ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
93/99
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса,
используемого в практической деятельности.
Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, государства) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ,
услуг), включающая создание и распространение инноваций.
Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам,
исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции и технологий.
Инновационная инфраструктура – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности
(инновационно-технологические центры, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).
Среди структур, способствующих развитию инновационной деятельности, особенно важны технопарковые структуры,
которые могут быть простейшими типа научных «отелей», размещающихся в небольших зданиях и охватывающих 2–3 вида услуг, до технополисов и регионов науки, представляющих крупные региональные экономические комплексы с инновационной направленностью.
По возрастающей степени сложности технопарковые структуры располагают в такой последовательности: инкубаторы,
технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий.
Инкубатор представляет собой сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг, и занимает одно или несколько зданий. Инновационная фирма в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно 2–3 года, реже 5 лет. По истечении этого срока инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.
Технологический парк – это научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой, основная задача которого состоит в формировании благоприятной сферы для развития малых наукоемких фирм- клиентов. Структурной единицей технопарка является центр, а к числу наиболее важных центров относятся:
исследовательский центр, инкубатор, научно-технологический комплекс (инновационный центр), промышленная зона,
маркетинговый центр, центр обучения и др. Каждый из перечисленных центров реализует специализированный набор услуг,
например, услуги, связанные с проведением исследовательских работ или с переподготовкой специалистов по какому-либо определенному технологическому направлению.
Технополис охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике технополис представляет собой целостную научно-производственную структуру,
созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе вновь строящихся городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «размытого» типа. Они возникают обычно на базе больших городов,
которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон, тем не менее, располагают развитыми инновационными структурами.
Регион науки и технологий такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно-производственный комплекс представляет здесь единое целое, так как новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе. В регионе науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоемкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфрастуктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения и др. Регион науки и технологий может включать и себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также широкую инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.
Результатом инновационной деятельности является интеллектуальный продукт. Интеллектуальным продуктом называют результат деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения потребностей (в товарной или нетоварной формах) его потребителей.
К интеллектуальному продукту относятся:
научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, экспертные системы, модели,
изобретения, рационализаторские предложения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия;
продукция информатики – программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, радио- и телепрограммы и др.;
18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
94/99
продукты культуры.
Право автора на изобретение, научную идею, разработки, новое изделие, новую технологию или другой интеллектуальный продукт является интеллектуальной собственностью. Интеллектуальная собственность охраняется государством.
11.2 Виды инноваций
Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства.
В связи с инновациями различают две модели предпринимательства: классическую и инновационную.
Классическая модель – это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности.
Успех предпринимательства по этой модели часто увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти.
Вторая модель представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этом предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.
Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его использования. Новизна бывает абсолютная, относительная и частичная. Новизна считается абсолютной в том случае, если отсутствуют аналоги конкретному новшеству. Новизна будет относительной, если касается новшества, впервые внедряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях. Частичная новизна – это обновление какого-либо элемента, узла изделия.
По степени новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.
Базисные инновации реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколении и направлений развития техники.
Улучшающие инновации связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла.
Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.
По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируют на потребительские и инвестиционные, по степени сложности (или по масштабу) – на сложные (синтетические) и простые инновации.
По причинам возникновения инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.
Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.
Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.
По характеру применения различают:
продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;
рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;
инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;
социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;
комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.
11.3 Роль нововведений при воспроизводстве капитала в современных рыночных условиях
Побудительными мотивами развития инноваций на предприятии являются стремления снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются на уровне выше средних, и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.
18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
95/99
Отсюда у каждого предприятия возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это, возможно осуществить за счет использования такого инструмента, каким являются инновации. При этом, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивают вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой.
Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.
Понятие «инновация» может применяться к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций.
Жизненный цикл инноваций охватывает 4 этапа, последовательность которых можно видеть на рисунке 11.1.
Рисунок 11.1 – Функциональная последовательность инновационного процесса
На первом этапе осуществляются фундаментальные исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания.
Для второго этапа характерны прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер.
На третьем этапе подготавливается конструкторско-технологическая документация, а промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий.
Четвертый этап – коммерциализация новшества – продолжается от момента запуска его в производство до появления на рынке в качестве товара.
