Файл: Уроках Окружающий мир Специальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 12549

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Время

Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна. И сегодня я буду у вас вести урок, надеюсь, он пройдет очень плодотворно, интересно, и надеюсь, вы мне в этом поможете. Присаживайтесь.
Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем новое изучать,

И старое не забывать
И девиз нашего сегодняшнего урока:

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!
-Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку, у вас на партах должны быть: учебники, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

-Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать раздел: Эта удивительная природа. И нам в этом помогут Муравьишка и Мудрая Черепаха, с которыми вы уже знакомы (на доске висят картинки)


-дети приветствую учителя

-читают девиз урока вместе

2-3 мин













Актуализация знаний (повторение опорных знаний)



- Ребята, о чем вы говорили на предыдущем уроке?

-Правильно. И чтобы нам проверить, как хорошо вы усвоили данную тему, Мудрая Черепаха приготовила для вас небольшой тест по предыдущей теме.

-У вас на столах лежат листочки с эти тестом, вам нужно ответить правильный вариант ответа. Для начала, подпишите листочек в правом верхнем углу. (Фамилию и имя)

Тест:_1._Где_правильно_дана_последовательность_развития_рыбы'>Тест:

1.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   рыбы?

а)  икра – мальки – взрослая   рыба;

б)  мальки – икра – взрослая   рыба;

в)  взрослая  рыба – мальки – икра.

2.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   бабочки?

а)  яйцо – куколка – личинка – бабочка;

б)  куколка – личинка – яйцо – бабочка;

в)  яйцо – личинка – куколка – бабочка.

3.  Чем   питаются   гусеницы?

а)  листьями   растений;

б)  нектаром   цветов;

в)  другими   насекомыми.

4.  Восстанови   последовательность   развития   лягушки:   икра –  …  –  лягушка.

а)  малёк;

б)  головастик;

в)  яйцо.

5.  Восстанови   последовательность   развития   черепахи:  яйцо –  …  –  взрослая   черепаха.

а)  личинка;

б)  головастик;

в)  маленькая   черепашка.

6.  В   какое  время   года   у   большинства   птиц   появляется   потомство?

а)  весной;

б)  летом;

в)  осенью.

7.  Сколько   этапов   в   развитии   зверей?

а)  2   этапа;

б)  3   этапа;

в)  4   этапа.

8.  Какое   животное   не   откладывает   яиц?

а)  лягушка;

б)  соловей;

в)  крокодил.

9.  Какие   животные   рождают  детёнышей?

а)  птицы;

б)  звери;

в)  рыбы.

10.  Сколько   этапов   в   развитии   насекомых?

а)  3   этапа;

б)  4   этапа;

в)  5   этапов.
-Молодцы, передайте, пожалуйста, свои работы с последних парт на первую. За этот тест вы получите отметку.


-мы говорили о размножении и развитии животных
-решают тест самостоятельно.

Тест:

1.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   рыбы?

а)  икра – мальки – взрослая   рыба;

б)  мальки – икра – взрослая   рыба;

в)  взрослая  рыба – мальки – икра.

2.  Где   правильно  дана   последовательность   развития   бабочки?

а)  яйцо – куколка – личинка – бабочка;

б)  куколка – личинка – яйцо – бабочка;

в)  яйцо – личинка – куколка – бабочка.

3.  Чем   питаются   гусеницы?

а)  листьями   растений;

б)  нектаром   цветов;

в)  другими   насекомыми.

4.  Восстанови   последовательность   развития   лягушки:   икра –  …  –  лягушка.

а)  малёк;

б)  головастик;

в)  яйцо.

5.  Восстанови   последовательность   развития   черепахи:  яйцо –  …  –  взрослая   черепаха.

а)  личинка;

б)  головастик;

в)  маленькая   черепашка.

6.  В   какое  время   года   у   большинства   птиц   появляется   потомство?

а)  весной;

б)  летом;

в)  осенью.

7.  Сколько   этапов   в   развитии   зверей?

а)  2   этапа;

б)  3   этапа;

в)  4   этапа.

