Файл: Уроках Окружающий мир Специальность 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 12547

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.3. Анализ и обобщение результатов исследования



По разделу «Знания о природе» были получены следующие средние результаты (рис.2.1).


Рисунок 2.1 – средние результаты констатирующего этапа «Знания о природе»

Как видно из приведённых данных, в настоящее время в данной выборке детей отмечаются средние результаты или результаты ниже среднего по разделу «Знания о природе».

Согласно наблюдениям, дети были заинтересованы в тематике предлагаемых им заданий, с удовольствием вызвались отвечать на вопросы, однако со многими заданиями не смогли успешно справиться.

В целом анализ диагностики по разделу «Знания о природе» показал, что 7 детей (35%) имеют низкий уровень сформированности знаний о природе, 11 (55%) детей – средний уровень, 2 ребёнка – высокий уровень (10%) – рис.2.2.


Рисунок 2.2 – Оценка уровней сформированности знаний о природе у младших школьников
Далее нами проанализированы результаты раздела «отношение к природе». Средний балл по данному разделу в исследуемой выборке составил 2,3 балла (средний уровень). Также было отмечено, что школьники проявляют эмоциональную вовлечённость по отношению к окружающей среде, любят животных, осознают красоту цветов. Однако часто дети не догадываются о необходимости помощи растениям и животным, не осознают важность человеческого участия для природных объектов и явлений.

В целом 11 (55%) детей показали средний уровень отношения к природе, низкий уровень – 2 ребёнка (10%), высокий уровень – 7 (35%) школьников – рис.2.3.



Рисунок 2.3 – Оценка уровней сформированности отношения к природе у младших школьников
Далее были проанализированы результаты по разделу «Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами». Средний балл по данному разделу составил 1,75, что свидетельствует о недостаточной сформированности у детей умений ухаживать за природными объектами. Дети не любят помогать взрослым в работе на участке
, уходе за клумбой. Многие не знают, как нужно поливать комнатные растения и вообще с какой целью это делается.

Согласно проведённому анализу, средним уровнем развития трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами среди детей данной выборки обладали 13 человек (65%), низким уровнем – 6 детей (30%), высоким уровнем – 1 ребёнок (5%) – рис.2.4.

Рисунок 2.4– Оценка уровней сформированности трудовых навыков и умений ухаживать за живыми объектами у младших школьников
В целом результаты проведённой диагностики показали, что к настоящему времени в экологической культуре детей данной выборки имеется ряд проблем, что вызывает необходимость специальной работы в данном направлении.

Выводы по 2 главе

В результате проведенного эксперимента мы можем сделать вывод, что подготовленная и проведенная нами работа является эффективной. А это, в свою очередь, подтверждает правильность выдвинутой гипотезы: Использование кейс-технологии на уроках окружающего мира является эффективным для развития экологической культуры.

Разработанная нами программа по повышению уровня развития экологических представлений дошкольников подготовительной к школе группы на занятиях достаточно эффективна.

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, что процесс экологического воспитания дошкольников будет более естественным и эффективным, если будет разработан комплекс авторских игровых занятий, в которых следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей, подтверждена.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В рамках теоретического обзора источников рассмотрены особенности организации формирования экологической культуры. Нами установлено, что эта деятельность является важным компонентом личностного развития учащихся, что является очень актуальным. С позиции современного ФГОС НОО основу формирования экологической культуры составляет содержание образования по дисциплине «Окружающий мир», а также различные направления внеурочной деятельности.

Установлено, что в программе А.А. Плешакова уделяется достаточное количество внимания формированию экологической культуры. Формирование экологической культуры происходит в различных видах деятельности учащихся: ознакомлении с ценностью и значением природных объектов, с необходимостью заботы человека о природе, определении взаимосвязи человека и природы и др.



Условия формирования экологической воспитанности может сочетать в себе все методы организации и осуществления разнообразных видов деятельности. Созданный в ходе экологической работы результат позволяет ребенку чувствовать свою значимость, что побуждает следовать выработанным путям решения проблемы.

В ходе проведения диагностики обучающихся 9 лет было установлено, что их экологическая культура сформирована недостаточно. В связи с этим разработан проект, включающий в себя серию уроков окружающего мира с использованием кейс-технологии.



Список использованных источников



1.Амет-Уста З. Р. Шашкова А. В. Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о животных// Форум молодых ученых, №6, 2018 г. 183-187 с.

  1. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2019. – 175 с.

  2. Барашкина, С. Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений // «Начальная школа». - № 6. – 2021. - С. 9 - 13

  3. Батурина Е. А. Проектные работы младших школьников эколого-краеведческого содержания// Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2018 г. 111-113 с. - URL: space.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/24548/1/Problemy_Sotsializatsii_1_18.pdf

  4. Белова, Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании // Начальная школа. – 2019. - № 10. – С. 43 - 44

  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2018. – 398 с.