Жизненный цикл товара завершается исчезновением этого товара с рынков сбыта. Зависимость объема продаж от жизненного цикла товара графически представлена на рисунке 11.2.
Рисунок 11.2 – Зависимость объема продаж от жизненного цикла товара
Для успешной деятельности предприятия при разработке бизнес-планов чрезвычайно важно учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится производимая продукция, с тем чтобы, упреждая действия конкурентов, осуществить инновации и обеспечить дальнейшее увеличение объема продаж более совершенных моделей или принципиально новых изделий.
18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
96/99 11.4 Факторы развития инновационной деятельности предприятия
На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические,
политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют. Например, в группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфрастуктуры. В этой же группе факторов препятствуют инновационной деятельности отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства и т.д.
Аналогичные примеры можно приводить и по другим группам факторов.
Предприятие-инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия показана на рисунке 11.3.
Рисунок 11.3 – Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия
Предприятие-инноватор заключает с инновационным предпринимателем контракт (договор) на осуществление инновационных разработок. Контракт может предусматривать частичную оплату заказа в виде аванса.
Инновационный предприниматель для выполнения заказа за соответствующую плату приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. Завершенные разработки передаются заказчику для дальнейшего использования.
Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е.
самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники,
внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.
В последнее время в деловом мире все более широкое распространение получает реинжиниринг, считающийся одной из наиболее эффективных инноваций в управленческом деле. Термин «реинжиниринг» ввел в деловой лексикон американский экономист Майкл Хаммер, который в соавторстве с Дж. Чампи подготовил и издал книгу «Реинжиниринг корпорации:
манифест для революции в бизнесе». Авторы книги дали определение реинжиниринга как «фундаментальное переосмысление и радикальное изменение решений о деловых процессах с целью достижения кардинальных улучшений в критически важных показателях деятельности, таких, как издержки, качество, обслуживание и скорость».
Иначе говоря, реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на перестройку
(перепроектирование) деловых процессов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предприятия.
В экономической литературе по реинжинирингу выделяют два вида деятельности: кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития. По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации, дела идут плохо и необходимы решительные меры, вплоть до «хирургических», для ликвидации «очагов заболевания». Реинжиниринг развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей, и возникла угроза завоевания рынков сбыта конкурентами. Для большинства российских предприятий эффективным может быть только кризисный реинжиниринг.
На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические,
политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют. Например, в группе экономических и технологических факторов положительное влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфрастуктуры. В этой же группе факторов препятствуют инновационной деятельности отсутствие или недостаток средств для инвестиций, слабость материальной и научно-технической базы, преобладание интересов текущего производства и т.д.
Аналогичные примеры можно приводить и по другим группам факторов.
Предприятие-инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия показана на рисунке 11.3.
Рисунок 11.3 – Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия
Предприятие-инноватор заключает с инновационным предпринимателем контракт (договор) на осуществление инновационных разработок. Контракт может предусматривать частичную оплату заказа в виде аванса.
Инновационный предприниматель для выполнения заказа за соответствующую плату приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. Завершенные разработки передаются заказчику для дальнейшего использования.
Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е.
самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники,
внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.
В последнее время в деловом мире все более широкое распространение получает реинжиниринг, считающийся одной из наиболее эффективных инноваций в управленческом деле. Термин «реинжиниринг» ввел в деловой лексикон американский экономист Майкл Хаммер, который в соавторстве с Дж. Чампи подготовил и издал книгу «Реинжиниринг корпорации:
манифест для революции в бизнесе». Авторы книги дали определение реинжиниринга как «фундаментальное переосмысление и радикальное изменение решений о деловых процессах с целью достижения кардинальных улучшений в критически важных показателях деятельности, таких, как издержки, качество, обслуживание и скорость».
Иначе говоря, реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на перестройку
(перепроектирование) деловых процессов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предприятия.
В экономической литературе по реинжинирингу выделяют два вида деятельности: кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития. По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации, дела идут плохо и необходимы решительные меры, вплоть до «хирургических», для ликвидации «очагов заболевания». Реинжиниринг развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей, и возникла угроза завоевания рынков сбыта конкурентами. Для большинства российских предприятий эффективным может быть только кризисный реинжиниринг.