Файл: Курсовой проект по дисциплине Инновационный менеджмент на тему Комплексная оценка эффективности инновационного проекта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. ИП, реализующие замещающие инновации, и ИП, создающие рационализирующие и расширяющие инновации.

7. ИП, создающие основные (продуктовые и технологические) инновации, и ИП, разрабатывающие дополняющие инновации.

8. ИП, реализующие инновации – продукты, и ИП, реализующие инновации – процессы.

9. ИП, создающие инновации для новых рынков, и ИП, создающие новые сферы применения товара на старых рынках.

10. ИП, внедряющие новшества, связанные с перегруппировкой отдельных элементов существующей производственной системы.

11. ИП, разрабатывающие новые поколения технологий и продукции без изменения их базовых принципиальных конструкций и структур.

12. ИП, создающие новые виды продуктов и технологий с изменением их качества, но сохраняя функциональный принцип.

13. ИП, создающие новые поколения техники и технологии. Это высший тип ИД.

Каждый из перечисленных типов ИД ИП существует одновременно с другими на данном ИП. Поэтому, говоря о типе ИП, следует иметь в виду структуру и преобладающие типы инноваций, реализуемых на предприятии. 

    1. Внешние факторы, влияющие на инновационное развитие предприятия

Внешней средой инновационной деятельности предприятий являются все те факторы экономической, социальной, политической и других сфер жизни общества, которые не могут непосредственно контролироваться предприятием.


Рис. 1. Факторы внешней среды инновационной деятельности на предприятии.

Факторы внешней среды по-разному влияют на инновационную деятельность предприятия.

По степени воздействия их можно условно разделить на две основные группы:
- факторы сильного воздействия ;

- факторы среднего и слабого воздействия .

К первой группе (факторам сильного воздействия) относят те факторы, которые оказывают наибольшее влияние на инновационную деятельность предприятия. К таким факторам, по мнению специалистов, работающих в промышленности, относятся следующие: руководители высшего звена потребители и конкуренты.


Потребители, в условиях современного, насыщенного товарами и услугами рынка, как никакой другой фактор, определяют динамику инновационной деятельности.

Конкуренты в инновационной деятельности предприятия рассматриваются как фактор, стимулирующий, с одной стороны, поиск новых товаров и услуг и таким образом расширяющий разнообразие рыночного предложения, а с другой - внедрение новых технологий, снижающих затраты на производство товаров и в конечном счете их стоимость. Конкуренты в некоторых случаях являются определяющим фактором внешней среды инновационной деятельности. Объектом конкуренции становятся не только потребители, но и капитал, созданные и запатентованные технические решения, новые материалы, поставщики и трудовые ресурсы.

Вторая группа факторов внешней среды оказывает существенное, но не определяющее влияние на инновационную деятельность предприятий.

Трудовые ресурсы имеют значение для инновационной деятельности, поскольку инновации может создавать только ограниченная категория работников, обладающих инновационным мышлением и достаточным образованием. Государственная политика как фактор инновационной деятельности предприятий рассматривается как результат деятельности законодательных и исполнительных органов власти. Мировой опыт показывает, что без поддержки государством инновационной деятельности трудно создать эффективно работающую экономику в целом. Такая поддержка может осуществляться в виде налоговых льгот, таможенных ограничений, кредитов, финансовой поддержки. Основным условием поддержки инновационной деятельности является поощрение предпринимательской деятельности в целом, стабильность действующих в стране законов, а также развитая судебная система. Влияние поставщиков на инновационную деятельность можно глубже понять, если рассматривать предприятие как систему. Как системное образование предприятие преобразует входящие элементы: материалы, оборудование, сырье, капитал, рабочую силу и производит на основе их использования продукцию. Получение качественных ресурсов во многом определяет возможности предприятия по созданию инноваций.

Важным фактором инновационной деятельности является научно-технический прогресс. Научно-технические достижения стали неотъемлемой частью производственной деятельности предприятий. Новые технологии (компьютерная, лазерная, микроволновая и т.д.) изменили представления о традиционных товарах.



Управление инновационной деятельностью на предприятии может рассматриваться как управление факторами внутренней и внешней среды, влияющими непосредственно или опосредованно на инновационную деятельность предприятия. Это влияние должно быть направлено на то, чтобы не только разрабатывать новые методики или создавать новые подразделения, но и формировать творческое отношение работающих к своей работе, т.е. сформировать условия, при которых создаются инновации.

