Файл: Учебное пособие для студентов направлений подготовки 40. 03. 01, 40. 05. 01 всех форм обучения М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

62
ется приведение в приговоре аргументов в пользу обоснованности содержа- щихся в нём решений.
Кроме того, приговор суда должен основываться только на тех аргумен- тах и доказательствах, которые были рассмотрены на судебном заседании.
Приговор обязательно должен содержать только те решения, которые ре- ально соответствуют принципу равенства каждого человека перед законом и судом. Независимо от социального и имущественного положения человека, все невиновные должны оправдываться и, наоборот, ко всем, кто виновен, уго- ловной закон должен применяться равно, и они должны наказываться без ущемления или привилегий по национальным, имущественным, социальным и прочим признакам.
Таким образом, нравственная составляющая приговора, сутью которой является требование осуждения судом только виновного и только в соответст- вии с характером и степенью его вины в преступлении, а также оправдание невиновного будут характеризовать справедливость приговора.
Справедливость приговора обязательно включает ряд составляющих.
Приговор будет справедлив, только тогда, если им оправдан невиновный или виновным признан только тот, кто в действительности совершил преступле- ние. Соблюдение требования индивидуализации ответственности, в соответст- вии с которым наказание виновному будет соразмерно опасности преступле- ния, также будет означать справедливость приговора.
В суде присяжных справедливость приговора определяется, прежде всего, справедливостью вердикта выносимого коллегией присяжных заседателей.
Именно в этом и проявляется преимущество суда присяжных, которые судят, исходя из своих представлений о справедливости и принимая те или иные ре- шения, руководствуются своей совестью.
Определённым нравственным требованиям должны соответствовать и решения проверяющих законность и обоснованность приговора судебных ин- станций. К ним необходимо отнести гуманизм, справедливость, объектив- ность, в определённых отношениях, милосердие. Названными принципами обусловлены запрет осложнения положения осуждённого вследствие подачи им кассационной жалобы, правила, обеспечивающие особую стабильность оправдательного приговора, в том числе вступившего в законную силу, другие нормы, относящиеся к надзорному и кассационному производству.
Важным принципом уголовно-процессуального права является принцип гуманизма. Наиболее отчётливо гуманистическое начало уголовно-про- цессуального права проявляется на стадии исполнения приговора, где боль- шинство решений может быть принято в сторону смягчения участи осуждён- ного по различным основаниям. К решениям, облегчающим положение осуж- дённого, могут быть отнесены замена наказания более мягким, условно- досрочное освобождение от наказания, освобождение от наказания по болезни или в связи с принятием уголовного закона, имеющего обратную силу, амни- стия, досрочное снятие судимости и т.д.


63
Тема 14. ЭТИКА СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ
14.1. Нравственное значение судебных прений.
14.2. Нравственная составляющая обвинительной речи прокурора.
14.3. Этика речи защитника.
14.1.Нравственное значение судебных прений
Наиболее яркой и эмоциональной частью судебного процесса являются судебные прения, в которых самым наглядным образом проявляется его состя- зательное начало. Судебные прения состоят из выступлений обвинителей, за- щитника подсудимого, гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей.
Суть судебных прений заключается в том, что представители обвинения и защиты, обращаясь к суду, приводят доводы в пользу того, какие решения по делу они считают наиболее справедливыми и как бы подводят итог судебного процесса.
Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает последовательность вы- ступлений участников судебных прений. Во всех случаях первым выступает обвинитель, а последними – защитник и сам подсудимый. В гражданском су- допроизводстве первыми выступают истец и его представитель, а ответчик и его представитель завершают прения.
Несмотря на то, что интересы участников судебных прений не совпадают, к любому их участнику относятся те или иные требования нравственного ха- рактера. Участники прений не вправе отстаивать свои позиции путём попра- ния нравственных ценностей, они обязаны соблюдать и уважать общеприня- тые моральные ценности. Ни одна из сторон судебных прений не вправе уни- жать достоинство как участвующих, так и не участвующих в деле лиц.
Всегда нежелательны оценки личностей «процессуальных противников», хотя вполне допустима отрицательная характеристика личности, основанная на доказанных в суде фактах. Однако и она не может использоваться для оскорбительных оценок лиц, участвующих или упоминаемых в судебных пре- ниях. Кроме того, каждый из участников обязан быть сдержанным в оценках личности и деятельности других участников процесса (экспертов, свидетелей и т.д.), а также соблюдать такт в споре.
Совершенно недопустима оценка участниками судебных прений поведе- ний судей. Участники прений обязаны оказывать суду уважение и должны способствовать поддержанию его авторитета.
По вопросу об обоснованности обвинения, обстоятельствах дела, о пра- вовых оценках поведения подсудимого и потерпевшего, а также других лиц стороны, участвующие в судебных прениях, чаще всего, занимают противопо- ложные позиции. В связи с этим возникает очень важная проблема обязанно- сти говорить суду правду. При отсутствии, на законных основаниях, защитни- ка подсудимый может (говорить неправду, и в правовом отношении к нему не может быть претензий. Но с точки зрения нравственности, подсудимый дол- жен избегать лжи и быть правдивым.


