Файл: Конспект лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.09.2021

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) не имеют работы (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы;

в) готовы приступить к работе.

Безработными в соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Не могут быть признаны безработными граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;

  • которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет;

  • нарушившие порядок регистрации в качестве безработного. Исходным показателем для анализа занятых служит коэффициент

(уровень) экономической активности - доля численности экономически активного населения (8эк.ак) в общей численности населения страны на определенную дату:

Кэк.ак = —-^jX 100% (10.28)

Количественно занятость характеризуется коэффициентом (уровнем) занятости

S

Кзан = ——— X 100% (10.29)

эк.ак

где: 8зан - численность занятых в экономике

Уровень безработицы определяется отношением общей численности безработных к численности экономически активного населения

Б

Кбез = X 100% (10.30)

эк.ак

где: Б - численность безработных.

В зарубежных странах естественный уровень безработицы составляет 4-6%, в России - 3-5%.

Уровень зарегистрированной безработицы определяется отношением численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения

Кзар.без = l3^ X 100% (10.31)

^эк.ак

Экономически неактивное население - население обследуемого возраста, которое не входит в состав рабочей силы, т.е. занятых и безработных. К нему относятся:

  • учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

  • лица, получившие пенсии по старости и на льготных условиях;

  • лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

  • лица, прекратившие поиск работы, но которые могут и готовы работать;

  • другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

Число незанятых в экономике, приходящихся на одного занятого характеризуется коэффициентом нагрузки на одного занятого в экономике

S S

Кнагр = 'ан х 100% (10.32)

зан

Для комплексного анализа наличия и распределения трудовых ресурсов по сферам и видам экономической деятельности составляется баланс трудовых ресурсов.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: ресурсной и распределительной. В первой части приводятся сведения о наличии трудовых ресурсов и источниках их формирования. Вторая часть имеет два раздела: занятые в экономике и незанятые в экономике. Занятые в экономике лица подразделяются по видам экономической деятельности и формам собственности.

Баланс трудовых ресурсов составляется ежегодно как в целом по России, так и по субъектам РФ.


Прогноз баланса трудовых ресурсов города Москвы

на 2013-2015 гг

п/п

Наименование показателя

2013

2014

2015

2012

2011

Справочно

текущий год

отчетный год

I

Численность трудовых ресурсов (сумма строк 1-3)

9394,92

9349,83

9307,09

9442,52

9492,80

в том числе:






1

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте

8303,50

8295,20

8286,90

8311,81

8320,13

2

иностранные трудовые мигранты

650,01

611,01

574,35

691,50

735,64

3

работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (сумма строк 3.1-3.2)

441,41

443,62

445,84

439,21

437,03

в том числе:

3.1

пенсионеры старше трудоспособного возраста

439,23

441,43

443,64

437,04

434,87

3.2

подростки моложе трудоспособного возраста

2,18

2,19

2,20

2,17

2,16

II

Распределение трудовых ресурсов (сумма строк 4,5)

9535,57

9596,16

9665,04

9485,12

9492,21

4

Численность занятых в экономике (без военнослужащих)

6522,96

6577,14

6639,05

6478,06

6479,65

5

Численность населения, не занятого в экономике (сумма строк 5.1-5.3)

3012,61

3019,02

3025,99

3007,06

3012,56

в том числе:






5.1

численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы

696,90

692,10

687,80

702,30

708,30

5.2

численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости

33,90

33,70

33,50

34,30

45,10

5.3

численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике

2281,81

2293,22

2304,69

2270,46

2259,60

III

Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД:

6522,96

6577,14

6639,05

6478,06

6479,65

6

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

19,61

20,06

20,47

19,13

17,38

7

рыболовство, рыбоводство

3,15

3,08

3,02

3,48

3,72

8

добыча полезных ископаемых

5,48

5,83

6,18

5,12

5,62

9

обрабатывающие производства

597,03

593,24

588,95

600,82

604,11

10

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

76,63

77,73

79,82

78,54

79,40

11

строительство

827,47

826,48

826,23

825,09

828,00

12

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1643,42

1652,55

1662,22

1635,03

1639,63

13

гостиницы и рестораны

147,27

163,57

187,93

142,04

144,17

14

транспорт и связь

428,05

426,73

425,54

429,52

421,33

15

финансовая деятельность

347,98

354,57

360,69

340,81

350,62

16

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1092,70

1094,77

1095,05

1090,56

1092,97

17

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

226,64

227,56

228,41

225,64

225,66

18

образование

424,29

425,32

426,24

423,10

422,99

19

здравоохранение и предоставление социальных услуг

327,72

328,43

329,14

325,02

324,93

20

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

354,99

376,68

398,60

333,65

315,79

21

прочие виды экономической деятельности

0,53

0,54

0,56

0,51

3,33

Дисбаланс трудовых ресурсов: Д = I - II

-140,65

-246,33

-357,95

-42,60

0,59


Депопуляция сельских территорий (2013 год)

Депопуляция сельской местности является важным, фактором, ограничивающим развитие сельскохозяйственной отрасли в России. Начавшись с середины 20-х годов XX века, она продолжается до настоящего времени.

Максимальная численность сельского населения в границах современной России приходится на 1926 год, когда она равнялась 76,3 млн. человек. С тех пор число сельских жителей почти постоянно уменьшалось, и к 1990 году сократилась до 38,9 млн., а к 2013 - до 37,2 млн. человек. За это время российское село потеряло половину своего населения. Особенно значительно обезлюдили сельские территории Нечерноземных регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Например, только за пятнадцать лет (1995 - 2010 гг.) Тверская и Псковская область потеряли четверть сельского населения.

Депопуляция территории Тверской области привела к тому, что из 9 532 сельских населенных пунктов без населения к 2010 году остались 2 234 или 23,4%, в 3 662 сельских поселениях (38,4%) проживало менее 10 человек и только в 741 (7,8%) проживало более 100 человек.

Уменьшение плотности сельского населения Тверского региона не могло не сказаться и на изменении его демографической структуры.

В середине XX века каждый четвертый сельской житель Тверской области был моложе трудоспособного возраста, и только каждый пятый старше трудоспособного. К началу XXI века молодежи на селе стало меньше, а людей пожилого возраста больше. По переписи населения 2010 года моложе трудоспособного возраста был только каждый седьмой сельский житель, а возраст каждого третьего сельского жителя превышал трудоспособный. Коэффициент нагрузки сельских жителей Тверской области трудоспособного возраста за полвека практически не изменился. Но если в середине XX века большую часть этой нагрузки составляла молодежь до 16 лет, то в начале XXI века доля нагрузки от сельских жителей пенсионного возраста стала в два раза больше, чем от молодого населения, не достигшего трудоспособного возраста. Сельское население за последние полвека сильно постарело. Его средний возраст увеличился на 10 лет, или в 1,3 раза.

