Файл: Исследовательская работа Тема работы Количественное определение витамина С в брусник е, растущей вблизи поселка Чегдомын.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раньше врачи боялись назначать витамин «С», поэтому для взрослого человека суточная норма витамина «С» равнялась от 70 до 100 мг, а для детей — 45 мг. В настоящее время врачи назначают для взрослых 500 мг аскорбиновой кислоты, а для детей — 100 мг.

Но суточная норма может увеличиваться при простудных заболеваниях с целью укрепления иммунной системы, что способствует скорейшему выздоровлению.

Повышайте или понижайте потребление витамина «С» постепенно, не стоит «шокировать» организм большим потреблением и сразу витамина «С» [19].
2.5. Способы сохранения витаминов в пище

В природе практически нет ни одного продукта, в котором находились бы все витамины в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей организма взрослого человека и ребёнка. Поэтому необходимо максимальное разнообразие меню.

Для сохранения витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке или хранению, необходимо соблюдать следующие условия:

1) Хранить продукты в тёмном и прохладном месте;

2) Не проводить первичную обработку пищевых продуктов под ярко горящим светильником;

3) Для варки овощи и плоды помещать в кипящую воду;

4) Строго соблюдать время тепловой обработки, не допускать перегрева;

5) Плотно закрывать посуду, в которой проводят тепловую обработку;

6) Свести к минимуму перемешивание пищи при нагревании;

7) Резать и тереть овощи, смешивать их и заправлять майонезом, растительным маслом или сметаной только перед употреблением;

8) Квашеные и солёные овощи хранить под грузом, покрытым рассолом. Не надо промывать квашеную капусту, так как при этом теряется более 50% витамина «С»;

9) Использовать овощные отвары для приготовления супов и соусов;

10) Хранить горячие готовые овощные блюда не более 1часа, срок их реализации должен быть минимальным;

11) Также важно не оставлять продукты в воде на длительное время.

Синтетический витамин «С» — это только аскорбиновая кислота и ничего больше. Натуральный же витамин «С», извлеченный из плодов шиповника, содержит целый комплекс витаминов «С», а также биофлавоноиды (витамин Р). Поэтому натуральный витамин «С» гораздо более эффективен [13].

2.6. Химический состав брусники

Брусника – это очень красивый, вечнозеленый кустарник, который предпочитает селиться в полу тенистых местах в лесах и по берегам оврагов, где всегда достаточно влаги. Ценность представляют, как плоды брусники, так и ее листья, и молодые побеги, из которых готовят ароматные и очень полезные чаи и прочие напитки. Еще наши предки называли бруснику «ягодой бессмертия» и обязательно употребляли ее в пищу, делали большие запасы на зиму, варили варенье и использовали в качестве очень вкусного соуса к рыбе и диче. Брусника является единственной ягодой, которая может спокойно храниться с осени по весну в свежем виде и не теряет своих вкусовых и полезных качеств [2, 5.].


В химический состав брусники входят такие микроэлементы, как кальций, калий, магний, железо, фосфор.

Ценнейшие биохимические соединения могут активно применяться для профилактики и лечения таких заболеваний опорно - двигательного аппарата, как подагра, артрит, ревматизм.

Соли кальция. Необходимы для осуществления процессов обмена веществ, а также нормального роста костей скелета. При недостатке в организме его пополнение происходит за счет крупных суставов, зубов и ногтей.

Фосфор. Этого элемента в организме должно быть в два раза больше, чем кальция. Он также способствует профилактике заболеваний суставов, костей, снижению вероятности переломов.

Калий. При лечении артрита и подагры рекомендуют увеличить употребление воды до 2 - 2.5 л в день. Калий, который необходим для нормальной работы мышц, в том числе, сердца из организма при этом будет вымываться также в повышенных объемах. Кроме того, калий необходим для утилизации из организма натрия, что ведет к уменьшению отечности тканей.

Соли магния. Обладают антисептическим действием, что необходимо для снижения воспаления в пораженных суставах и около суставных тканях.