  6. Бойков И. А. Экологический проект в школе// Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее. Сборник материалов и докладов 49 всероссийской научно-практической конференции по экологическому образование, 2018 г. 417-421 с.

  7. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2021. – 432 с.

  8. Борис С. И. Горелова Р. И. Формирование экологической культуры учащихся в современной развивающей школе. Монография / Р. И. Горелова, С. И. Борис. – М.: ИНИМ РАО, 2019. – 245 с.

  9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Юрайт, 2021. – 160 с.

  10. Гимазетдинова А. X. Экологическое сознание и экологический архетип. Монография / А. X. Гимазетдинова, Н. М. Солодухо. – Казань: КГТУ, 2021. – 394 с.

  11. Глазачев С. Н. Экологическая культура личности учащихся как источник требований к экологической культуре учителя / С. Н. Глазачев / Сборник научных статей. НИУ «Белгородский государственный университет». – Ульяновск, 2019. – С. 17-22.

  12. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – Киев: Радяньска школа, 2018. – 282 с.

  13. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2020. - №5 (88). - С. 30-33

  14. Дзятковская Е. Н. Экологическое развивающее образование. Учебное пособие для постдипломного образования и самообразования педагогов. – М.: Образование и экология, 2020. – 140 с.

  15. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / Захлебный А. Н, Суравегина И. Т. – М.: Просвещение, 2022. – 67с.

  16. Ильин И. В., Урсул А. Д. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экспертно-аналитический доклад). – М.: МГУ, 2019. – 207 с.

  17. Исмаилова М. К. Формирование представлений о животных леса у детей школьного возраста при помощи дидактических игр// Теория и практика современной педагогики. Сборник статей международной научно-практической конференции, 2020 г. 118-119 с.

  18. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2019. - 176 с.

  19. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: учебник для вузов / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: Юрайт, 2021. – 873 с.

  20. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, Авторский клуб, 2022. - 388 c.

  21. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2019. - №4. - С. 181-183.

  22. Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов / И. Ю. Кулагина. – М.: Юрайт, 2021. – 291 с.

  23. Макарова Л.М. Экологическая психология и педагогика: учебное пособие. – Самара: Самарский государственный университет, 2014. – 123 с. – URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_3246.pdf

  24. Нарушева С. Е. Формирование представлений о приспособлениях животных к условиям окружающей среды у детей младшего школьного возраста в процессе игры// Наука и молодежь – 2020. Международный научно-практический форум, 2020 г. 394-400 с.

  25. Плешаков, А.А. Рабочая программа к курсу «Окружающий мир». 1-4 классы. [Электронный ресурс] – URL: https://infourok.ru/rabochaya_programma_po_okruzhayuschemu_miru_1-4_klassy_fgos_po_a.a.pleshakovu-581231.htm

  26. Ульянова К. Г. Особенности формирования понятий у младших школьников о сезонных явлениях в жизни животных// Педагогическое мастерство. Сборник статей международного научно-практического конкурса, 2019 г. 35-37 с

  27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c3



Приложения

Приложение 1

Технологическая карта урока

Тема: охрана животных

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: Умение планировать собственную деятельность; умение, используя дополнительную литературу, проанализировать, какие животные нашего района нуждаются в охране; умение выявить причины, по которым животные нуждаются в охране, и совместно придумать способы

устранения этих причин.

Задачи:

  1. Обучающие: -познакомить с Красной книгой России;

-формировать у детей представления о животных, занесенных в Красную книгу России.
2. Развивающие: -способствовать развитию интереса к изучаемой теме;

-развивать мышление, память и внимание учащихся;
3. Воспитательные:- воспитывать чувство личной ответственности за состояние животного мира;

-прививать детям культуры поведения с животными.
Формируемые УУД:

  1. Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности; формировать интерес, мотивацию к учению; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; осознавать, что изменения в окружающем мире могут зависеть от поступков человека;

  2. Познавательные: знать различных животных, занесенных в Красную книгу России; уметь перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; научить строить логические утверждения, устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; участвовать в беседе, если это того требует; уметь грамотно излагать свои мысли; адекватно оценивать ответы одноклассников и их работы;

  4. Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с заданием; организовывать свою деятельность; уметь определять цели и задачи урока с помощью учителя; организовывать рабочее место под руководством учителя.

Оборудование: учебник по окр.миру А.А.Плешаков 3 класс 1часть, стр106-110; рабочая тетрадь А.А.Плешаков 3 класс 1 часть, стр.63-65; презентация; картинки помощников: Муравьишка и Мудрая Черепаха; картинки редких животных, занесенных в Красную книгу России; знаки экологических правил; карточки с рефлексией.