Депопуляция сельских территорий не могла не сказаться на эффективности сельскохозяйственного производства.

Решить проблему депопуляции пытаются, в том числе, и за счет переселенцев, путем участия в Программе по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. Так на 2013-2015 годы планируется переселение до 4 500 соотечественников, из них в 2013 году область должна была принять до 1 500 человек.

Однако, прогнозные расчеты показывают, что несмотря на эти и другие меры, в ближайшие 20 лет численность населения региона и доля трудоспособного населения в нем значительно уменьшится, а нагрузка на трудоспособное население возрастет.

ТЕМА 11. СТАТИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 1. Понятие и система показателей уровня жизни населения

Конечная цель развития любого прогрессивного общества - создание благоприятных условий для долгой, здоровой и благополучной в материальном отношении жизни людей. Насколько эффективно общество справляется с этой задачей, позволяет судить анализ тенденций в изменении уровня жизни населения.

В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения». Наиболее часто уровень жизни определяется как обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достаточным уровнем их потребления и степенью удовлетворения разумных потребностей.

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

  1. достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;

  2. нормальный уровень - рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

  3. бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как границы воспроизводства рабочей силы;

  4. нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека.

Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В настоящее время Федеральная служба государственной статистики регулярно разрабатывает и публикует в разделе «Уровень жизни населения» следующую систему показателей.

1. Индикаторы уровня жизни населения

    1. среднедушевые денежные доходы в месяц;

    2. реальные располагаемые денежные доходы;

    3. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата;

    4. средний размер назначенных месячных пенсий;

    5. величина прожиточного минимума;

    6. численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума;

    7. соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов:

  • среднедушевых денежных доходов;

  • среднемесячной заработной платы;

  • среднего размера назначенных месячных пенсий;

    1. коэффициент фондов (дифференциации доходов), в разах;

    2. структура располагаемого дохода домашних хозяйств;

    3. фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

      1. Доходы населения

        1. денежные доходы по регионам РФ:

  • среднедушевые денежные доходы в месяц;

  • реальные располагаемые денежные доходы;

    1. начисленная заработная плата по регионам РФ:

  • среднемесячная номинальная заработная плата;

  • среднемесячная реальная заработная плата;

  1. назначенные месячные пенсии по регионам;

  2. состав и использование денежных доходов населения;

  3. структура использования денежных доходов населения по регионам;

  4. вклады физических лиц на рублевых счетах в филиалах Сбербанка;

  5. депозиты и вклады физических лиц в кредитных организациях;

  6. средний размер вклада;

  7. покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения;

  8. покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы;

  9. покупательная способность среднего размера назначенных месячных пенсий.

    1. Распределение доходов и социально-экономическая дифференциация населения

      1. распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов;

      2. распределение общего объема денежных доходов населения;

      3. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по отраслям экономики и по отраслям промышленности;

      4. величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения;

      5. величина прожиточного минимума по регионам РФ в разрезе социально-демографических групп;

      6. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода;

      7. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по половозрастным группам населения и регионам;

      8. уровень бедности по домашним хозяйствам;

      9. структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств;

      10. структура расходов на конечное потребление домашних хозяйств;

      11. структура потребительских расходов домашних хозяйств;

      12. наличие предметов длительного пользования в домашних хозяйствах;

      13. число собственных легковых автомобилей на 1 000 человек населения по регионам РФ.

    2. Социальная защита населения

      1. минимальные социальные гарантии:

  • минимальный размер оплаты труда и пенсии;

  • минимальный размер пособия;

  • минимальный размер стипендии;

    1. размеры минимальных социальных гарантий в соотношении с величиной прожиточного минимума;

    2. основные показатели пенсионного обеспечения;

    3. расходы на выплату пособий и социальную помощь.

      1. Жилищные условия

        1. основные показатели жилищных условий населения;

        2. жилищный фонд;

        3. благоустройство жилищного фонда;

        4. благоустройство населенных пунктов;

        5. развитие инфраструктуры села;

        6. предоставление жилья гражданам;

        7. продажа квартир гражданам и юридическим лицам;

        8. капитальный ремонт жилых домов;

        9. обеспеченность населения жильем по регионам РФ.

2. Статистика доходов населения

Основными индикаторами уровня жизни выступают показатели доходов населения.

К основным источникам доходов населения относятся: заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд в денежной и натуральной форме;

доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия и т.д.), специальных фондов;

доходы от собственности (доходы по акциям, арендные платежи за здание, землю, платежи за использование авторских прав и т.д.); доходы от личного подсобного хозяйства.

Для измерения уровня и структуры доходов населения используют ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах.

Личные доходы населения - все виды доходов населения, полученные в денежной или натуральной форме.

Совокупные (общие) доходы населения - сумма личных доходов и стоимости бесплатных и льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.

Личные доходы и совокупные доходы населения рассчитываются в ценах текущего периода и являются номинальными показателями доходов - не определяют реального содержания доходов.

Личные располагаемые доходы - определяются вычитанием из личных номинальных доходов населения сумм налогов, обязательных платежей и взносов. Они показывают ту часть личных доходов, которую их владельцы направляют на потребление и сбережение.

Реальные располагаемые доходы - определяются путем корректировки располагаемых доходов населения на индекс потребительских цен.

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) - исчисляются делением общей суммы годового личного дохода на 12 месяцев и среднегодовую численность наличного населения.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата - определяется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность работающих.

Для реализации государственной социальной политики законодательно устанавливаются минимальный размер оплаты труда (на 1 января 2014 года - 5 554 рубля в месяц) и минимальный размер пенсии (устанавливается дифференцированно для разных регионов).

В связи с расслоением общества существует необходимость анализа социально-экономической дифференциации населения по денежным доходам. Для характеристики дифференциации доходов населения и уровня бедности рассчитываются следующие показатели.

Модальный доход - уровень дохода, наиболее часть встречающийся среди населения

0 -о-1

Мо = хМо + I х- г— ^ (11.1)

[fM0 -о-1) + [fMa -о+1)

где: хМо - нижняя граница модального интервала; i - величина модального интервала;

f Мо, f м - 1, f м + 1 - частоты соответственно в модальном интервале, в

интервале предшествующем модальному и в интервале следующим за модальным.

Медианный доход - показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина - выше

2 х £ fi - Cum _! п , 0х

М0Ме + i х 22- (11.2)

Тме

где: хМе - нижняя граница медианного интервала i - величина медианного интервала; £fi - объем совокупности;

Cum fM _г - накопленная частота в интервале, предшествующем медианному;

fMе - частота в медианном интервале.