8.  Какое   животное   не   откладывает   яиц?

а)  лягушка;

б)  соловей;

в)  крокодил.

9.  Какие   животные   рождают  детёнышей?

а)  птицы;

б)  звери;

в)  рыбы.

10.  Сколько   этапов   в   развитии   насекомых?

а)  3   этапа;

б)  4   этапа;

в)  5   этапов.


5-6мин

Формирование темы и цели урока.


-Ребята, сегодня мы с вами будем изучать очень интересную тему, которая тоже тесно связана с животными. Наш мир прекрасен и великолепен своими дарами природы. Ими бы только восхищаться, удивляться, если бы не одно тягостное обстоятельство, большая проблема всей Земли. Может кто-нибудь может предположить, что это за проблема, которая связана с животными?

-Правильно, многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли, и только мы ответственны за то, чтобы это предотвратить. Может кто-нибудь догадался, какая тема сегодняшнего урока у нас с вами будет? Что мы сегодня узнаем, с чем познакомимся?

-Молодцы! Вы все правильно сказали, сегодня мы с вами познакомимся с редкими животными Красной книги России, узнаем, какие существуют мероприятия по охране животных и какие правила нужно соблюдать по отношению к животным или по-другому, узнаем «Правила друзей природы»

-слушают учителя

-это проблема исчезновения животных, все больше появляются браконьеров, которые убивают их.

-тема: «Охрана животных». Мы познакомимся с редкими животными Красной книги России, узнаем, какие существуют мероприятия по охране животных и какие правила нужно соблюдать по отношению к животным.

-когда мы станем взрослыми.

4 мин

Изучение нового материала (открытие нового знания)


-Хорошо мы правильно определили тему и цель нашего урока.
-Откройте, пожалуйста, учебник на стр.106. Ориентируясь на эту страницу и на свои знания, ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые очень интересуют Муравьишку-вопросика.
-Какую роль играют животные в нашей жизни?

-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле?
-Правильно. С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу, а что такое Красная книга? Для чего она нужна? Какую функция выполняет?
-Молодцы. В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
-Послушайте стихотворение о книге:

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!
- А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?

-Правильно. Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет. В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.

-Это - морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби. (презентация)

-К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках.
-У нас с вами в учебнике тоже описываются некоторые из редких животных, занесенных в Красную книгу России. Мудрая Черепаха предлагает нам узнать немного о них.

Отгадайте загадку:

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый ... (Морж)
-Правильно, прочитайте информацию о нем на стр. 106.

Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.
-Отгадайте загадку

До чего большая кошка!

Поиграть бы с ней немножко.

Но мне стало не до игр, Как узнал, что это...
-Прочитайте информацию о нем на стр. 107.

-Как вы думаете, из-за чего тигра занесли в Красную книгу?


-Тигр - прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.
-Прочитайте стр. 107, информацию о жуке-красотеле.

- Жук-красотел  особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.
-Отгадайте загадку:

Цвет этой птицы,

С рассветом сравним,

Длинная шея,

Клюв загнутый вниз!

-Прочитайте информацию о нем на стр. 107.

Фламинго встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья - короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
-Найдите и прочитайте информацию о Беркуте на стр. 107.

Беркут - очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута

различны, но основная - преследование и беспокойство на гнездовьях.
-Отгадайте загадку:

В океане темно-синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую, не дрожа.

Живет он там, где холода,

И ловит рыбу из-под льда

Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800грамм, а длина туловища – 30см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.
-К сожалению, это только некоторые редкие животные, которые занесены в Красную книгу, поэтому человек должен все возможное, чтобы это предотвратить.
Физминутка «Наши руки»

Так проворны наши руки

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать.

А, прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.
-Молодцы, мы немножко отдохнули, продолжаем работать дальше.

-Всем известно, что беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы.

-Прочитайте текст в учебнике на стр. 108.

-Какие меры охраны за животными существуют?

-Каких животных уже удалось спасти с помощью заповедников и зоопарков?
-А какие заповедники Челябинской области вы знаете?
-Все правильно, скажите, а как нужно вести себя на природе, в лесу?