64
На других участников судебных прений (прокурора, адвоката, потерпев- шего) распространяются совершенно иные нравственные требования, так как они находятся в другом правовом положении. Они не вправе строить свои су- дебные речи на основании лжи, сообщать суду заведомо ложные сведения.
Прокурор и адвокат играют в судебных заседаниях противоположные ро- ли, поэтому во время судебных прений они по-разному используют те или иные факты и аргументы. В отличие от прокурора, который обязан быть объ- ективным, защитник подсудимого должен действовать только в интересах сво- его подзащитного, поэтому позиция его односторонняя. Даже в случае полного согласия с обвинением адвокат не вправе отказаться от защиты.
Вместе с тем, ценность судебных прений состоит и в том, что они долж- ны содействовать нравственному воспитанию участников процесса (подсуди- мого, потерпевшего, свидетелей и т.д.), а также публики, как присутствующих в зале суда, так и узнающих о перипетиях дела из средств массовой информации.
Роль судебных прений особенно возрастает в суде присяжных. Связано это, прежде всего, с тем, что очень большое влияние на вердикт присяжных заседателей могут оказать яркие и искусно построенные речи сторон.
14.2. Нравственная составляющая обвинительной речи прокурора
Оценка фактических обстоятельств преступления, совершённого подсу- димым, лежит на государственном обвинении в лице прокурора. Являясь сто- роной обвинения, прокурор фактически выполняет функцию уголовного пре- следования. При этом судебные прения составляют лишь часть деятельности прокурора по поддержанию в суде государственного обвинения.
Несмотря на то, что прокурор представляет государственное обвинение, сформулированное на стадии предварительного следствия, он должен критич- но относиться к представленным в суд материалам, так как приговор суда бу- дет основываться на данных, полученных в судебном разбирательстве.
Несмотря ни на что, позиция и поведение государственного обвинителя должны отталкиваться от определённых нравственных норм. Прокурор, вы- ступая от имени государства и являясь защитником интересов общества, не должен забывать о достоинстве и законных интересах подсудимого.
Обвинительная речь прокурора должна быть конкретной, объективной, не содержать преувеличений и начинаться с характеристики особенностей рас- сматриваемого дела, в том виде, в каком они были установлены в результате следствия.
Прокурор оглашает вменяемые в вину подсудимому определённые дея- ния или же вносит коррективы с учётом обстоятельств, выявленных на стадии судебного следствия, либо, при наличии таких оснований, может отказаться от обвинения.
Выводы, предлагаемые прокурором суду, в части того, в чём, по его мне- нию, виновен подсудимый, должны быть максимально объективны. Если об- винение не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства, прокурор обязан отказаться от него. Если в ходе разбирательства не удалось устранить сомнения, то прокурор должен толковать их в пользу подсудимого. Обвини-