Соли железа. Участвуют в эвакуации кислорода из легких к суставам и около суставным тканям для проведения окислительно - восстановительных реакций. При недостатке солей железа в организме будет нарастать недостаток кислорода. В результате суставы постепенно зашлакуются, и появятся наросты (артроз). Под действием инфекции или травмы велика вероятность в этих местах появления воспаления (артрит) [8].

В ягодах из сахаров содержатся фруктоза, глюкоза и сахароза; при этом количественно преобладает фруктоза, глюкоза занимает промежуточное положение, сахарозы содержится небольшое количество или она отсутствует [19].

Органические кислоты в ягодах брусники представлены лимонной, яблочной и бензойной. В малом количестве винной и салициловой кислоты. Общее содержание органических кислот в ягодах достигает свыше 2,5%.

Бензойная кислота, входящая в состав брусники, хотя и в очень незначительном количестве, играет выдающуюся роль в жизни ягод, так как обладает антисептическими (консервирующими) свойствами. Благодаря присутствию кислоты свежие ягоды брусники хорошо сохраняются, особенно при пониженных температурах [3].

В плодах брусники содержатся пектиновые и дубильные вещества, последние обусловливают их терпкий, вяжущий вкус [17].



Люди начинают ценить этот небольшой вечнозеленый кустарник тогда, когда узнают, какие витамины содержатся в бруснике. Витаминно-минеральный комплекс ягод брусники способен насытить организм важными веществами, укрепить его и повысить сопротивляемость инфекциям [16].

В бруснике содержатся такие витамины:

  1. Витамин C. Брусника содержит большое количество этого витамина: 15 мг на 100 г брусники. Благодаря аскорбиновой кислоте улучшается иммунитет и происходит усвоение некоторых минералов.

  2. Витамин E. На 100 г брусники приходится 1 мг витамина Е. Он отвечает за обмен веществ, иммунитет и другие функции организма.

  3. Витамин PP (В3, ниацин). Он помогает вырабатывать ферменты, борется с нарушениями кровообращения, является профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний. Ниацина содержится 0,3 мг на 100 г брусники.

  4. Бэта-каротин (провитамин А). Защищает клетки организма от действия свободных радикалов, предотвращает сердечно-сосудистые заболевания. При его недостатке начинают выпадать волосы, ухудшается зрение. Его содержится 0,05 мг на 100 г брусники.

  5. Витамин B2 (рибофлавин). Его еще называют, "кожный витамин". Содержание: 0,02 мг на 100 г ягод. Отвечает за регуляцию белкового обмена и состояние кожных покровов.

  6. Витамин B1 (тиамин). Содержание: 0,01 мг на 100 г ягод. Помогает полноценной работе центральной нервной системы.

  7. Витамин B9 (фолиевая кислота). Важный витамин, содержание которого в бруснике - 0,03 мкг на 100 г. Способствует кроветворению и снижению уровня «плохого» холестерина. Этот витамин можно получать из брусники в достаточном количестве, так как при заготовке этой ягоды не обязательно применять теплообработку, снижающую содержание полезных веществ [10].


Глава III. Экспериментальная часть.
3.1 Анкета «Витамины в нашей жизни»

Так как исследовательская работа связана с человеческим фактором, одним из методов, применявшимся в данной работе, был метод обработки статистических данных соцопроса учащихся и учителей школы.

Для проведения нашего исследования была проведена анкета «Витамины в нашей жизни». Основная цель опроса: выяснить, в каком виде респонденты пополняют организм витаминами и могут ли сохранить витамин в пище. В опросе приняло участие 157 человек различного возраста. Анкета включала в себя 8 вопросов (Приложение 1).

В ходе опроса были получены следующие результаты (Приложение 2)

Анализируя собранные данные по возрастным категориям, можно говорить о следующем:


1. На свое здоровье обращают внимание большинство учителей, ученики – не всегда

2. Учителя принимают витамины, когда заболеют, ученики – когда захотят

3. Лечатся витаминами и учителя, и ученики по совету врача
4. Ученики принимают витамины столько, сколько захотят, учителя - по рекомендациям

5. Все стараются принимать витамины в натуральном виде.