-Правильно, а как вы думаете, можно ли разорять гнезда птиц, норки зверьков?

-Все верно, особенно опасно беспокоить животных в период их размножения-весной и в начале лета, если их спугнуть, то они не смогут отложить яйца, родить, тогда не будет детенышей, и они могут умереть.
-Посмотрите на доску, на ней расположены экологические значки, по этим значкам Мудрая Черепаха нам предлагает сформулировать правила поведения в природе.


Вы молодцы! Именно эти правила нужно соблюдать на природе, и тогда, мы сможем помочь животным выжить.
-Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас видел в лесу кого-нибудь зверка, может гнездо птицы? Как вы поступили? Придерживались ли вы этих правил?

-слушают учителя.

-открывают учебник


-животные играют очень большую роль в жизни человека, они дают нам не только продукты пропитания и сырье для одежды, но и потому что они практически все очень красивые и интересные, а также многие растения не смогли бы размножаться и расселяться без них
-из-за вырубки лесов, загрязнения воды многие животные лишаются своих домов, а из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты, многие виды животных навсегда исчезли, а те, которые остались, занесены в Красную книгу.

- Она нас информирует - какие растения и животные в опасности


-слушают учителя

-слушают стихотворение о книге

-Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения

-внимательно слушают учителя

-отгадывают загадки:

-морж
-читает один ученик

-слушают учителя.

-тигр
-читает один ученик

-тигра занесли в Красную книгу занесли из-за того, что много браконьеров охотятся на них из-за шкуры.

-внимательно слушают учителя

-читает один ученик

-фламинго

-читает один ученик

-читает один ученик

-внимательно слушает учителя


-белый медведь

-повторяют движения за учителем

-повторяют за учителем

-читают по цепочке.

-заповедники, зоопарки

-бобров и соболей

- Ильменский государственный заповедник; Национальный парк Таганай; Восточно-Уральский заповедник и другие.
-в лесу нельзя шуметь, потому что можно побеспокоить животных

-нельзя, нужно беречь как животных, так и их дом, т.е. окружающую их среду

-ответы детей

-ответы детей

15мин.

2 мин.
6мин.


Первичное закрепление

-Ребята, откройте рабочую тетрадь на стр. 63 выполните второе задание, опираясь на свои знания, которые вы получили на уроке, а также на информацию в учебнике.
Проверка:

-Скажите, как вы назвали эти примеры отрицательного воздействия человека на мир животных?

-Как эти поступки влияют на исчезновение(вымирание) животных?
-Молодцы! А сейчас самостоятельно выполните задание №5 на стр. 65, можете воспользоваться информацией из учебника на стр. 109.

-Давайте проверим.
-Молодцы! Кто сделал всё правильно, встаньте рядом с партой. Давайте похлопаем им.




-выполняют

-1)шум и другое беспокойство

2)загрязнение водоемов

3)ловля насекомых

4)неумеренная охота

5)неумеренная ловля рыбы

6)вырубка лесов
-ответы детей.

-слушают указания учителя.
-по одному ученику читают правила, которые записали.


5 мин

Инструктаж домашнего задания.

-А сейчас давайте посмотрим, что вы будете выполнять дома. В рабочих тетрадках вам нужно выполнить 1, 3, 4 и 6 задание на страницах 63-65, в первом задании вам нужно рассказать о вашем любимом животном и как вы за ним ухаживаете. В третьем задание вам нужно приклеить в пустые окошечки картинки тех животные, с которыми мы с вами сегодня познакомились. В четвертом задании вам нужно узнать, что за птичка изображена на картинке, подписать ее и раскрасить. И в последнем, в шестом задании, вам нужно подготовить информацию о животном, занесенном в Красную книгу нашего края, а также нарисовать его на листе А4.

-внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание.

2мин

Рефлексия

У вас на партах лежат нераскрашенные бабочки. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал, то раскрасьте бабочку зеленым цветом, если вы считаете, что материал для вас не совсем понятен, то раскрасьте ее желтым цветом, если же вы считает, что совсем ничего не поняли, то раскрасьте бабочку красным цветом.
-Поднимите своих бабочек

-дети выполняют указания учителя.