65
тель может уточнять обвинение только в соответствии с теми данными, кото- рые были доказаны на суде.
В обвинительной речи прокурора важное место занимает анализ доказа- тельств.
В обвинительной речи центральное место занимает разбор доказательств, рассмотренных на суде, и аргументация вывода о доказанности или недока- занности обвинения. Тщательный и убедительный анализ доказательств со стороны обвинения приобретает важнейшее значение в суде присяжных.
Следующим элементом обвинительной речи прокурора должна являться правовая оценка деяния. Кроме того, речь прокурора нельзя представить без характеристики личности подсудимого. Характеристика обязательно должна быть основана на установленных в суде фактах и быть объективной.
Если что-то в биографии подсудимого может служить смягчению его от- ветственности, то прокурор не вправе об этом умалчивать. При этом сведения из биографии подсудимого могут использоваться только в той части, которая относится к преступлению и к возможному наказанию.
В речи обвинителя неприемлемы насмешки над подсудимым, замечания по поводу его внешности, национальности, конфессиональной принадлежно- сти, физических недостатков. Прокурор не вправе допускать в отношении под- судимого грубость и оскорбительные характеристики, а также «вменять в вину» подсудимому то, что он не раскаялся или не признал себя виновным, или не дал показаний, сославшись на нежелание отвечать на вопросы или забывчивость.
Исходя из презумпции невиновности, прокурор обязан давать только та- кие оценки качеств подсудимого, которые опираются на бесспорно доказан- ные факты и которые не выходят за пределы того, что имеет юридическое зна- чение. Необходимо помнить, что подсудимый может быть оправдан, а обвини- тельный приговор – отменён.
При обосновании меры наказания прокурор не может воздействовать на судей ссылками на возможное влияние вынесенного ими мягкого приговора на состояние преступности и т.п. Обоснование меры наказания требует объек- тивности, а также учёта последствий наказания, рассмотрения обстоятельств смягчающих ответственность.
Главными критериями, определяющими нравственную характеристику всей речи прокурора-обвинителя, должны являться правильность его позиции по существу и справедливость выводов, которые он представляет на рассмот- рение суда.
14.3. Этика речи защитника
Определённым нравственным началам должна быть подчинена и дея- тельность защитника. При этом, в отличие от позиции прокурора, позиция за- щитника не может не быть односторонней.
Главным в деятельности защитника должно стать умение верно опреде- лить свою позицию. Несмотря на то, что он выступает на стороне человека, обвиняемого в нарушении закона, сам адвокат может применять только закон- ные средства и способы защиты.


66
Защищая подсудимого от обвинения в преступлении, защитник не вправе лгать суду и обязан применять лишь допустимые, с точки зрения нравственно- сти, приёмы защиты.
Позиции защитника и подсудимого должны быть согласованы по основ- ным вопросам, прежде всего, относительно признания или отрицания вины.
Адвокат обязан использовать все законные средства и способы защиты своего подзащитного, не действовать ему во вред. Признание защитником виновно- сти своего подопечного, при условии её отрицания последним, означает нару- шение обязанностей защитника и права подсудимого на защиту.
В условиях такого морального выбора предпочтение следует отдать нравственной обязанности до конца защищать от обвинений человека, кото- рый доверил свою судьбу защитнику и надеется на его помощь. В этой си- туации адвокат обязан использовать даже малейшие возможности для опро- вержения обвинения, должен представить суду факты, свидетельствующие в пользу подсудимого, характеризующие его с положительной стороны и т.д.
Сама позиция подсудимого, который последовательно настаивает на своей невиновности, может все-таки породить сомнения в верности обвинительной версии.
Таким образом, в стремлении защитника помочь человеку, который, пусть по своей вине, попал в беду, или же тому, кто вовсе не виновен, но мо- жет оказаться осуждённым по ошибке, ярко проявляется гуманизм самой про- фессии адвоката и его миссии, выполняемой в суде.
Адвокат обязан щадить самолюбие и достоинство подсудимого, в том числе и при произнесении своей речи. Речь адвоката должна в сжатом виде представить суду всё положительное и хорошее, что характеризует личность и поведение подсудимого. В речи необходимо ясно и убедительно отметить все обстоятельства, смягчающие ответственность подсудимого. Кроме того, необ- ходимо соответствующим образом отметить и обстоятельства, доказанные сомнительно.
Характеризуя подсудимого, защитник должен помнить о недопущении преувеличения при характеристике личности обвиняемого. Нельзя вопреки фактам утверждать о его несуществующих добродетелях. Это, наоборот, мо- жет породить недоверие к речи и позиции адвоката в целом.
С другой стороны, недопустимо строить защиту на выпячивании нега- тивных сторон личности потерпевшего и его отрицательных нравственных качествах. Одно дело, если действия потерпевшего спровоцировали подсу- димого на совершение преступления, это имеет важное правовое значение и обязательно должно быть освещено в речи защитника. Однако всегда сле- дует помнить, что потерпевший – это жертва преступления, и судят не его, а того, кто обвиняется в причинении ему ущерба, горя, нравственных страданий.
С развитием состязательности в российском судебном процессе большое значение приобретают такие качества защитника, как умение доказывать, убе- ждать, спорить и владеть приёмами судебного красноречия.