Коэффициент дифференциации доходов - показывает во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения

d9

d±

где: d9, d\ - девятый и первый дециль соответственно.

Ка=-г (11.3)

Дециль - вариант ранжированного ряда, отсекающий десятую часть совокупности.

Нижний дециль d1 (самые низкие доходы) определяется по формуле

dl = * + t х 1 ^ f> - &m (11.4)

1 Тйг

Верхний дециль d9 (самые высокие доходы) определяется по формуле

9

dl = ^ + t х ТО ^ Л- Qum Я-- (11.5)

Jd9

где: xd±, х9 - нижняя граница интервала, содержащего первую (десятую) дециль;

i - величина интервала; X fi - объем совокупности;

Cum fa-1, Cum fax - накопленная частота в интервале,

предшествующем интервалу, содержащему первую (девятую) дециль; fa1, fd9 - частота интервала, содержащего первую (девятую) дециль.

Коэффициент концентрации доходов Джини - характеризует степень неравенства в распределении доходов населения

Кс = Т - 2 х ^х^ х cum yi + ^^y (11.6)

где: Xj - доля населения, принадлежащая к (i - 1)-й социальной группе в общей численности населения;

yi - доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;

cum yi - кумулятивная (накопленная) доля дохода.

Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. При равномерном распределении этот коэффициент стремится к нулю, а чес выше поляризация доходов в обществе, тем он ближе к единице.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, необходимого для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи.

Прожиточный минимум рассчитывается на основе потребительской корзины для основных социально-демографических групп:

  • трудоспособного населения (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16 - 54 года, за исключением неработающих инвалидов I и II группы этого возраста);

  • пенсионеров (мужчин от 60 лет, женщин от 55 лет, а также лиц, получающих пенсию по инвалидности);

  • детей в возрасте от 0 до 6 лет и от 7 до 15 лет.

В каждом регионе определяется свой прожиточный минимум, который устанавливает субъект РФ.

В Тверской области на 2014 год для трудоспособного населения прожиточный минимум составляет 7666,06 руб., пенсионеров - 5901,21 руб., детей - 7187,62 руб.

Уровень бедности - удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения - выступает информационным показателем социально-экономического положения страны.

Дефицит дохода - суммарный доход малоимущего, не достигающего прожиточного минимума.

Коэффициент глубины бедности - характеризует средний дефицит дохода на одно домохозяйство (среднее простое отклонение доходов домохозяйств от прожиточного минимума).

Коэффициент остроты бедности - рассчитывается как средневзвешенное отклонение доходов домохозяйств от прожиточного минимума (домохозяйствам с большим дефицитом придается больший вес).

3. Статистика расходов населения

Денежные расходы населения - это использование доходов населения на приобретение товаров и оплату услуг и различного рода платежи: обязательные платежи (налоги, сборы, возврат банковских кредитов), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

В Системе национального счетоводства различают расходы на конечное потребление и объем фактического конечного потребления.

Расходы на конечное потребление включают:

  • расходы за счет личного бюджета на покупку потребительских товаров;

  • потребление продуктов в натуральной форме, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления;

  • потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда;

  • услуги по проживанию в собственном жилище (текущие затраты на содержание жилья и стоимость износа).

Объем фактического потребления домашних хозяйств - реальная величина конечного потребления, которое обеспечивается как за счет реального дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме.

Потребляемые населением товары по степени значимости делятся:

  • на товары первой необходимости (продукты питания, жилье);

  • товары необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины);

  • предметы роскоши (деликатесные продукты питания, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель).

Возрастающую роль в потреблении играют разнообразные услуги. Различают материальные (производственные - ремонт одежды, обуви, бытовой техники) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские) услуги.

Услуги подразделяют на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные).

Услуги производимые для собственного конечного потребления делятся на услуги по проживанию в собственном жилище (затраты на обеспечение проживания) и домашние услуги (услуги повара, садовника).

Основным показателем потребления служит уровень индивидуального потребления - средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Рассчитывается в виде отношения годового объема потребляемых товаров и услуг по видам к среднегодовой численности населения, как в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту и другим признакам.

Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.

Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

О; факт

Яу.п = (11.7)

ijjHOpM

где: q ^акг - фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

q i норм - нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товаром и услугам рассчитывается

Zqxp+£sxt

(1Чн X р+ IshX t) XN

где: q - количество фактически потребленных товаров; p - цена товара;

s - количество фактически потребленных услуг; t - фактический тариф за определенную услугу; qn - норматив потребления определенного товара на душу населения; sn - норматив потребления определенного вида услуги на душу населения;

N - средняя численность населения за период.

Разность числителя и знаменателя этого показателя характеризует стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с его нормативным уровнем.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов.

Индекс общего потребления i-го товара

Zq i с

где: qt - объем потребляемого i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно

Индекс среднедушевого потребления i-го товара

i Z ^1 1 ^ Z _ (1110)

4i 4i0 N± ' N0 ( . )

где: N, N0- средняя численность населения в отчетном и базисном году.

Ку.п.о _ ^ N (11.8)

i (11.9)

Для изучения зависимости объема потребления от дохода в социальной статистике на практике используется коэффициент эластичности потребления от изменения дохода, который показывает на сколько процентов возрастает (снижается) потребление товаров и услуг при росте дохода на 1%.

Ay у Ay X Ax

Кэ = + - = — (11.11)

Ax x у X x

где: x, y - начальный доход и потребление;

Ax, Ay - их приращение за некоторый период или при переходе от группы к группе.

Если Кэ > 1, то потребление растет быстрее доходов; Если Кэ = 1, то между доходом и потреблением существует пропорциональная зависимость;

Если Кэ < 1, то потребление увеличивается медленнее чем доход.

4. Обобщающие показатели уровня жизни населения

Для оценки социально-экономического развития в последние годы международные организации принимают во внимание не только оценку уровня доходов, но и такие показатели, как предстоящая продолжительность жизни, уровень образования, здоровья, гигиены. Названные аспекты учитывается в Индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный показатель применяется для сравнения стран и публикуется в ежегодны Докладах Программы развития ООН.

При расчете ИРЧП учитываются три фактора:

уровень душевого дохода, рассчитанный на основе паритета покупательной способности валют;

уровень образования, который измеряют с помощью двух показателей : грамотность населения и доля учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (образованность);

уровень здоровья населения, измеряемый с помощью показателя предстоящей при рождении продолжительности жизни (долголетие).

Величина ИРЧП изменяется от 0 до 1, чем ближе она к единице, тем выше уровень развития человеческого потенциала.

Величина ИРЧП служит критерием для разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. К странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП не меньше 0,8; к странам со средним уровнем - те, в которых ИРЧП изменяется от 0,5 до 0,8; к странам с низким уровнем - те, в которых ИРЧП меньше 0,5.