-дети поднимают листочки.

3 мин

Итоги урока

- Как я вижу, никто из вас не раскрасил бабочку красным цветом, это значит, что всеми был усвоен данный материал. И я этому очень рада.
-Сегодня мы поговорили об охране животных.

-Кто скажет, о чем вы сегодня узнали на уроке? С чем познакомились?

-Какой урок вы усвоили из сегодняшней темы?
-Берегите и охраняйте природу!

Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.

-Спасибо вам за сегодняшний урок, вы работали активно, отвечали на все мои вопросы и хорошо выполняли задания.
-Надеюсь, что и следующее наше занятие пройдет очень плодотворно.

-дети довольны проделанной работой.


-мы сегодня узнали интересную информацию о животных занесенных в Красную книгу России, поговорили о правилах поведения в природе.

-мы поняли, что нужно беречь любых животных(редких, не редких), чтобы не допустить сокращение их численности, также нужно соблюдать определенные правила в природе и охранять окружающую нас среду.

2мин



Приложение 2

Технологическая карта урока


Тема: здоровый образ жизни

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: Умение планировать собственный режим питания и собственную активность в соответствии с подходами ЗОЖ, умение прогнозировать последствия различных типов отношения человека к собственному здоровью, умение оценивать отношение своих сверстников к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Обучающие: - выяснить значения понятия здоровый образ жизни; проанализировать правила здорового образа жизни.



2. Развивающие: - развивать умение выделать причинно-следственные связи, размышлять и делать оценочные суждения, развивать мышление, устную и письменную речь, развивать способность аргументировано оценивать поступки людей.
3. Воспитательные: - содействовать воспитанию чувства любви и заботы к собственному организму.
Формируемые УУД:

4.Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

5.Познавательные: активно использовать средства и различные способы поиска информации для решения познавательных задач; владеть логическими действиями; выполнять задания с целью поискового характера; понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и проявлять способность конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

6.Коммуникативные: слушать собеседника вести диалог, признавать существования различных точек зрения.

7.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств её достижения; планировать контролировать, оценивать учебные действия

Оборудование: Учебник «Окружающий мир». 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. А.А.Плешаков Москва, «Просвещение», 2013 г; Рабочая тетрадь « Окружающий мир». 3 класс. Часть 1.  А.А.Плешаков Москва, «Просвещение», 2013 г.
Ход урока:




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

1

Мотивация

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Готовность к уроку.

2-3 мин

2

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

—  С помощью чего надо проводить закаливание?

—  Назовите мероприятия по закаливанию организма.

—  Какие правила надо соблюдать при закаливании?

—  Какие болезни называются инфекционными?

—  Что такое аллергия?

- С помощью воздуха, воды, солнца.

- Воздушные ванны, прохладный душ, загорать на солнце.

- Закалять свой организм надо постепенно, но настойчиво! Начиная с 5 минут постепенно увеличивая время.

- возникают при заражении человека болезнетворными бактериями или вирусами.

- Особая чувствительность к некоторым веществам.

5-6 мин

3

Постановка цели урока

-Чтобы определить тему урока , попробуем ответить на вопрос:

- Ребята, что вы считаете самым главным в своей жизни?

А подсказкой будет ответ вот такой загадки:

( Загадка написана на оборотной стороне доски)

Читает ученик.

Хорошо, если есть его много.

Но за деньги его не купить,

Не страшна с ним любая дорога,

С ним приятно и весело жить.

А когда вдруг его не хватает, 

Атакует ужасный недуг,

Процедуры нам врач назначает,

И мрачнеет природа вокруг.

- Ребята , а кто из вас догадался какая цель урока?

ВСЕ: Здоровье.

- Как вести правильный образ жизни

4 мин

4

Открытие новых знаний

1. Работа в группах

(Учитель делит класс на группы.)

—  На основе текста учебника и собственных знаний раскройте каждое правило здорового образа жизни. Обсудите их в классе. Подумайте, что нужно изменить в вашем поведении в соответствии с этими правилами.

