Файл: Программа учебного предмета история основное общее образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема

Развитое Средневековье


Содержание темы

Гибель Византии и возникновение Османской империи. Гуситские войны. Ян Гус. Католическая церковь XI – XIII вв. Католическая церковь и еретики. Могущество папской власти. Разделение христианской церкви. Крестовые походы. Духовно – рыцарские ордена. Культура Западной Европы в XII – XV вв. Образование и наука в развитом Средневековье. Реконкиста в Испании. Рыцарство. В рыцарском замке. Священная Римская империя в XII – XV вв. Сеньоры и вассалы: феод и феодальные отношения. Средневековая деревня и её обитатели. Средневековый город и горожане. Ремесло. Торговля. Столетняя война. Жанна д`Арк. Битва при Пуатье. Битва при Креси. Битва при Азенкуре. Жакерия. Усиление королевской власти в Англии и Франции в XV в. Усиление королевской власти во Франции. Франция в XI – XV вв.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «парламент», «барщина», «оброк», «гвельфы», «гибеллины», «курфюст», «гуситы», «табориты», «сейм», «католицизм», «православие», «индульгенция», «ересь», «инквизиция», «Крестовые походы», «крестоносцы», «духовно-рыцарский орден», «хроника», «эпос», «трубадур», «ваганты», «готический стиль», «витраж», «Возрождение», «гуманизм», «университет», «профессор», «магистр», «схоластика», «алхимия», «домны», «астролябия», «книгопечатание», «Реконкиста», «кортесы», «эмират», «вотчина», «натуральное хозяйство», «бургомистр», «бюргер», «гильдия», «мастер», «подмастерье», «ратуша», «цех», «шедевр», «арбалет», «Генеральные штаты», «ярмарка», «турнир», «сословная монархия», «суд присяжных», «баллада», «централизованное государство», «паж», «оруженосец», «герб», «замок»

1. Использовать понятия по теме «Развитое Средневековье» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Развитое Средневековье» для интерпретации информации источников по истории стран Европы

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека - жителя государства эпохи развитого Средневековья

2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории государств развитого Средневековья

3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории государств развитого Средневековья

4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории развитого Средневековья

5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей развитого Средневековья

6. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении событий, связанных с феодальными отношениями, эпохой крестовых походов, народными восстаниями.

7. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении событий и процессов, связанных с феодальными отношениями, эпохой крестовых походов, народными восстаниями.

8. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры развитого и позднего Средневековья.

9. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства развитого и позднего Средневековья.


2. Соотносить с периодами развитого и позднего Средневековья события и процессы: нормандское завоевание Англии, принятие Великой хартии вольностей, начало Столетней войны, восстание Уота Тайлера, война Алой и Белой розы, укрепление абсолютизма в правление Генриха VII Тюдора, борьба Римских пап и императоров Священной Римской империи, образование в Италии городских республик, падение Константинополя, образование Османской империи, гуситские войны, образование Папской области, разделение христианской церкви на западную и восточную, Крестовый поход бедноты, Первый, Третий и Четвертый крестовые походы, образование Латинской империи, Реконкиста, объединение Испании, битвы при Креси, Пуатье, Азенкуре, снятие осады с Орлеана, реформы Людовика IX Святого, завершение объединения Франции Людовиком XI, эпидемия чумы («чёрная смерть»), определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории разных странах Европы в периоды развитого и Позднего Средневековья

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории разных странах Европы в периоды развитого и позднего Средневековья

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях истории стран Европы в периоды развитого и позднего Средневековья, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории стран Европы в периоды развитого и позднего Средневековья и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья, о достижениях европейской средневековой культуры, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья, особенностям европейской средневековой культуры (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Вильгельма Завоевателя, Генриха II Плантагенета, Ричарда I Львиное сердце, Иоанна Безземельного, Генриха VII Тюдора, Уота Тайлера, императора Генриха IV, императора Карла IV, Лоренцо Медичи, Мехмеда II, Яна Гуса, пап Григория VII и Иннокентия III, Саладина, Фердинанда Арагонского, Изабеллы Кастильской, Эдуарда III, Жанны Д'Арк, Карла VII, Филиппа II Августа, Людовика IX Святого, Филиппа IV Красивого, Людовика XI, Марко Поло, Фомы Аквинского, Иоганна Гутенберга, Томаса Торквемады, творчество Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Сандро Боттичелли