ТЕМА 12. СТАТИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА

1. Сущность и структура категории «национальное богатство»

Важнейший показатель, характеризующий экономическую мощь и потенциал страны, - национальное богатство.

Национальное богатство - это совокупность накопленных материальных благ и нематериальных активов, созданных трудом всех предшествующих поколений (национальное имущество), принадлежащих стране и ее резидентам на экономической территории и за ее пределами, а также разведанных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов.

Методические рекомендации по статистике определяют национальное богатство как «... совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Оно состоит из экономических объектов, существенным признаком которых является возможность получения их собственниками экономических активов».

Объем национального богатства определяется в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах.

Состав национального богатства группируется следующим образом.

  1. Нефинансовые активы. Включают в себя:

    1. Производственные активы - основные фонды функционирующие в экономике, запасы материальных оборотных средств, резервов и запасов различного назначения, имущество населения и ценности.

    2. Непроизводственные активы - земля, недра, ископаемые, водные ресурсы.

  2. Финансовые активы - монетарное золото, денежная наличность, депозиты, акции и другие ценные бумаги, займы.

Чтобы актив был признан экономическим, во-первых, на него должно быть установлено право собственности, во-вторых, актив должен быть способен обеспечивать экономическую выгоду.

Собственники экономических активов получают экономическую выгоду в результате пользования или владения ими в течение длительного периода времени.

В соответствии с классификацией форм собственности в национальном богатстве выделяют следующие формы собственности:

  • федеральная;

  • субъектов федерации;

  • муниципальная;

  • общественных объединений и организаций;

  • частная;

  • смешанная (российская);

  • иностранная;

  • смешанная (российское + иностранное участие).

2. Статистическое исследование нефинансовых активов

В зависимости от способа создания нефинансовые активы подразделяются на нефинансовые производственные активы и нефинансовые непроизводственные активы.

    1. Нефинансовые производственные активы создаются в результате производственных процессов и включают три основных элемента:

  • основные фонды (основной капитал), функционирующие в отраслях, производящих товары и оказывающих услуги;

  • запасы материальных оборотных средств;

  • ценности.

    Основные фонды - представляют собой произведенные активы, неоднократно или постоянно используемые для производства товаров и оказания услуг и функционирующее в течение длительного времени.

    Основные фонды состоят из материального основного капитала (здания, сооружения, оборудование, племенной и продуктивный скот, многолетние насаждения) и нематериальных производственных активов (ценность данных объектов заключается в информации, которую они несут).

    Запасы материальных оборотных средств (оборотные фонды) - наиболее мобильный, постоянно возобновляемый элемент национального богатства. Включают производственные запасы (сырье, материалы, посадочный материал, корма, животных на откорме и др.), незавершенное производство, готовую продукцию и товары, материальные резервы (стратегические запасы сырья и других товаров, имеющих особое значении для страны).

    Ценности - дорогостоящие товары длительного пользования, которые приобретаются и хранятся в качестве запасов стоимости, и, как правило, не используются в процессе производства или для потребления. Владельцы ценностей рассчитывают на то, что реальная стоимость таких товаров повысится либо, по крайней мере, не изменится. К ценностям относятся: драгоценные металлы и камни, антикварные и ювелирные изделия, имеющие значительную стоимость, уникальные произведения искусств, коллекции.

    1. Нефинансовые непроизводственные активы - не являются результатом производственного процесса. Подразделяются на материальные и нематериальные.

    Материальные непроизводственные нефинансовые активы -

    природные активы (земля, богатства недр), биологические и подземные водные ресурсы.

    Нематериальные непроизводственные нефинансовые активы -

    патенты, авторское право, договоры аренды, «Гудвил».

    2.1. Статистика основных фондов

    Статистическое изучение основных фондов начинается с определения их общего объема, при этом единицей учета служит инвентарный объект (устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями, образующими единое целое).

    Дл изучения состава и структуры основных фондов в статистике применяют целый ряд группировок:

      1. по отраслевой принадлежности;

      2. по натурально-вещественному составу (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудования, транспортные средства, инструмент общего назначения, производственный инвентарь, хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, капитальные затраты по улучшению земель, прочие основные фонды).

    Группировка фондов по натурально-вещественному составу позволяет разграничить основные фонды на активную и пассивную части, охарактеризовать их видовую структуру.

    Для учета основных фондов используют натуральные и стоимостные измерители. Натуральные показатели необходимы для расчета производственной мощности предприятий и планирования развития производства. Стоимостная оценка позволяет оценить общий объем основных фондов предприятий. На основе стоимостной оценки рассчитывают степень износа основных фондов, рентабельность производства.

    В учетной практике используют следующие виды оценки.

    Первоначальная стоимость - стоимость основных фондов в фактически действовавших ценах при постановке объекта на баланс (затраты на приобретение и доведение объекта до состояния, пригодного к использованию).

    Остаточная стоимость - стоимость основных фондов в фактически действовавших ценах при постановке объекта на баланс с учетом износа на дату определения остаточной стоимости.

    Восстановительная стоимость - стоимость затрат на воссоздание в современных условиях точной копии объекта основных фондов (может быть полная - без учета износа и остаточной - с учетом износа).

    Для комплексной характеристики наличия и движения основных фондов строится баланс движения основных фондов по полной и остаточной стоимости. В основе его построения лежат следующие балансовые равенства:

    для полной стоимости

    Фн + Фвв = Фвыб + Фк (12.1)

    где: Фн и Фк - первоначальная стоимость основных фондов на начало и конец года;

    Фвв и Фвыб - стоимость соответственно введенных в эксплуатацию и выбывших основных фондов.

    для остаточной стоимости

    ФН + Фвв = Фвыб + А + ФК (12.2)

    где: А - сумма амортизации за год.

    На основе баланса основных фондов строятся пять групп показателей:

    1. Показатели, характеризующие изменение объема основных фондов. Коэффициент динамики по полной стоимости

    Фк

    Кдин = Ф^х 100% (12.3)

    Коэффициент динамики по остаточной стоимости

    ФК

    КДин = Фх 100% (12.4)

    Фн

        1. Показатели, характеризующие структуру основных фондов. Определяется удельный вес стоимости каждого вида основных фондов

    и их общем объеме по состоянию на начло и конец года.

        1. Показатели, характеризующие состояние основных фондов. Коэффициент износа - отражает часть стоимости основных фондов,

    которую основные фонды утратили за время их эксплуатации.

    Ак

    Кизн = ФКх 100% (12.5)

    Фк

    Коэффициент годности - отражает ту часть стоимости основных фондов, которая была сохранена за время их эксплуатации.