(1-я группа работает над первым и вторым правилом, 2-я группа - над третьим, 3-я группа — над четвертым, 4-я группа — над пятым. Учитель пишет на доске схему.)

Здоровый образ жизни

1....

2. ...

3. ...

4....

5. ...

(В ходе выступления групп учитель дополняет запись.)

—  Какие правила надо выполнять, чтобы вести здоровый образ жизни?

—  Расскажите первое и второе правила. Что они означают?

—  Расскажите третье правило. Что оно означает?

—  Расскажите четвертое правило. Что оно означает?

Наполеон говорил: «Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость - стать рабом привычки».

—  Какие у вас вредные и полезные привычки?

—  Что повлияло на то, что у вас появились эти привычки?

—  Каковы последствия ваших вредных привычек?

—  От каких привычек вы хотели бы избавиться?

—  Что мешает вам в этом?

Привычки меняют характер и судьбу человека.

—  Расскажите пятое правило. Что оно означает?

2. Фронтальная работа. Беседа с учениками.

Пришел ученик из школы, раскидал по всей комнате свои вещи. На столе у него беспорядок. Родители расстроены: у нашего сына плохая привычка — не кладет вещи на место, все разбрасывает, не аккуратен.

Привык ученик постоянно палец во рту держать или грызть карандаш. Опять же плохо: с грязью можно и микробы в рот занести.

Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит другое название — опасные, вредные. Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека. Он особенно вреден для растущего организма: при употреблении табака он слабеет и плохо развивается.

В табаке содержится сильнейший яд — никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Да, бывает, подташнивает после первой сигареты, голова кружится. Это организм подает сигнал тревоги.

Многие школьники курят не потому, что им нравится курить, а потому, что они хотят казаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак.

(Учитель читает рассказ.)

Не пробовать, не начинать

Старый дом пуст. Скоро его снесут. Здесь и расположились ребята: пятиклассник Миша, третьеклассники Саша и Илюша. Миша, худой высокий мальчик, достал пачку сигарет. Он ловко ударил по коробочке. Выскочила одна сигарета. Сигарета смотрела в сторону Саши. Саша тремя пальцами взял сигарету. Миша щелкнул второй раз. Вторая сигарета была направлена в сторону Илюши. Илюша покачал головой.

— Не буду. Я пойду...

Миша презрительно усмехнулся.

— Эх ты, маленький, боишься. Никто не узнает.

— Я не боюсь, не хочу. Мой дед курит, никак бросить не может, мучается. Я пойду.

— Ты не сердись, я тоже не буду, — проговорил Саша, протянул Мише сигарету и тотчас побежал догонять Илюшу...

Почему люди курят? Одни не знают, что это вредно. Другие знают о вреде, а все-таки пробуют.

Собираются мальчики: двое закуривают, а третий боится показаться маленьким перед товарищами и, хотя ему противно, тоже берет сигарету. Не каждый может проявить характер, как Илья.

По Н. Коростелеву

А вот другая очень опасная привычка. Вы, наверное, знаете, как страдают взрослые от вина, водки и вообще от алкогольных напитков. Для детей это яд втройне. Известны случаи, когда дети умирали от алкоголя или тяжело заболевали.

Есть еще очень опасная привычка — токсикомания. Это трудное слово можно перевести как «тяга к яду». Люди, понюхавшие ядовитую жидкость, впадают в состояние, похожее на опьянение. Притом нередко наступает отравление со смертельным исходом.

Нельзя не сказать и о страшной болезни нашего века — наркомании. Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ — наркотиков. Отведав папирос с наркотиками или специальных таблеток, слабые или излишне любопытные люди, как правило, вскоре переходят к введению вредных веществ с помощью уколов. Случается, что человек становится стойким наркоманом после двух-трех инъекций. Наркоманы разрушают свое здоровье. Находясь в состоянии наркотического дурмана, они нередко наносят себе страшные ранения, кончают самоубийством или совершают преступления.

 Скажите ребята какие факторы негативно влияют на наше здоровье?