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Вильгельма Завоевателя, Генриха II Плантагенета, Ричарда I Львиное сердце, Иоанна Безземельного, Фридриха I Барбароссы, Генриха VII Тюдора, Уота Тайлера, императора Генриха IV, императора Карла IV, Лоренцо Медичи, Мехмеда II, Яна Гуса, Яна Жижки, пап Григория VII и Иннокентия III, Франциска Ассизского, Саладина, Фердинанда Арагонского, Изабеллы Кастильской, Эдуарда III, Жанны Д'Арк, Карла VII, Филиппа II Августа, Людовика IX Святого, Филиппа IV Красивого, Людовика XI, Карла Смелого, Марко Поло, Пьера Абеляра, Бернара Клервоского, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Иоганна Гутенберга, Томаса Торквемады, творчества Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Сандро Боттичелли по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Вильгельма Завоевателя, Генриха II Плантагенета, Ричарда I Львиное сердце, Иоанна Безземельного, Фридриха I Барбароссы, Генриха VII Тюдора, Уота Тайлера, императора Генриха IV, императора Карла IV, Лоренцо Медичи, Мехмеда II, Яна Гуса, Яна Жижки, пап Григория VII и Иннокентия III, Франциска Ассизского, Саладина, Фердинанда Арагонского, Изабеллы Кастильской, Эдуарда III, Жанны Д'Арк, Карла VII, Филиппа II Августа, Людовика IX Святого, Филиппа IV Красивого, Людовика XI, Карла Смелого, Марко Поло, Пьера Абеляра, Бернара Клервоского, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Иоганна Гутенберга, Томаса Торквемады, творчество Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Сандро Боттичелли по нескольким самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории стран Европы в периоды развитого и позднего Средневековья, представленную в явном виде.


6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья, достижениях европейской средневековой культуры в форме простого плана, таблицы, схемы

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья, достижениях европейской средневековой культуры и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории стран Европы периодов развитого и позднего Средневековья (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru

  2. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

  3. Государственная Третьяковская галерея https://www.tretyakovgallery.ru/

  4. Государственный исторический музей https://shm.ru/

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Средневековая деревня и её обитатели»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/535086

ID 535086

  1. Сценарий урока «В рыцарском замке»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/966586

ID 966586

  1. Сценарий урока «Могущество папской власти. Крестовые походы»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1168892

ID 1168892

  1. Сценарий урока «Столетняя война»: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1608074/view

ID:1608074

  1. Сценарий урока «Англия в XI-XIII вв. Что англичане считают началом своих свобод? Баллады о Робин Гуде»: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1104784/view

ID:1104784

6. Сценарий урока «Культура раннего Возрождения»: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1018380/view

ID:1018380

  1. Сценарий урока «Усиление Королевской власти в XV в. во Франции и в Англии»: https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1168885/view

ID:1168885

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Последствия Крестовых походов», «Культура раннего Возрождения»), тесты «Крестовые походы» «Столетняя война», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Азия, Африка и Америка в средневековую эпоху


Содержание темы

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Китай, Индия и Япония в период Средневековья. Средневековая культура стран Востока, Африки и Америки. Тюрки и Монголы в период Средневековья.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «индуизм», «Великий шёлковый путь», «раджа», «сёгун», «бусидо», «кипу», «Верховный Инка», «хан», «курултай», «нойоны», «тумен», «кочевье», «ханство», «каган», «каганат», «нойоны», «скальная церковь», «пагода», «самурай», «янычары»

1. Использовать понятия по теме «Азия, Африка и Америка в средневековую эпоху» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Азия, Африка и Америка в средневековую эпоху» для интерпретации информации источников по истории стран Азии, Африки и Америки

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя различных государств и территорий Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху

  2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху.