    Фк

    Кгодн = Ф" х 100% (12.6)

    к

    Кизн + Кгодн = 100% (12.7)

    Если значение коэффициента износа увеличивается, то это означает, что состояние основных фондов ухудшается.

    4. Показатели, характеризующие обновление и выбытие основных фондов.

    Коэффициент обновления - показывает, какой удельный вес составляют вновь введенные в эксплуатацию основные фонды на конец года.

    Фв

    Кизн =вв х 1ОО% (12.8)

    Фк

    Коэффициент выбытия (общий) - характеризует общую интенсивность выбытия основных фондов

    Квыб.общ = 1ОО% (12.9)

    Фвыб ф"

    Коэффициент выбытия (частный) - характеризует интенсивность выбытия основных фондов по причине износа

    Физн

    Квыб.част =фЫбх 1ОО% (12.10)

    Фн

    5. Показатели, характеризующие использование основных фондов. Фондоотдача - показывает, сколько продукции (в стоимостном выражении) произведено в данном периоде на 1 руб. стоимости основных фондов

    Фо = ф (12.11)

    где: Q - объем продукции, произведенной в данном периоде;

    Ф - средняя стоимость основных производственных фондов.

    Фондоемкость - характеризует стоимость основных фондов, приходящуюся на один рубль произведенной продукции

    Ф

    Фе = Ф (12.12)

    Q

    Фондовооруженность - характеризует степень оснащенности труда работающих

    Ф

    Фв = if- (12.13)

    ^ сп

    где: Гсп - среднесписочная численность работников.

    Состояние основных фондов сельского хозяйства в России (на 2010 год)

    Начиная с 1990 года, за время реформ, произошло существенное снижение как количественных, так и качественных показателей основных производственных фондов сельского хозяйства и, в первую очередь, их активной части - машинотракторного парка (МТП). За двадцать лет реформ парк тракторов уменьшился на 77,3%, а зерноуборочных комбайнов на 80,2%. Т.е. ежегодно парк тракторов в сельскохозяйственных организациях сокращается в среднем на 7%, а парк зерноуборочных комбайнов на 8%.

    Существующий в настоящее время парк сельскохозяйственной техники в России является устаревшим. По мнению экспертов до 70% техники изношено физически, а доля морально устаревшей техники превышает 90%.

    Реальные объемы поставок и выбытия техники до последнего времени, не позволяли осуществлять даже ее простое воспроизводство. Выбытие техники составляло от 5 до 11% в год, а поступление от 2 до 4%. Например, за период с 2001 по 2010 год приобретение тракторов составило 123,6 тыс. ед., списание - 383,9 тыс. ед.

    По данным министерства промышленности и торговли России 85% тракторов, 58% зерноуборочных комбайнов и 41% кормоуборочных комбайнов старше 10 лет, т.е. работают с истекшими сроками эксплуатации. Но следует отметить, что начиная с 2007 года ситуация с обновлением сельскохозяйственной техники в организациях существенно улучшилась. Коэффициент обновления стал превышать коэффициент выбытия. В результате чего степень износа техники в сельскохозяйственных организациях снизилась с 43% в 2005 году до 33% в 2010.

    К вопросу об обеспеченности сельского хозяйства техникой: в России на 1000 га посевов приходится всего 4 ед. тракторов. В сравнении со странами, обладающими высокоразвитым сельским хозяйством (Германия, США, Канада, Аргентина), эта цифра в несколько раз ниже. Самый высокий, и пока недосягаемый для России показатель у Германии - 64 ед. на 1000 га. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим видам сельскохозяйственной техники.

    Нагрузка на один трактор в России составляет 236 га пашни, в США - 38 га, во Франции - 14 га, в Канаде - 63 га. Нагрузка на зерноуборочный комбайн в России 216 га посевов, в США - 62,5 га, в Канаде - 142 га, во Франции - 53 га, в Германии - 31,3 га.

    2.2. Статистика оборотных средств

    Основным источником информации о наличии и структуре оборотных средств организаций служат данные бухгалтерских балансов.

    Наличие оборотных средств на предприятии может быть охарактеризовано по данным бухгалтерского учета либо моментным показателем, т.е. остатком оборотных средств на определенную дату, либо средним показателем з0а период.

    Средний за период остаток оборотных средств рассчитывают по формуле средней хронологической:

    О = 2 0 1 + °2 + '"°n ~1 + 2 °п (12.14)

    п 1

    Структура оборотных средств изучается по различным направлениям и зависит от типа производства, характера изготавливаемой продукции, организационных факторов.

    1. По источникам формирования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные (привлеченные).

    Собственные оборотные средства - это часть оборотных активов, которая покрыта за счет собственных источников: прибыли, уставного капитала, резервного капитала, целевого финансирования. Заемные средства предоставляются организации во временное пользование за счет банковских кредитов и кредиторской задолженности.

    1. С точки зрения функционального участия в производственном процессе в составе оборотных средств выделяют оборотные фонды и фонды в обращении.

    Оборотные производственные фонды включают в себя производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов. В составе фондов в обращении выделяют готовую продукцию, товары, денежные средства и средства в расчетах.

    Для характеристики структуры оборотных средств определяется удельный вес стоимости каждого вида оборотных средств в общем их объеме.

    Важнейшим направлением при изучении оборотных средств является анализ эффективности их использования. Уровень эффективности использования оборотных средств находит отражение в скорости их оборота или оборачиваемости.

    Коэффициент оборачиваемости (в оборотах) - показывает величину стоимости реализованной продукции, полученной на рубль вложенных оборотных средств

    РП

    КОб = 0 (I2-15)

    где: РП - стоимость реализованной продукции за отчетный период;

    О - средний остаток оборотных средств за тот же период.

    Коэффициент закрепления - показывает какую величину оборотных средств необходимо иметь предприятию для производства и реализации продукции стоимостью в один рубль.

    Кз _ (12.16)

    3 РП

    Коэффициент оборачиваемости (в днях) - позволяет установить, сколько календарных дней требуется для того, чтобы оборотные средства совершили один оборот:

    КО' _ (12.17)

    К°б РП

    где: Д - продолжительность периода в календарных днях (месяц - 30 дней, квартал - 90 дней, год - 360 дней),

    На основе показателей оборачиваемости, исчисленных по отдельным единицам совокупности, рассчитывают средние показатели оборачиваемости оборотных средств для любой совокупности единиц (предприятий, отраслей, территорий).