Совет, просьба, приказ: никогда, ни при каких обстоятельствах не пробуйте никаких наркотических веществ.

Учитель просит посмотреть детей на доску, где написаны правила. Просит ученика прочитать их.

Здоровый образ жизни

1. Соблюдай чистоту!

2. Правильно питайся!

3. Сочетай труд и отдых!

4. Больше двигайся!

5. Не имей вредных привычек!

Посмотрите, это пять шагов к здоровому образу жизни, которые вы можете сделать сами. И то, будете ли вы делать эти пять шагов, зависит от вас. От этого будет зависеть ваше здоровье и долголетие.

- Дети читают текст и обсуждают их в группе.

-Рассказывают дети первой группы.

-Рассказывают дети второй группы.

-Рассказывают дети третьей группы.

- Дети отвечают на вопросы учителя.

-Рассказывают дети четвертой группы.

- Дети слушают рассказ учителя, задают вопросы. Высказывают свои мнения.

- Грязь, курение, наркотики и т.д

- Ученик читает правила.

15 мин

5

Физкультминутка

Отдых наш — физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз — присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали —

Ванькой-встанькой словно стали.

- Дети повторяют движения за учителем.

2-3 мин

6

Закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради

Самостоятельная работа.

№ 1 (с. 66).

—  Прочитайте задание. Соедините слова каждого столбика так, чтобы получились правила.

(После выполнения задания проводится проверь по записи на доске.)

№2 (с. 67).

—  Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

—  Найдите изображение того, что помогает вести здоровый образ жизни. Раскрасьте кружочки зеленым цветом.

—  Найдите изображение того, к чему нужно относиться осторожно. Раскрасьте кружочки желтым цветом.

—  Найдите изображение того, что вредит здоровью. Раскрасьте кружочки красным цветом.

- выполняют задания в рабочей тетради.

5 мин

7

Подведение итогов урока (рефлексия)

- Что нового вы узнали на уроке?

-  Какие правила нужно постоянно выполнять, чтобы вести здоровый образ жизни?

Итак, вести здоровый образ жизни — это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вредных привычек.

Получен от природы дар -

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус, не арбуз —

Здоровье!

Очень хрупкий груз!

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить!

- Правила здорового образа жизни

- перечисляют правила здорового образа жизни.

5 мин

8

Организация домашнего задания

Учебник: прочитать текст на с. 150— 153, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 153.

- Дети записывают домашнее задание

2 мин


Приложение 3

Технологическая карта урока

Тема: Экономика и экология.
Цель: Умение устанавливать связи между действиями людей и экологическими катастрофами, умение определять влияние экологии на экономику, приводя примеры из реальной жизни, умение выделять в кейсах проблему экологической катастрофы и предлагать способы ее решения.

Задачи:

  1. Образовательные:

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе;

-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

  1. Развивающие:

-содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

-способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

-развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

  1. Воспитательные:

-создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей);

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

-создавать атмосферу радости от совместного труда.

Формируемые УУД:

  1. Личностные:

-овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- применяют правила делового сотрудничества;

-считаются с мнением другого человека, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику деятельности;

-слушают и слышат собеседника;

-принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;

-обосновывают свою позицию, высказывают свою точку зрения;

-планируют, контролируют и оценивают результат своей деятельности;

-регулируют собственную деятельность;

  1. Предметные:

-выполнять задания творческого и поискового характера;

-познакомиться с понятием «экологическая катастрофа», «экологический -прогноз», «экономика», «экология»;


-рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе», приводить примеры;

делать свои экологические прогнозы.

  1. Метапредметные (УУД):

регулятивные: оценивают уровень овладения тем или иным учебным действием;

познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические - выделяют общее и частное, целое и часть;

коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Оборудование: учебник, презентация

Ход урока:




Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время




Мотивация к учебной деятельности

Приветствует класс и эмоционально настраивает на урок.

- Здравствуйте дорогие ребята! За окном весна, оживает природа ото сна. А это побуждает людей к активному образу жизни, к творчеству. Я думаю, и вас тоже. Скажите, а какими бы вы хотели “видеть” себя на уроке?

