Файл: Проблемы коррупции в бизнесе (ук3 З1 ук5 З1 ук11 З1, З2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа

№1 семестра

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА №1

Дисциплина: Профессиональная этика

Номер темы реферата №11

Тема: Проблемы коррупции в бизнесе (УК-3 З1; УК-5 З1; УК-11 З1, З2).

Выполнила: Лукьянова Олеся Валдимировна

38.03.01 Экономика

Группа: ЭСК-21-21(2)

Проверил(а): ______________________

_____________________________ (дата)

Омск 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...31.Модель личности современного предпринимателя…………………………..4

2. Этические нормы менеджмента…………………………...…………………..5 3.Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции……....7

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

Введение
Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к "профессиональной этике".

Каждый из нас ежедневно встречается с десятками людей, имеет с ними самые разные, порою совсем непростые отношения. И подчас найти правильные, разумные и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов – не так-то легко. Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Оставаясь серьёзной философской наукой, она становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов. В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.


Данная работа посвящена рассмотрению вопросам этических норм менеджмента и предпринимательства в целом, а также на примере отдельно взятой коммерческой организации, в которой мне довелось работать сначала продавцом, а затем помощником менеджера. За время работы накопился определенный материал, который и будет подвергнут в данной работе детальному анализу в свете полученных за время учебы по специальности «Менеджмент» теоретических знаний.

1. Модель личности современного предпринимателя
Это, прежде всего, профессиональная компетентность, отражающая уровень знаний в различных областях, а также умение решать управленческие задачи в определенном виде менеджмента.

Это-наличие соответствующих личностных качеств, как наиболее устойчивых характеристик, которые оказывают часто решающее влияние на предпринимательскую и управленческую деятельность.

Это также качества, отражающие морально-этические нормы предпринимателя, т. е. нравственные правила и нормы, которыми он руководствуется в своих отношениях с коллегами, партнерами, своими подчиненными.

Каждая из названных групп должна аккумулировать в себе объем требований, которые предъявляются к современному предпринимателю в процессе его практической деятельности.

Профессиональная компетентность современного предпринимателя должна базироваться, прежде всего, на знании им объекта управления, что обязательно предполагает наличие специального образования, общей эрудиции и стремления к самосовершенствованию.

Кроме того, предпринимателю должна быть присуща системность мышления, которая проявляется в умении быстро поставить задачу, определить цель, рассмотреть возможные варианты ее достижения и выбрать оптимальный вариант с учетом сложившейся ситуации. При этом он должен обладать умением предвидеть результаты принятого решения и обеспечить его выполнение. Именно в этом проявляются его коммерческие способности и способность к предпринимательской деятельности.

В модели личности современного предпринимателя не менее важное место занимает наличие у него соответствующих личностных качеств. Современная управленческая наука располагает множеством различных мнений о том, какими личностными качествами должен обладать предприниматель - руководитель. Одни авторы отмечают такие личностные качества предпринимателя, как уверенность в себе, ответственность, энергичность, изобретательность, независимость, креативность, гибкость, предусмотрительность, оптимистичность[1].



Другие выделяют такие качества как цельность характера (предполагает следование общечеловеческим нормам, соблюдение единства цели и способов ее достижение); веру в людей, приверженность организации, творческие способности, твердость духа, умение рисковать, иметь авторитет у общественности и др.[2].

Модель современного предпринимателя обуславливается также наличием у него определенных морально-этических качеств.

Морально-этические качества в настоящее время претерпевают существенные изменения под воздействием развивающихся рыночных отношений. Этические нормы поведения предпринимателя в рыночной экономике должны подчиняться его высоким нравственным принципам и идеалам, и соответствовать требованиям корпоративной культуры организации.

Этическими нормами применительно к управлению экономическими процессами организации могут быть следующие:

- максимизация прибыли не должна достигаться за счет разрушения окружающей среды;

- в конкурентной борьбе следует использовать лишь «дозволенные» приемы, т. е. соблюдать правила рыночной игры;

- справедливое распределение благ;

-личный пример соблюдения этических норм на работе и в быту;

- дисциплинированность и моральная устойчивость и др. [3]

2. Этические нормы менеджмента
Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной. Причины этого:

Этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки "этично — неэтично".

Следует учитывать, что в отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Этика — это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

Более частным понятием является этикет.

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.


Этикет для типичных случаев предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения. Но он требует использования их со строгим учетом особенностей конкретного общения в данной конкретной ситуации, в официальной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знакомства партнеров между собой.

В настоящее время происходит демократизация этикета. Деловой этикет здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного, благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Однако если ослабление этикетных правил не восполняется соответствующим воспитанием, оно оборачивается не только развязностью, но и хамством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.

Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе — разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий — приемов, презентаций и т. д.

Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто владеет этими правилами, никогда не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого сложного положения — для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий правила этикета и применяющий их, как говорится, "на автомате", легко и непринужденно чувствует себя в любом обществе.

Сфера деятельности менеджера — организация, трудовой коллектив. Но организация — это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.


Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.

Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью.
Выход один — в идеалах самого менеджера, в его представлении о том, какого поведения он ждёт от окружающих по отношению к себе.

Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.

Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

В связи с вышесказанным, актуальным становится управленческое обучение этическим принципам ведения дел.

3. Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции
Современный уровень развития науки и техники предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в той или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач:

- предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и разрабатывать стратегию и тактику их достижения;
- организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты;
- распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих решений и распоряжений.
Таковы функциональные задачи менеджмента в целом. А в частности, каждый уважающий себя менеджер обязан четко соблюдать нормы этики, принятые на фирме, в которой он работает. Приведем некоторые из них: