Файл: П. Г. Демидова Кафедра микроэлектроники и общей физики утверждаю декан физического факультета И. С. Огнев 20 мая 2021 г. Рабочая программа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23 изображения. Метод Цернике визуализации фазовых объектов.
36.Разрешающая способность телескопа и микроскопа.
37.Дифракция Вульфа-Брэгга. Дифракция на стоячих ультразвуковых механических волнах.
38.Физические основы голографической записи и восстановления изображения.
Голограмма плоской и сферической волн.
39.Оптика проводящих сред. Комплексный показатель преломления. Отражение от поверхности проводника.
40.Поглощение света. Закон Бугера-Ламберта.
41.Классическая теория электронной дисперсии. Нормальная, аномальная дисперсия.
42.Дисперсия в ионных кристаллах. Дисперсия в металлах и плазме.
43.Рассеяние света.
44.Элементы кристаллооптики.
45.Эллипсоид лучевых скоростей. Построение Гюйгенса для одноосных кристаллов.
46.Линейное двулучепреломление. Поляризационные призмы.
47.Электрооптические эффекты Керра, Поккельса. Искусственная оптическая анизотропия, обусловленная механическими напряжениями.
48.Эффект Зеемана. Электронная теория нормального эффекта Зеемана.
49.Естественное вращение плоскости поляризации. Круговое двулучепреломление.
50.Вращение плоскости поляризации в магнитном поле. Эффект Фарадея.
51.Излучение Вавилова-Черенкова.
52.Излучение абсолютно черного тела, основные положения. Законы теплового излучения.
53.Формула Рэлея-Джинса.
54.Формула Планка.
55.Закон Стефана-Больцмана.
56.Закон смещения Вина.
57.Физические основы оптического квантового генератора. Лазер.
58.Нелинейные явления в оптике.
59.Фотоэффект. Понятие внутреннего фотоэффекта.
60.Эффект Комптона.
61.Законы геометрической оптики. Пределы их применимости.
62.Оптическая сила сферической поверхности.
63.Формула тонкой линзы. Построение изображения с помощью тонкой линзы.
64.Кардинальные плоскости и точки центрированной оптической системы (толстой линзы) и построение изображения

Правила выставления оценки на экзамене.
В экзаменационные билет включается два теоретических вопроса. На подготовку к ответу дается не менее 1 часа. По итогам экзамена выставляется одна из оценок:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Оценки определяются уровнем сформированности компетенций.
Оценка «Отлично» выставляется студенту, который демонстрирует глубокое и полное владение содержанием материала и понятийным аппаратом классической физики; умеет связывать теорию с практикой. Студент дает развернутые, полные ответы на вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы, соблюдает логическую последовательность при изложении материала.
Оценка «Хорошо» выставляется студенту, ответ которого на экзамене в целом соответствуют указанным выше критериям, но отличается меньшей обстоятельностью, глубиной, обоснованностью и полнотой. В ответе имеют место отдельные неточности
(несущественные ошибки), которые исправляются самим студентом после дополнительных и (или) уточняющих вопросов экзаменатора.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется студенту, который дает недостаточно полные и последовательные ответы на вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы, но при этом демонстрирует умение выделить существенные и несущественные признаки и установить причинно-следственные связи. При изложении ответов допускаются ошибки в определении и раскрытии некоторых основных понятий, терминов, в формулировке положений, которые студент затрудняется исправить самостоятельно. При аргументации ответа студент не обосновывает свои суждения. На часть дополнительных вопросов студент затрудняется дать ответ или дает неверные ответы.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который демонстрирует разрозненные, бессистемные знания; беспорядочно и неуверенно излагает материал; не умеет выделять главное и второстепенное, не умеет соединять теоретические положения с практикой, допускает грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, явлений, вследствие непонимания их существенных и несущественных признаков и связей; дает неполные ответы, логика и последовательность изложения которых имеют существенные и принципиальные нарушения, в ответах отсутствуют выводы.
Дополнительные и уточняющие вопросы экзаменатора не приводят к коррекции ответов студента. На основную часть дополнительных вопросов студент затрудняется дать ответ или дает неверные ответы.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется также студенту, который взял экзаменационный билет, но отвечать отказался.


25
Приложение №2 к рабочей программе дисциплины « Оптика »
Методические указания для студентов по освоению дисциплины
Основной формой изложения учебного материала по дисциплине «Оптика» являются лекции. Закрепление теоретического материала и приобретение навыков его применения осуществляется на практических (решение задач) и лабораторных
(физический практикум) занятиях.
Для успешного освоения дисциплины очень важно решение достаточно большого количества задач, как в аудитории, так и самостоятельно в качестве домашних заданий.
Примеры решения задач разбираются на лекциях и практических занятиях, при необходимости по наиболее трудным темам проводятся дополнительные и индивидуальные консультации. Цель практических занятий – помочь усвоить фундаментальные понятия и основы изучаемой дисциплины, научиться применять полученные теоретические знания на практике. Для решения всех задач необходимо знать и понимать лекционный материал. Поэтому в процессе изучения дисциплины рекомендуется регулярное повторение пройденного лекционного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо прорабатывать, используя для этого учебники и учебно-методические пособия, контролировать и корректировать полученные знания и навыки, консультируясь с преподавателями, ведущими теоретические и практические занятия.
Большое внимание должно быть уделено выполнению домашней работы. В качестве заданий для самостоятельной работы дома студентам предлагаются задачи, аналогичные разобранным на лекциях и практических занятиях или немного более сложные, которые являются результатом объединения нескольких базовых задач.
Изучение общей физики невозможно без физического практикума – лабораторных работ. Грамотно поставленный и проведённый эксперимент выявляет детали, которые при теоретическом рассмотрении могли бы показаться несущественными, позволяет при внешней простоте классических методик и экспериментов оценить их красоту и изящество. Для того чтобы лабораторные занятия приносили максимальную пользу, перед их выполнением необходимо ознакомиться с физическими явлениями, изучаемыми в работе, теорией этих явлений, используемыми экспериментальными методами. Особое внимание следует обратить на обработку результатов измерений.
Подготовка к экзамену
Экзаменационная сессия - это серия экзаменов, установленных учебным планом.
Интервал между экзаменами 3-5 дней нужно использовать для систематизации уже имеющиеся знаний. На консультации перед экзаменом преподаватели ответят на возникшие вопросы. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго:
- очень важно соблюдение режима дня; сон не менее 8 часов в сутки, занятия заканчиваются не позднее, чем за 1-2 часа до сна. Оптимальное время занятий - утренние и дневные часы. В перерывах между занятиями рекомендуются прогулки на свежем воздухе, неутомительные занятия спортом;
- наличие хороших собственных конспектов лекций (с комментариями и заметками, выполненными в течение семестра). Даже в том случае, если была пропущена какая-либо лекция, необходимо ее восстановить;
- при подготовке к экзамену должны быть заранее подобраны хорошие учебники
(ну, хотя бы один).