- Молодцы! Я знаю, что ваши прогнозы (ожидания) оправдаются.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

Дети перечисляют качества.

2-3 мин




Актуализация знаний

(Слайд 1)

Самостоятельная работа в КИМах И. Ф. Яценко с.71 (Слайд 2)


Выполняют тест №51

5 мин




Организация познавательной деятельности

Самоопределение темы урока.

Показывает отрасли экономики (Слайда 3)

Даёт определение экономики. (Слайд 4)

- Как связаны данные картинки? (Слайд 5)

Даёт определение экологии. (Слайд 6)

Определяют, что изображено на слайде.

Вспоминают, что такое экономика.

Устанавливают связи между живой и неживой природой. Работают в 3-х группах, каждый по своей картинке.

Вспоминают, что такое экология.


5-6 мин




Установка познавательной задачи


- Какая же тема нашего урока, ребята? (Слайд 7)

-Цель нашего урока: узнать об экологических проблемах современной экономики и найти пути их решения.


Озвучивают тему урока.


2-3 мин




Физкультминутка.


По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Слайд 8)

Выполняют упражнения физкультминутки

5 мин




Дальнейшая работа по теме урока.


-У экономики есть две стороны.

Одна сторона - необходимость для человека. (Слайд 9)

Вторая сторона связана с экологией.

Учитель показывает положительное и отрицательное действие экономики в каждой из её отраслей.

Сельское хозяйство - растениеводство. (Слайд 10)

Сельское хозяйство - животноводство. (Слайд 11)

Добывающая промышленность. (Слайд 12)

Электроэнергетика. (Слайд 13)

Металлургия. (Слайд 14)

Машиностроение. (Слайд 15)

Лёгкая промышленность. (Слайд 16)

Пищевая промышленность. (Слайд 17)

Химическая промышленность. (Слайд 18)


Говорят , для чего нужна экономика человеку.

Высказывают свои предположения по увиденному на слайдах.


5-6 мин

Первичная проверка понимания.

Знакомство с новыми понятиями.


- Итак, как связаны между собой экономика и экология?

(Слайд 19)

Учитель рассказывает о некоторых экологических катастрофах, которые повели за собой тяжёлые последствия как для человека, так и для всего живого.

1. Высыхание Аральского моря. Оно до усыхания являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда Минсельхоз СССР стал забирать большую часть стока Сырдарьи и Амударьи в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляла около четверти первоначальной, а объем воды - около 10 %. (Слайд 20)

2.Чернобыльская катастрофа в СССР. Разрушение 26 апреля 1986 года четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной на территории Украинской ССР (ныне - Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. (Слайд 21)

Знакомство с понятием "Экологическая катастрофа".

(Слайд 22)

- Как должна работать экономика, чтобы наносить меньше вреда экологии? (Слайд 23)

- Чтобы экономика наносила меньше вреда экологии существуют экологические прогнозы, которые строят ученые-экологи, биологи и др.

Делают вывод о том, что экономика влияет отрицательно на экологическую обстановку мира.

Рассматривают слайды.

Вместе с учителем дают определение экологической катастрофе.

Делают вывод об экономике и экологии как двух частей, неотъемлимых друг от друга.


15 мин

Закрепление изученного материала.


Ответы на вопросы и составление экологического прогноза по заданиям на с. 83.

(Слайд 24)

Дети работают в группах:

1-я группа отвечает на первый вопрос; 2-я составляет экологический прогноз по второму вопросу; 3-я составляет экологический прогноз по третьему вопросу.

5 мин

Рефлексия учебной деятельности

- Давайте с вами, ребята, вернёмся к тому, какими вы хотели бы видеть себя на уроке. Подумайте хорошенько и решите для себя, как каждый поработал сегодня на уроке. Поднимите вверх карандаш соответствующего цвета. Красный - плохо, жёлтый не достаточно хорошо, зелёный-хорошо.

Поднимают карандаши соответствующего цвета.


5 мин