    Средний коэффициент оборачиваемости (в оборотах):

    КОб _ Z КОб_Х 0 (12.18)

    об Z О

    Средний коэффициент закрепления:

    _ ZKL_xPn (12 )

    Z РП

    Средний коэффициент оборачиваемости (в днях):

    -п Z0

    К 11 _

    об _

    (12.20)

    Коб

    Динамика средних показателей оборачиваемости характеризуется с помощью системы индексов переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

    Анализ динамики коэффициентов оборачиваемости дополняется абсолютным показателем экономического эффекта, который получает предприятие за счет улучшения использования оборотных средств. Полученный эффект характеризуется суммой средств, высвободившихся из оборота вследствие ускорения оборачиваемости:

    с_ (К^ -Коб0) X РП (12.21)

    или


  • С = О (12.22)

    или

    С =зх - Кзо) х РП (12.23)

    ТЕМА 13. СТАТИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА

    1. Интегрированная центральная структура Системы национальных

    счетов (классификации и счета)

    Система национальных счетов используется для описания и анализа процессов рыночной экономики на макро- уровне более чем в 150 странах. СНС представляет собой развернутую макростатистическую модель рыночной экономики, отвечающую потребностям экономико- статистического анализа результатов ее функционирования и оценки эффективности.

    Международный стандарт СНС включает в себя следующие элементы структуры национального счетоводства:

    интегрированные экономические счета, представляющие собой полную совокупность счетов институциональных секторов и остального мира, а также счета для операция и счета для активов и пассивов;

    таблицу ресурсов и использования, объединяющую счета отраслей в соответствии с видами экономической деятельности и счета операций с товарами и услугами в соответствии с типами продуктов;

    трехмерный анализ финансовых операций и запасов финансовых активов и пассивов, который напрямую отражает отношения между секторами;

    функциональный анализ, в котором определенные операции институциональных секторов представлены в соответствии с их целевым назначением;

    демографические таблицы и таблицы занятости.

    Счета используются для регистрации экономических операций, осуществляемых институциональными единицами, которые являются резидентами данной страны. В зависимости от основных функций, типа поведения и способа получения дохода институциональные единицы группируются по институциональным секторам:

    1. Нефинансовые корпорации

    • государственные нефинансовые корпорации;

    • национальные частные нефинансовые корпорации;

    • нефинансовые корпорации, находящиеся под иностранным контролем.

      1. Финансовые корпорации

    • Центральный банк;

    • другие депозитные корпорации;

    • другие финансовые посредники, исключая страховые корпорации и пенсионные фонды;

    • вспомогательные финансовые организации;

    • страховые корпорации и пенсионные фонды

    1. Сектор государственного управления

    • центральное правительство;

    • региональные органы управления;

    • местные органы управления;

    • фонд социального обеспечения;

    1. Домашние хозяйства

    • работодатели;

    • самостоятельные хозяйства;

    • наемные работники;

    • получатели доходов от собственности и трансфертов

    1. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Цель системы национальных счетов состоит в учете экономических

    потоков и запасов. Экономические потоки бывают двух видов: операции и другие потоки.

    Операция - это экономический поток, представляющий собой взаимодействие между институциональными единицами по взаимному согласию или действие в рамках одной институциональной единицы, которое из аналитических соображений целесообразно рассматривать как операцию. Основная классификация операций и других потоков представлена

    ниже.

      1. Операции с товарами и услугами (продуктами)

        1. Выпуск продукции

        2. Промежуточное потребление

        3. Расходы на конечное потребление

        4. Фактическое конечное потребление

        5. Валовое накопление

        6. Экспорт товаров и услуг

        7. Импорт товаров и услуг

      2. Распределительные операции

        1. Оплата труда

        2. Налоги на производство и импорт

        3. Субсидии

        4. Доходы от собственности

        5. Текущие налоги на доход, налоги на имущество и т.п.

        6. Отчисления на социальное страхование и социальные пособия

        7. Прочие текущие трансферты

        8. Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах

        9. Капитальные трансферты

      3. Операции с финансовыми инструментами

        1. Монетарное золото и специальные права заимствования

        2. Валюта и депозиты

        3. Ценные бумаги, кроме акций

        4. Кредиты и займы

        5. Акции и другие формы участия в капитале

        6. Страховые технические резервы

        7. Прочая дебиторская (кредиторская) задолженность

      4. Прочие записи по счетам накопления.

    Во взаимосвязи с операциями в СНС отражаются запасы, которые характеризуют величину активов и пассивов на определенный момент времени. Активы определяются в СНС как объекты, которые находятся в собственности какой-либо единицы и из владения которыми или использования которых на протяжении определенного периода времени их владельцы извлекают экономические выгоды.

    Потоки и запасы учитываются на счетах. Каждый счет представляет собой баланс в виде двухсторонней таблицы, в которой каждая операция отражается дважды: один раз - в ресурсах, другой - в использовании. Итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению или с помощью балансирующей статьи, которая является ресурсной статьей следующего счета.

    Балансирующая статья счета, которая обеспечивает равенство его правой и левой частей рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием.

    Таблица 13.1 - Балансирующие статьи национальных счетов

    Наименование счет

    Балансирующая статья

    Производство

    Валовая добавленная стоимость

    Образование доходов

    Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

    Распределение первичных доходов

    Валовой национальный доход (сальдо первичных доходов)

    Вторичное распределение доходов

    Валовой располагаемый доход

    Использование располагаемых доходов

    Валовое сбережение


    Балансирующие счета рассматриваются как измерители макроэкономических показателей.

    2. Основные макроэкономические показатели СНС

    Измеряемые на макроуровне экономические процессы характеризуются следующими показателями.

    Выпуск товаров и услуг (В) представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг как результат производственной деятельности единиц- резидентов экономики в отчетном периоде и носящих рыночный и нерыночный характер.

    Промежуточное потребление (1111) состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.

    Налоги на производство и импорт (НПИ) включают в себя налоги на продукты (НП) и другие налоги на производство (ДрНП).

    Налоги на продукты - это налоги, которые напрямую зависят от стоимости произведенной продукции оказанных услуг (НДС, акцизы, налоги на импортные товары и услуги).

    Другие налоги на производство - это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензию и разрешение заниматься какой-либо деятельностью и другие обязательные платежи (налог на имущество, плата за использование природных ресурсов, страховые платежи с заработной платы, налог на землю). Налоги на доходы не включаются в другие налоги на производство.

    Валовая добавленная стоимость (ВДС) - вновь созданная стоимость в процессе производства продуктов и услуг. Стоимость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе продуктов и услуг. Определяется по отраслям экономики как разница между стоимостью выпуска товаров и услуг и промежуточным потреблением.

    В целом по экономике сума ВДС отраслей составляет ВВП.

    Чистая добавленная стоимость - валовая добавленная стоимость за вычетом потребления основного капитала.

    3. Методы расчета валового внутреннего продукта

    Валовой внутренний продукт - общий показатель экономической деятельности страны, центральный макроэкономический показатель СНС, применяемый во всем мире для определения темпов развития производства, циклических колебаний деловой активности, характеристики структуры экономики, расчета производительности труда и нахождения уровня жизни населения.

