 1076,4 | 143,6 |
В 2014 году проведены 10814 ревизия и проверка в финансово-бюджетной сфере, что на 4897 контрольных мероприятий или на 31,2 % меньше по сравнению с 2012 годом. Снижение числа контрольных мероприятий связано с увеличением количества масштабных проверок, а также с резким уменьшением штатной численности сотрудников, числящихся в штатах ревизорских подразделений и принимавших участие в проведении ревизий и проверок, на 362 единицы или на 14,2 %. При этом результативность проверок возросла с 46,9% до 53,8%. Сумма выявленных нарушений по результатам контрольных мероприятий увеличилась в 1,4 раза и в 2014г. составила 1076,4 млрд. руб.
Федеральная налоговая служба (ФНС России), являясь федеральным
органом исполнительной власти, осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления и своевременностью внесения в соответствующий бюджет других обязательных платежей.
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые представляют собой процессуальное действие налоговых органов по контролю правильности исчисления, своевременности уплаты налогов, осуществляемое путем
сопоставления фактических данных с данными, отраженными в документах налогоплательщика (бухгалтерского и налогового учета).
Налоговые органы имеют право проводить два вида налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Таблица 3 - Динамика количества проведенных проверок налоговыми органами РФ и их эффективность.
Показатели | Годы | Отклонение 2014г. от 2012г., % | ||
2012 | 2013 | 2014 | ||
Проведено камеральных проверок, тыс. ед., из них | 34879 | 34190 | 32870 | 94,2 |
- количество проверок выявивших нарушения, тыс. ед. | 1876 | 1765 | 1964 | 104,7 |
Процент результативных проверок, % | 5,4 | 5,2 | 5,9 | х |
Дополнительно начислено платежей, млрд. руб. | 51382,8 | 50855,7 | 55484,6 | 108,0 |
Проведено выездных проверок, ед., из них | 55939 | 39770 | 34245 | 61,2 |
- количество проверок выявивших нарушения, ед. | 55411 | 39315 | 33827 | 61,0 |
Процент результативных проверок, % | 99,1 | 98,9 | 98,8 | х |
Дополнительно начислено платежей млрд. руб. | 311238,8 | 278469,9 | 288089,9 | 92,6 |
Приведенные в таблице данные свидетельствуют, что за анализируемый период количество проведенных камеральных проверок снизилось на 5,8%. Число результативных налоговых проверок возросло на 4,7%. По результатам камерального контроля в 2014 году доначислено платежей на сумму 55484,6 млрд. руб., что на 8% больше, чем в 2012г.
После принятия в 2007 году Концепции системы планирования выездных налоговых проверок основной целью выездного контроля стало сокращение числа проверок путем четкого отбора налогоплательщиков и, таким образом, исключение неэффективных проверок.
Данные таблицы 3 показывают, что количество проведенных выездных проверок за анализируемый период сократилось в 1,6 раза, однако, все они являются результативными. Но эффективность этих проверок незначительно снизилась: суммы доначисленных платежей по результатам выездного контроля сократились на 7,4 % и составили в 2014 году 288089,9 млрд. руб.
Указанное снижение количества проверок обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов для контроля и совершенствованием риск - ориентированного подхода при подготовке проверок.
Федеральное казначейство, создано в 1992 г. в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
В настоящее время Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в рамках определенных для него полномочий, организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок. В случае выявления нарушений финансово-бюджетного законодательства Федеральное казначейство имеет право применять меры предупредительного характера, направленные на недопущение нарушений в бюджетной сфере, а также меры по устранению