Файл: Показатели надежности безотказность, долговечность, ремонтопригодность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Методы экономического управления безопасностью в техносфере. Финансовые и материальные резервные фонды.

Методами экономического управления безопасностью в природно - техногенной сфере являются финансирование, страхование и кредитование. Основными управляемыми показателями в системе этого регулирования являются ущерб, вероятность ЧС, эффективность мероприятий по их предупреждению и ликвидации, оценка влияния затрат по предупреждению ЧС на социальные и экономические показатели развития страны, оценка эффективности механизмов, включаемых в систему экономического регулирования.

Финансирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС в

соответствии с существующим порядком осуществляется за счет организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, ресурсов органов исполнительной власти субъектов РФ, из средств органов местного самоуправления и организаций территориальных подсистем. При отсутствии или недостаточности указанных средств, выделяются средства из резервного фонда Правительства РФ и других бюджетных средств.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1994 № 989 «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте» МЧС России формирует целевой финансовый резерв (целевой фонд) по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.

Средства из резервного фонда Правительства РФ расходуются на поддержку регионов, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, на финансирование аварийно-спасательных и первоочередных аварийно-восстановительных работ, оказание единовременной материальной помощи населению Российской Федерации и оказанию гуманитарной помощи населению зарубежных стран, пострадавшему от стихийных бедствий.

9. Управление промышленной безопасностью. Система, органы управления и правовые акты

истема управления промышленной безопасностью - это совокупность организационно-технических мероприятий, проводимых эксплуатирующей организацией в отношении особо опасных производственных объектов с целью минимизации риска аварий или инцидентов. Задачами системы управления промбезопасностью являются: профилактика возникновения и неконтролируемого развития нештатных ситуаций на ОПО I и II
класса опасности; при возникновении таких ситуаций – квалифицированное и быстрое развертывание сил спасения для снижения опасного воздействия на окружающую инфраструктуру; принятие мер по восстановлению штатного производственного процесса в сжатые сроки.

Правовые акты государственного управления

Акт государственного управления — это официальное предписание, которое основано на законе, принято субъектом управления на любом уровне государственной иерархии в порядке одностороннего волеизъявления и в пределах его компетенции с соблюдением установленной процедуры и формы и влечет за собой определенные юридические последствия.

Акты управления являются разновидностью управленческих решений, с помощью которых осуществляется управление народнохозяйственным комплексом, социально-культурным строительством и административно-политической деятельностью государства.

Акт государственного управления — это подзаконный акт. Подзаконный характер актов государственной исполнительной власти состоит в их точном соответствии закону. Издание актов управления является частью управленческой деятельности и одним из видов правовых актов государства.

Акты управления направлены на достижение конкретного, оперативного руководства. С их помощью осуществляется реализация норм права в процессе управленческой деятельности, обеспечивается необходимое поведение участников административных правоотношений.

Акты управления служат основой возникновения соответствующих правовых отношений.

Акты управления устанавливают определенные правила поведения — предписания, разрешения, запрещения. Они защищают права и законные интересы граждан, государственных и негосударственных организаций, охраняют государственную безопасность и общественный порядок и т. п. В актах государственного управления содержатся обязательные для выполнения предписания, которыми на граждан, государственные и негосударственные организации и должностных лиц возлагаются определенные правила поведения: их права, обязанности, ответственность.

Акты управления являются односторонне волевыми актами. Властность этих актов состоит в том, что согласие на их выполнение со стороны тех или иных лиц либо организаций, которым они адресованы, не нужно. Но это не означает, что все акты управления носят императивный характер. Во многом административные правоотношения характеризуются тем, что праву

одной стороны отвечает обязанность другой, и наоборот.

В современных условиях существует значительное количество актов исполнительной власти, которые содержат предписания научно обоснованных рекомендаций.

Акты государственного управления принимаются субъектами управления только в пределах их компетенции и в определенной форме.

Акты управления в зависимости от их внешнего проявления могут быть устными, письменными и конклюдентными. Акты, рассчитанные на многоразовое применение, имеют письменную форму.

Акты управления имеют юридическую природу и обязательны для тех, кому они адресованы. Выполнение актов управления гарантируется авторитетом исполнительной власти, а в случае необходимости обеспечивается принудительной силой государства.

Акты органов исполнительной власти действуют в системе юридических актов Украины. Поэтому возникает необходимость выяснить отличие актов государственного управления от других юридических актов — законов, актов правосудия, прокурорских актов, актов, которые действуют в сфере гражданско-правовых отношений, актов общественных объединений и др.

Отличие актов государственного управления от иных указанных актов определяется спецификой назначения органов исполнительной власти в общей системе управленческой деятельности. Согласно ст. 6 Конституции Украины государственная власть в Украине осуществляется на началах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Следовательно, акт государственного управления отличается от закона тем, что:

а) в системе правовых актов закон имеет высшую юридическую силу;

б) любой акт государственного управления должен быть издан на основе закона (непосредственно или опосредованно);

в) никакой акт государственного управления не может отменить или изменить закон;

г) закон может отменить или приостановить действие акта управления;

д) в случае, если акт государственного управления противоречит закону, действует закон.

Акты управления по смыслу, юридическим свойствам, порядку принятия, отмены, обжалования, исполнения отличаются от судебных актов (решений, приговоров, постановлений). Судебные акты — это правовая форма проявления правосудия. Суд применяет нормы права относительно отдельных фактов нарушения права или споров. Судебные акты всегда индивидуальны. Это акты применения
норм права в отношении отдельных лиц, которые являются участниками процесса. Такие акты не содержат в себе норм права. Акты же управления включают не только конкретные предписания, но и новые правовые нормы, например, Кабинетом Министров Украины 14 августа 1996 г. утверждено Положение о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти[1], содержащее нормы, которые регулируют аттестацию всех государственных служащих за некоторыми исключениями. Судебные акты принимаются только на основании закона, а судьи при осуществлении ими правосудия независимы и подчиняются только закону. Акты управления принимаются на основании как закона, так и указаний вышестоящих органов управления.

Акты управления отличаются от гражданско-правовых актов по юридической природе и основаниям принятия. Гражданско-правовые акты (двусторонние или односторонние) всегда являются результатом взаимного волеизъявления участников правоотношений, тогда как акты управления — это односторонние властные волеизъявления, которые не требуют согласия другой стороны. В случае незаконного соглашения ответственность перед государством несут обе стороны, а за незаконное принятие акта государственного управления ответственность несет тот, кто его принял.

Акты государственного управления отличаются также от актов прокурорского надзора (протеста, представления, предписания, постановления). Акты прокурорского надзора — это форма реагирования прокурора на нарушение законности. Они не содержат ни указаний управленческого характера, ни норм права.

10. Управление промышленной безопасностью. Требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты.

Комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты (ОПО), в целях предупреждения аварий и инцидентов на ОПО, локализации и ликвидации последствий таких аварий (статья 1, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ).

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных
правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 271-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)