    Широко используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран, групп стран, регионов мира.

    Расчет ВВП может быть осуществлен производственным методом, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

    1. На стадии производства товаров и услуг ВВП находят производственным методом:

    а) в виде суммы ВДС всех отраслей или секторов экономики по рыночным ценам, т.е. включая чисты налоги на продукты и импорт (чисты налоги - налоги за вычетом субсидий);

    б) в виде суммы выпуска продуктов и услуг всех отраслей экономики в рыночных ценах за минусом общего объема промежуточного потребления, чистых налогов на продукты с учетом НДС и чистых налогов на импорт.

    1. На стадии распределения доходов ВВП рассчитывается распределительным методом, как сумма первичных доходов, распределенных экономическими единицами-резидентами между производителями товаров и услуг: сумма оплаты труда включая начисления по социальному страхованию, чистые налоги на доходы и импорт, прибыль экономики и валовые смешанные доходы, потребление основного капитала.

    2. На стадии использования товаров и услуг ВВП рассчитывается методом конечного использования, как сумма конечного потребления, валового накопления и внешнеторговое сальдо.

    Каждый метод исчисления ВВП имеет самостоятельное значение в экономическом анализе, обеспечивая дополнительную информацию.

    Расчет ВВП на стадии производства отражает источники производства и заключается в том, что учитывает за отчетный период ВДС производственных единиц всех отраслей и секторов экономики, т.е. позволяет охарактеризовать их вклад в создание ВВА, отразить отраслевую структуру и характер развития экономики.

    Расчет на стадии первичного распределения ВВП отражает состав и структуру первичных доходов, т.е. доходов населения, предприятий и организаций, государства.

    Определение ВВП на стадии конечного использования отражает структуру последнего, показывает расходы на конечное потребление и позволяет рассчитать вклад результатов труда данного года в увеличение национального богатства.

    Подсчет ВВП усложняют инфляция - повышение среднего уровня цен и дефляция - снижение среднего уровня цен. Например, затруднительно ответить на вопрос, вызван ли 5%-ный рос ВВП увеличением на 5% объема производства при нулевой инфляции либо он вызван 5%-ной инфляцией при неизменном объеме производства.

    Показатель ВВП, который отражает текущие цены, называется номинальным ВВП. Показатель ВВП с учетом изменения цен, называется реальным ВВП.

    Для корректировки номинального ВВП с учетом инфляции или дефляции используется дефлятор ВВП.

    Индекс-дефлятор - это отношение ВВП в текущих ценах к объему ВВП в сопоставимых ценах предыдущего периода.

    Корректировка ВВП производится путем деления номинального ВВП на индекс-дефлятор.

    Обобщающим показателем экономической деятельности региона является валовой региональный продукт, который характеризует процесс производства товаров и услуг и определяется как сумма вновь созданных стоимостей, отраслей экономики региона.

    ТЕМА 14. СТАТИСТИКА ФИНАНСОВ 1. Предмет, объект и задачи финансовой статистики

    Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

      1. централизованные финансы

    • государственный бюджет;

    • внебюджетные фонды;

    • государственный кредит;

    • фонды имущественного и личного страхования;

    • фондовый рынок;

      1. децентрализованные финансы

    • финансы коммерческих предприятий и организаций;

    • финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

    • некоммерческих организаций;

    1. финансы домашних хозяйств.

    Централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

    Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.

    Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

    Предметом изучения статистики финансов является количественный и качественный анализ финансово-денежных отношений, возникающих в процессе воспроизводства всех сфер деятельности и секторов экономики.

    К основным задачам, решаемым статистикой финансов, относятся:

    • разработка методологии и организации статистического наблюдения за финансовыми ресурсам, включая разработку форм отчетности;

    • проведение специализированных балансовых расчетов;

    • выбор методов статистической обработки финансовой информации;

    • разработки системы публикаций.

    В настоящее время сбор сведений о финансах основывается на данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и на формах отчетности по формам федерального государственного статистического наблюдения.

    2. Статистика денежного обращения

    Движение денежных средств при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

    Деньги выполняют следующие функции:

    1. мера стоимости - деньги служат для выражения стоимости всех товаров;

    2. средства обращения - основная функция денег - оплата различных товаров и услуг;

    3. средство платежа - в отличие от функции средства обращения деньги в функции средства платежа осуществляют относительно самостоятельное движение до или после движения товара;

    4. средство накопления - после продажи товаров или оказания каких- либо услуг, человек, получивший деньги, может не тратить их в тот же момент, а начать копить. Такая функция денег гарантирует владельцу совершение покупок в будущем.

    Количество денег, требуемое для выполнения ими функций средств обращения и средств платежа устанавливается через закон денежного обращения.

    Количество денег, необходимых для выполнения функции денег как средств обращения, зависит от трех факторов6

      1. количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

      2. уровня цен и тарифов (связь прямая);

      3. скорости обращения денег (связь обратная).

    Функция денег как средство платежа уменьшает количество требуемых денег, т.к. кредит оказывает обратное влияние на количество денег.

    Таким образом, закон денежного обращения имеет следующий вид:

    Z v -Z Рк + ^ДО-ЕВПП

    Об .

    где: <2д - количество денег, необходимых в качестве средств обращения и

    средств платежа;

    Z р - сумма цен реализуемых товаров и услуг;

    Z рк - сумма цен проданных товаров в кредит, срок оплаты по которым

    не наступил;

    Z ДО - сумма платежей по долговым обязательствам;

    Z ВПП - сумма взаимно погашающихся платежей;

    Об - среднее число оборотов денег как средства обращения, так и

    средства платежа.

    Сд

    Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг ведет к обесценению денег, т.е. служит одним из факторов инфляционного процесса.

    В состав системы показателей статистики денежного обращения входят:

    • денежный оборот;

    • денежная масса;

    • наличные деньги вне банковской системы;

    • безналичные средства;

    • скорость обращения денежных средств;

    • продолжительность одного оборота;

    • купюрное строение денежной массы;

    • индекс-дефлятор;

    • покупательная способность рубля.

    Преобладающая часть денежного оборота - безналичный денежный оборот, т.е. деньги выступают только в функции средств платежа - перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений. Порядок безналичных расчетов определяется правилами ЦБ РФ.

    Под налично-денежным оборотом понимают движение наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средств платежа и средства обращения. Эмиссию наличных денег осуществляет ЦБ РФ.

    Наличное и безналичное денежное обращения образуют общий денежный оборот страны.

    Статистика денежного оборота занимается изучением объема, состава и динамики денежных средств, скорости их оборачиваемости.

    Под объемом денежного оборота понимают совокупность денежных операций, посредством которых происходит движение денежных средств.