  3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху: особенностей социальной структуры, природно-климатических особенностей изучаемых регионов и занятий населения

  4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху

  5. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении событий монгольского завоевания, образования Османской империи

  6. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху

  7. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху




2. Соотносить с эпохой Средневековья события и процессы: утверждение в Китае династии Тан, завоевание Китая монголами, восстание Красных повязок, основание Делийского султаната, попытка монголов завоевать Японию, образование государства Инков, образование государства Ацтеков, образование государств Гана, Мали, Аксум, создание единого монгольского государства, образование Тюркского каганата, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы средневековой истории стран Азии, Африки и Америки с событиями и процессами истории стран Европы

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами в различных государствах Европы, Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории, достижениях культуры стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории и достижениям культуры стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории и достижения культуры стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху (М)

5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Хорезмшаха Мухаммеда, Чингисхана, Хубилая, Тимура

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Хорезмшаха, Мухаммеда, Чингисхана, Хубилая, Тимура по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Хорезмшаха Мухаммеда, Чингисхана, Хубилая, Тимура по нескольким критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху, представленную в явном виде

6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху

9. Представлять информацию о событиях истории и культуре стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху в форме простого плана, таблицы, схемы

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях истории, достижениях культуры стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху и представлять эту информацию в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных /исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории стран Азии, Африки и Америки в средневековую эпоху (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей Востока https://www.orientmuseum.ru/

  2. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

  3. Российский этнографический музей https://ethnomuseum.ru/

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Средневековый Китай»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1046686

ID 1046686

  1. Сценарий урока «Великие цивилизации доколумбовой Америки»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1036751

ID 1036751

Оценочные процедуры


Контрольная работа по темам «Раннее Средневековье», «Развитое Средневековье», «Азия, Африка и Америка в средневековую эпоху».

Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Завоевание Китая монголами», «Общество и культура средневековой Индии»), тест «Китай, Индия и Япония в период Средневековья», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Народы и государства на территории нашей страны в древности


Содержание темы

Роль и место России в мировой истории. Государства Северного Причерноморья. Древние люди на территории России. Древние славяне в середине I тыс. н. э. Занятия и общественный строй древних славян. Соседи восточных славян.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «присваивающее хозяйство», «производящее хозяйство», «неолитическая революция», «ледниковый период», «Волжская Булгария», «Хазарский каганат», «хан», «каган», «подсечно-огневое земледелие», «двуполье», «трёхполье», «переложное земледелие», «язычники», «вече», «народное ополчение», «вервь»

1. Использовать понятия по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности» для интерпретации информации источников по истории России

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя территории нашей страны в древности

  2. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории народов и государств, существовавших на территории нашей страны в древности

  3. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории народов и государств, существовавших на территории нашей страны в древности

  4. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории народов и государств, существовавших на территории нашей страны в древности: особенностей ведения хозяйства (системы земледелия, присваивающее и производящее хозяйство, неолитическая революция)

  5. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории народов и государств, существовавших на территории нашей страны в древности




2. Соотносить с эпохой Первобытности и Древнего мира события и процессы: появление первых людей на территории нашей страны, наступление ледникового периода, зарождение родового строя, распространение земледелия, скотоводства и ремесла, Пантикапеи, Херсонеса, образование Боспорского царства, образование Скифского царства, Великое переселение народов, создание Тюркского и Хазарского каганатов, разделение славян на три ветви: южную, западную, восточную, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события истории Первобытности и Древнего мира с событиями истории народов и государств на территории нашей страны

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями на территории нашей страны и на территории других стран в древности

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории народов и государств на территории нашей страны в древности, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории народов и государств на территории нашей страны в древности, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории народов и государств на территории нашей страны в древности и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории народов и государств на территории нашей страны в древности, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории народов и государств на территории нашей страны в древности (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории народов и государств на территории нашей страны в древности (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность Митридата VI Евпатора

5. Давать оценку деятельности Митридата VI Евпатора по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность Митридата VI Евпатора и других деятелей истории Древнего мира по нескольким самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории народов и государств на территории нашей страны в древности, представленную в явном виде

6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории народов и государств на территории нашей страны в древности с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории народов и государств на территории нашей страны в древности на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей народов и государств на территории нашей страны в древности (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей народов и государств на территории нашей страны в древности (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории народов и государств на территории нашей страны в древности, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории народов и государств на территории нашей страны в древности

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории народов и государств на территории нашей страны в древности

9. Представлять информацию о событиях истории народов и государств на территории нашей страны в древности в форме простого плана, таблицы, схемы

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории, а также культуре народов и государств на территории нашей страны в древности и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвящённых событиям, процессам и явлениям истории народов и государств на территории нашей страны в древности (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

  2. Музей археологии Москвы https://mosmuseum.ru/association/archeology/

  3. Государственный исторический музей. https://shm.ru/

  4. Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник. Виртуальный тур http://www.kerchmuseum.ru/ru/virtualnyj-tur-po-zapovedniku.html

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «Народы и государства на территории нашей страны в древности»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2437106

ID 2437106

  1. Сценарий урока «Древние люди и их стоянки на территории современной России»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1067546

ID 1067546

  1. Сценарий урока «Восточные славяне и их соседи»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1041612

ID 1041612

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Греческие колонии на северных берегах Черного моря», «Занятия и общественный строй древних славян»), тест «Восточные славяне и их соседи», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Русь в IX – первой половине XII вв.