6. В основном в аптеке приобретают аскорбиновую кислоту, «Пиковит», «Компливит»,

7. Из продуктов, содержащих витамины, наиболее известны яблоки, апельсины, ягода – брусника, клюква

8. Из ягоды, фруктов варят варенье, морс, ягоды морозят

Наиболее распространенные ответы представлены на диаграмме. (Приложение 3)

Таким образом, данные соцопроса нам показали, что респонденты принимают витамины и в натуральном виде и приобретают в аптеке, но на способы сохранения витамина в пище особого внимания не обращают.

Для проведения исследования мы взяли бруснику, которая хранилась 6 месяцев, и 1,5 года. Обозначили их номера ми №1, №2.

3.2. Определение ph в исследуемых образцах.


№ образца

Значение ph

Вывод

1

2,7

Более сладкий вкус

2

2,5

Кислый вкус

(Приложение 4)
3.3. Определение плотности брусничного сока.


№ образца

Значение р, г/см3




Значение р, г/см3

1

1,04

Молоко, Морская вода

1,03

2

1,1







Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 см3.

3.4. Титрование как метод количественного анализа

Изучив достаточное количество литературы по данному вопросу для анализа содержания витамина «С» я выбрала метод титрования.

Титрование – определение концентрации раствора добавлением к нему другого раствора известной концентрации. Титрующий раствор (титрант) приливают из бюретки в исследуемый раствор, находящийся в конической колбе, до тех пор, пока не завершится химическая реакция между растворами. Как правило, содержание кислот определяется методом кислотно-основного титрования в присутствии индикатора. Конечная точка титрования – признак завершения титрования обнаруживается по изменению окраски индикатора.


Но определить аскорбиновую кислоту с помощью щелочи невозможно, т.к. в разных плодовых соках кроме витамина «С», есть еще множество других кислот – лимонная, яблочная, винная и другие. И отличить одну кислоту от другой с помощью щелочи не удается.

Однако у аскорбиновой кислоты есть свойство, которого нет у остальных кислот: быстрая реакция с йодом:

C6H8O6 + I2 → C6H6O6 + 2HI

Один моль аскорбиновой кислоты (176 г) реагирует с одним молем йода (254 г). Аскорбиновая кислота превращается в дегидроаскорбиновую кислоту.

В основе йодометрического титрования лежат свойства йода и йодид-иона. Свободный йод ведет себя как окислитель: I2 + 2e → 2I

А йодид-ионы (I) отдают свои электроны окислителям и играют роль восстановителей:

2I + 2e → I20

Если какой-нибудь восстановитель (в нашем случае аскорбиновую кислоту)

титровать йодом в присутствии крахмала, то после окончания титрования избыточная капля йода вызовет неисчезающую синюю окраску. В моей работе красные растворы искажают синий оттенок, напитки становятся лиловыми [3].

Оборудование: В титриметрии используют градуированные бюретки, штатив лабораторный, мерные цилиндры, стаканчики, пипетки, колбы.

С помощью бюреткиотсчитывают объемы титранта, израсходованного на титрование.

Реактивы: раствор йода, раствор крахмала, 1% раствора HCl, дистиллированная вода.
Приготовление рабочих растворов для определения витамина «С»

25 мл 5%-ной йодной настойки растворяю в колбе на 1 л. 1 мл полученного 0,125%-го раствора окисляет 0,88 мг аскорбиновой кислоты.

Кипячением суспензии крахмала в воде получают коллоидный раствор, используемый в йодометрии как индикатор.

Для приготовления индикатора взял 2 г крахмала, смешал с водой и полученную кашицу влил в 0,5 л кипящей дистиллированной воды, кипятил 2-3 минуты (жидкость должна быть прозрачной, без комочков крахмала).
Приготовление материалов для исследования:

Для извлечения витамина «С» из брусники взяла навеску исследуемого материала массой 10 г растерла ее в фарфоровой ступке, добавила немного 1% раствора HCl (соляная кислота извлекает из растительной ткани как свободную, так и связанную аскорбиновую кислоту). Перенесла полученную смесь в колбу, прибавила 10 мл дистиллированной, воды для экстрагирования аскорбиновой кислоты. Профильтровала. Фильтрат использую для анализа.