    Для характеристики деятельности банковских учреждений по расчетам используют показатель скорости документооборота. Чем быстрее расчетные документы проходят путь от поставщика до потребителя, тем эффективнее деятельность банк. При изучении скорости документооборота используют показатели оборачиваемости отдельных средств в расчетах.

    Длительность пребывания средств в расчетах измеряется в днях и вычисляется по формуле

    _ 0пбгп Ох Д

    t = О 06.cn = М (14.2)

    Д Ооб.сп

    где: О - средний остаток средств на счете;

    Ообсп - оборот по расходу (списанию) средств со счета;

    Д - число дней в периоде.

    Число оборотов средств в расчетах:

    О0б.сп Д /1/1

    п = —=— или п = — (14.3)

    О t

    Показатели оборачиваемости используются в сравнительном анализе, а также при выявлении тенденций.

    Сумма всех наличных и безналичных средств в обращении называется совокупной денежной массой. Рассчитывается ЦБ РФ по состоянию на 1-е число месяца на основе данных сводного баланса банковской системы.

    Денежная масса - количественный показатель движения денежных средств. При ее определении исходят из абсолютных показателей - денежных агрегатов, под которыми понимают специфическую классификацию платежных средств по уровню их ликвидности. В соответствии с методикой ЦБ РФ для расчета совокупной денежной массы используются следующие агрегаты денежной массы:

    М0 - наличные деньги в обращении вне банковской системы;

    М1 - включает наличные деньги в обращении вне банковской системы (денежный агрегат М0) и остатки средств в национальной валюте на расчетных, текущих и иных счетах до востребования населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации;

    М2 - включает денежный агрегат М1 и остатки средств в национальной валюте на счетах срочных депозитов и иных привлеченных на срок средств населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, являющихся резидентами Российской Федерации;

    М3 - включает денежный агрегат М2, депозитные сертификаты и облигации государственного займа.

    Таблица 14.1 - Динамика денежной массы в 2013 году, млрд. руб.

    Дата

    Наличные деньги в

    обращении вне банковской системы (денежный агрегат Mo)

    Денежный агрегат Мх

    Денежная масса в национальном определении (денежный агрегат М2)

    01.01.2013

    6 430,10

    13 753,60

    27 405,40

    01.02.2013

    6 078,90

    13 177,20

    26 749,00

    01.03.2013

    6 140,90

    13 254,50

    27 173,60

    01.04.2013

    6 181,40

    13 408,20

    27 465,90

    01.05.2013

    6 353,50

    13 408,00

    27 841,20

    01.06.2013

    6 348,80

    13 549,90

    28 083,50

    01.07.2013

    6 470,30

    14 001,80

    28 506,10

    01.08.2013

    6 480,10

    14 017,00

    28 734,30

    01.09.2013

    6 509,80

    13 857,70

    28 779,20

    01.10.2013

    6 414,40

    13 855,60

    28 629,30

    01.11.2013

    6 419,00

    13 694,60

    28 545,80

    01.12.2013

    6 564,10

    14 092,00

    29 167,30


    На денежную массу влияют два фактора: количество денег и скорость их оборота. Количество денежной массы определяется государством. Скорость обращения денег измеряется двумя показателями: количество оборотов денежных средств и продолжительность одного оборота.

    Количество оборотов денежных средств в обращении за рассматриваемый период рассчитывается по формуле

    ВВП

    у=— (14.4)

    где: ВВП - валовой внутренний продукт в текущих ценах.

    М2 - совокупный объем денежной массы в изучаемом периоде,

    определяемый как средние остатки денег за период.

    Этот показатель характеризует скорость оборота денежной массы, т.е. сколько в среднем за год оборотов совершила денежная масса. Другими словами, он показывает, сколько раз за год использовался рубль для получения товаров и услуг.

    Продолжительность одного оборота денежной массы рассчитывается по формуле

    ВВП

    t = М2 (14.5)

    Данные показатели взаимосвязаны между собой:

    Д Д

    V = J или t = ^ (14.6)

    В общей массе обращающихся денег различают удельный вес денежных знаков различного достоинства, что называется купюрным строением. При этом купюрное строение может быть определено как по количеству, так и по сумме купюр.

    Для характеристики динамики купюрного строения денежной массы и выявления тенденции его изменения необходимы данные о величине средней купюры, которую можно найти по формуле средней арифметической взвешенной:

    - 1М/

    М = (14.7)

    где: М - достоинство купюр;

    f - число купюр.

    На состояние денежного обращения оказывает влияние размер сбережений населения. Сбережения и временно свободные денежные средства населения привлекаются сберегательными кредитными учреждениями на выгодное хранение. Основная задача Сбербанка России - обеспечить эффективное перераспределение временно свободных финансовых средств во вкладах между экономическими агентами. С этой целью проводят анализ вкладов.

    К числу основных показателей денежных вкладов относятся: средний размер вклада; оборачиваемой вкладного рубля; - эффективность вкладных операций.

    Средний размер вклада характеризует достигнутый уровень сбережений, который формируется под влиянием множества факторов: уровня жизни населения, изменения покупательной способности денег, степени удовлетворения предметами потребления, уровня цен на товары и услуги, склонности населения к сбережениям и др.

    Средний размер вклада рассчитывается делением суммы остатка вкладов на количество лицевых счетов.

    Средний срок хранения вкладов рассчитывается:

    - - 0в

    t = В (14.8)

    Д

    где: В - средний остаток вкладов;

    Ов - оборот по выдаче вкладов, или сумма выданных вкладов за период Д;

    Д - число календарных дней в периоде. Число оборотов определяется по формуле

    п = (14.9)

    В

    Показывает, сколько раз обернулись денежные средства во вкладах за определенный период. Чем больше оборотов совершают средства, тем эффективнее они используются.

    Данные показатели взаимосвязаны между собой:

    ДД

    п=- или t=- (14.10)

    t п


    3. Статистика государственных финансов

    Статистика государственных финансов исследует государственный бюджет. Бюджет любого уровня состоит из доходов и расходов.

    Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.

    В составе доходов бюджета выделяют:

    1. налоговых доходов;

    2. неналоговых доходов;

    3. безвозмездных перечислений.

    К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

    Неналоговые доходы складываются из:

    • доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

    • средств, полученных в результате применения мер гражданско- правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия;

    • доходов в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

    • иных неналоговых доходов.

    Расходы бюджета - это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.

    Расходы государственного бюджета классифицируются по разному, в зависимости от целей анализа.

    В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.

    Текущие расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая:

    • текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений;

    62

    • оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование;

    • другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

    Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, включающая:

      1. средства на инновационную и инвестиционную деятельность (статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой);

      2. средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

      3. расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

      4. расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

      5. - другие расходы бюджета, включенные в его капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов.