Файл: Детское экспериментирование один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (67 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План по самообразованию
Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)».

Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Срок работы над темой: 20___ - 20___ уч. г.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

  3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.


Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Этапы работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);


2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов.

1 этап (сентябрь)

- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (сентябрь)

-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Подготовительная группа (6-7 лет)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;

- разработка дидактических игр по теме.

3 этап (октябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1. «Сколько ушей?».

Цель: определение значимости расположения ушей по обеим сторонам головы человека, ознакомление со строением уха.

2. «Что есть в почве?».

Цель: установление зависимости факторов неживой природы от живой.

3. «Изобретаем прибор для вскапывания почвы».

Цель: умение самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием.

4. «Заплесневелый хлеб».

Цель: установление, что для роста мельчайших живых организмов нужны определенные условия.

1. Наглядная информация «Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка».

2. Индивидуальные беседы по запросу.


Ноябрь

1. «Водяная мельница».

Цель: ознакомление детей с силой воды.

2. «Фильтрование воды».

Цель: ознакомление детей с разными способами очистки воды.

3. «Могут ли животные жить в воде?».

Цель: выяснение, что есть в почве для жизни живых организмов.

4. «Наверх!».

Цель: выяснение, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов.

1. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

2. Индивидуальные беседы по запросу.


Декабрь

1. «Световой луч».

Цель: объяснить детям, что свет – это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света.

2. «Как не обжечься?» (на несколько занятий).

Цель: показать на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному.

1. Индивидуальные беседы по запросу.


Январь

1. «Замерзание жидкостей».

Цель: ознакомление детей с различными жидкостями.

2. «Почему лампочка светит?».

Цель: объяснить детям на опыте принцип работы электрической лампочки.

3. «Почему говорят: «Как с гуся вода?»».

Цель: показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц.

4. «Колющие и режущие предметы с разными формами лезвий».

Цель: ознакомление детей с разными формами лезвия, объяснить их значение.

1. Папка-передвижка «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие дошкольника».

2. Индивидуальные беседы по запросу.


Февраль

1. «Ледяной дом».

Цель: совершенствование умений работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2. «Мир тканей».

Цель: умение называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам.

3. «Наша группа».

Цель: способствование участию детей в коллективном преобразовании, проявлению устойчивого стремления преобразовывать предмет.

4. «Проверка зрения».

Цель: показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него.

1. Индивидуальные беседы по запросу.


Март

1. «Соломенный буравчик».

Цель: показать детям на опыте, что воздух обладает упругостью.

2. «Свечка в банке».

Цель: показать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха, что для горения нужен кислород.

3. «Звуки в воде».

Цель: показать детям на опыте особенности передачи звука на расстоянии.

4. «Почему комар пищит, а шмель жужжит?».

Цель: продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков.

1. Памятка «Правила безопасности с горячими предметами».

2. Индивидуальные беседы по запросу.


Апрель

1. «Радуга на стене».

Цель: ознакомление детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света.

2. «Компас».

Цель: показать детям, что у магнита есть полюса, рассказать об использовании магнита в компасе.

3. «Магнит рисует».

Цель: объяснить детям действие магнитных сил.

4. «Земля – магнит».

Цель: продемонстрировать детям на опыте действие магнитных сил Земли.

1. Индивидуальные беседы по запросу.


Май

1. «Чем нюхает червяк?».

Цель: показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.

2. «Запасливые стебли».

Цель: показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

3. «Много – мало».

Цель: показать детям на опыте зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

1. Индивидуальные беседы по запросу.



4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.

Изучение литературы по теме:

  1. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».

  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».

  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

  4. Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».

  5. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

  6. Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».