Файл: Государственный финансовый контроль проблемы и пути совершенствования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме названных выше государственных структур контрольными функциями в финансово-бюджетной сфере наделены Центральный банк РФ, Федеральная антимонопольная служба, органы валютного контроля, таможенные и правоохранительные органы (прокуратура, МВД России, ФСБ), другие органы, ответственные за контроль поступления и расходования средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Одни из них контроль осуществляют систематически на плановой основе, другие - периодически, при выявлении отклонений от финансового законодательства. Скоординированное взаимодействие органов государственного финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса может быть эффективным фактором повышения качества контроля над использованием государственных средств.

Таким образом, в России государственный финансовый контроль осуществляется в установленном порядке (тем или иным образом) всеми органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией.

Но основная роль при этом все же отведена регламентированной законодательством деятельности специальных государственных органов.

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование.

В настоящее время экономика нашей страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, недостаточной работы системы государственного финансового контроля.

Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

Основными причинами такого положения являются существование условий, способствующих криминализации экономики, слабость законодательной базы, внутриведомственного контроля, в определенной степени бессистемность осуществления финансового контроля в сфере государственного и муниципального секторов экономики и его правовая неопределенность.


Проблемы обеспечения эффективности системы государственного финансового контроля в бюджетной сфере занимают ключевое место. Несогласованность усилий контролирующих органов, неэффективное взаимодействие между государственными органами контроля, отсутствие единой информационной базы препятствуют своевременному и полному контролю. Основными факторами, ограничивающими действенность государственного финансового контроля в бюджетной сфере, являются: отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы, законодательная неопределенность статуса органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в единой системе; слабое взаимодействие контролирующих органов между собой; отсутствие единой информационной базы, единого методологического подхода к процессу осуществления контроля. В теории и на практике до настоящего времени происходит смешение форм, видов, методов государственного финансового контроля. Изменение бюджетного законодательства требует существенных усилий для формирования адекватной методологической и методической базы внешнего финансового контроля в условиях бюджетного процесса.

Построение государственного финансового контроля, отвечающего требованиям современного общества, и способствующего более эффективному развитию финансовой системы России, связано с преодолением многих препятствий и проблем, требующих скорейшего их решения.

Главным направлением совершенствования государственного финансового контроля и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия.

На данном этапе у органов финансового контроля отсутствуют единые нормы, стандарты и правила проведения внутреннего финансового контроля, утвержденные законодательно.

Необходима система общих для всех контрольных органов и обязательных для выполнения стандартов. Подготовка и принятие этой системы стандартов (правил) осуществления финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств является насущной задачей. Разработку стандартов необходимо возложить на Министерство финансов РФ, как органу, имеющему опыт регулирования аудиторской деятельности и разработки стандартов для независимых аудиторов



Серьезное препятствие для успешного осуществления экономических реформ в числе прочих - достаточно громоздкая структура органов государственного финансового контроля. Задачи органов государственного финансового контроля недостаточно конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля. Мы полагаем, что важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Многие ученые-экономисты выдвигают мнение о необходимости создания специального высшего органа государственного финансового контроля.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России. Отсутствие единой информационной системы о выявленных правонарушениях, неупорядоченности контроля когда зачастую неоднократно проверяются одни организации другие годами оказываются вообще вне сферы контроля. В связи с этим необходимо развивать систему предпроверочного анализа. Она предусматривает открытый процесс отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок на основе ряда установленных критериев. Предпроверочный анализ должен быть всесторонним и учитывать не только внутреннюю информацию (данные, полученные самими налоговиками), но и данные из внешних источников (сведения о налогоплательщике, предоставленные другими контролерами, правоохранительными органами, органами власти). Необходимо выработать устойчивые критерии, по которым выявляются нарушители налогового законодательства и становятся объектами выездных налоговых проверок.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Кроме того, открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово- хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Но в таком случае необходимо обеспечить информационную совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизацию учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.


Таким образом, благодаря ряду вышеперечисленных мер по совершенствованию государственного финансового контроля, можно стабилизировать ситуацию в стране, целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны.

Литература:

  1. Бурцев В.В. Система государственного финансового контроля // Финансы. – 2014. – № 9.

  2. Пенчук А. В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. – 2014. – № 07 (июль). – ART 14177. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14177.htm.

  3. Официальный сайт Счетной палаты РФ- http://www.ach.gov.ru.

  4. Официальный сайт Федеральной службы финансово - бюджетного надзора - http://www.rosfinnadzor.ru

  5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы - http://www.nalog.ru/.