1.3 Внутренняя среда инновационного развития предприятия и ее характеристика

К внутренней среде относятся факторы, контролируемые руководством предприятия. Они определяют производственный, финансовый, маркетинговый, исследовательский и иные аспекты деятельности предприятия. Укрупнено, внутреннюю среду предприятия можно представить как функциональные области деятельности. Инновационная деятельность предприятия, так или иначе, касается всех функциональных областей деятельности и должна координироваться централизованно. На рисунке 2 в качестве инновационного процесса рассматривается цикл создания нового продукта, предложенный Дж.Эвансом и Б.Берманом. Схема наглядно показывает, что инновационная деятельность не ограничивается только исследованиями и разработками, а охватывает практически все стороны деятельности предприятия, то есть его внутреннюю среду.

Рис. 2. Взаимосвязь этапов инновационного цикла, факторов и функциональных областей деятельности предприятия.

2. Анализ инновационной деятельности предприятия

2.1 Сущность инновационного проекта

Инновационный проект - комплексное понятие, включающее:

- форму целевого управления инновационной деятельностью;

- процесс осуществления инноваций;

- комплект определенных документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельно­стью инновационный проект представляет собой сложную сис­тему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на дости­жение конкретных целей на приоритетных направлениях разви­тия науки и техники.

Как процесс осуществления инноваций инновационный про­ект - это совокупность выполняемых в определенной последо­вательности научных, технологических, производственных, ор­ганизационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.


Третий содержательный элемент инновационного проекта - это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

Инновационный проект, будучи особой (проектной) формой инновации, обладает всеми ее основными свойствами. Класси­фикация по видам и жизненный цикл определяют основные особенности инновационного проекта как категории качествен­ной и категории временной.

Классификация инновационных проектов. Многообразие возможных целей и задач научно-технического и социально-эко­номического развития предопределяет широкое разнообразие инновационных проектов:

- по уровню решения - федеральные, президентские, регио­нальные, отраслевые, отдельного предприятия;

- по характеру целей проекта - конечные по достигаемым результатам и промежуточные, связанные с достижением про­межуточных результатов при решении сложных проблем;

- по виду потребности - ориентированные на существую­щие потребности или на создание новых потребностей;

- по типу инновации — создание нового продукта, нового метода, нового рынка, нового источника сырья, новой структу­ры управления;

- по периоду реализации - долгосрочные (более 5 лет), сред­несрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (менее 3 лет).

Жизненный цикл инновационного проекта. Инновацион­ный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, включает следующие стадии:

- формирование инновационной идеи - зарождение инно­вационной идеи, формулирование конечной цели, количествен­ная оценка проекта по объемам, срокам и размерам прибыли, определение путей достижения целей, определение величины, источников и форм инвестирования;

- разработка проекта - поиск решений по достижению ко­нечных целей проекта, сравнительный анализ различных вари­антов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспо­собного для реализации, разработка плана реализации проекта, формирование команды проекта с оформлением при необходи­мости контрактной документации;

- реализация проекта - выполнение работ по реализации поставленных целей проекта, контроль выполнения календар­ных планов и расходования ресурсов, корректировка возник­ших отклонений, оперативное регулирование хода реализации проекта;


- завершение проекта - сдача результатов проекта заказчи­ку и закрытие договоров.

Участники инновационного проекта. В зависимости от ви­да, сложности и стоимости инновационного проекта в его реа­лизации могут принимать участие как одна, так и несколько организаций. Каждый из участников проекта принимает на себя обязательства по выполнению конкретных функций и несет определенную ответственность за судьбу проекта.

Крупные инновационные проекты характеризуются расши­ренным составом участников: заказчик, проектировщик, руко­водитель проекта, команда проекта, инвестор, поставщик.

Формирование команды проекта.

Для обеспечения эффек­тивного управления проектом американские исследователи вы­деляют ряд важных моментов, которые должны быть реализова­ны еще в ходе подготовки проекта:

- понимание на всех уровнях руководства организационной сути проектного управления;

- заинтересованность и поддержка проекта высшим руко­водством организации;

- способность подразделений и служб организации адаптиро­ваться к работе в условиях проектного управления;

- соответствие руководителя проекта критериям отбора: четкая ориентация на получение конкретных результатов к определен­ному сроку, полное понимание корпоративных целей, стремление внести личный вклад в их достижение, навыки работы с людьми;

- наличие у руководителя качеств полного лидера: автори­тетность, ответственность, умение налаживать и поддерживать деловые контакты.

2.2 Критерии оценки инновационного проекта

Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала не основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя: цели, стратегия, политика и ценности предприятия; маркетинг; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы; производство.