Содержание темы

Внешняя политика и международные связи Древней Руси. Киевская Русь в XI в. Культура Древней Руси. Образование Древнерусского государства. Призвание варягов. Первые русские князья. Походы князя Святослава. Правление княгини Ольги. Князь Игорь. Князь Олег. Правление Владимира Святославича. Крещение Руси.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «дружина», «варяги», «гости», «дань», «полюдье», «уроки», «погосты», «династия», «былина», «летопись», «устав», «зодчество», «иконопись», «вече», «митрополит», «смерды», «закупы», «рядовичи», «люди», «холопы», «усобицы», «зернь», «скань»

1. Использовать понятия по теме «Русь в IX – первой половине XII вв.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Русь в IX – первой половине XII вв.» для интерпретации информации источников по истории Древней Руси

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Руси в IX – первой половине XII вв.

  2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Руси в IX – первой половине XII вв.

  3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к искусству, технологиям, боевым подвигам народа при изучении событий и процессов истории Руси в IX – первой половине XII вв., например, достижениям древнерусского искусства в зодчестве, иконописи, ювелирном деле.

  4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории Руси в IX – первой половине XII вв.

  5. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Руси в IX – первой половине XII вв.

  6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Руси в IX – первой половине XII вв.: особенностей социально-экономических отношений (системы земледелия, полюдье, уроки и погосты, категории зависимого населения)

  7. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Руси в IX – первой половине XII вв.

  8. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков российских исторических деятелей Руси в IX – первой половине XII вв.

  9. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении событий княжеских усобиц в Древнерусском государстве.

  10. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении событий и процессов событий княжеских усобиц в Древнерусском государстве.

  11. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры Руси в IX – первой половине XII вв.

  12. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства Руси в IX – первой половине XII вв.

2. Соотносить с периодом Раннего Средневековья события и процессы: правление Аскольда и Дира в Киеве, призвание Рюрика, объединение Новгорода и Киева при князе Олеге, походы князей Олега и Игоря на Византию, правление и реформы княгини Ольги, походы князя Святослава, правление князя Владимира, крещение Руси, правление князя Ярослава Мудрого, принятие Русской Правды, деятельность князя Владимира Мономаха, Любечский съезд князей, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории Древней Руси с событиями и процессами истории Европы эпохи Раннего Средневековья

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории Руси и Европы в эпоху Раннего Средневековья

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории Древней Руси, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории Древней Руси, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории Древней Руси и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Древней Руси, о достижениях древнерусской культуры, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории Древней Руси, особенностям древнерусской культуры (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Древней Руси (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Рюрика, князя Олега, князя Игоря, княгини Ольги, князя Святослава Игоревича, князя Владимира Святославовича, князя Ярослава Мудрого, князя Владимира Мономаха, творчество Нестора

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Рюрика, князя Олега, князя Игоря, княгини Ольги, князя Святослава Игоревича, князя Владимира Святославовича, князя Ярослава Мудрого, князя Владимира Мономаха, творчества Нестора по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Рюрика, князя Олега, князя Игоря, княгини Ольги, князя Святослава Игоревича, князя Владимира Святославовича, князя Ярослава Мудрого, князя Владимира Мономаха, творчество Нестора по нескольким самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Древней Руси, представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Древней Руси с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Древней Руси на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей Древней Руси (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории Древней Руси (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории Древней Руси, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории Древней Руси: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории Древней Руси

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории Древней Руси

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории Древней Руси, достижениях древнерусской культуры в форме простого плана, таблицы, схемы

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории Древней Руси, достижениях русской культуры и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/ сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Древней Руси (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Новгородский государственный объединённый музей – заповедник https://novgorodmuseum.ru/

  2. Государственная Третьяковская галерея https://www.tretyakovgallery.ru/

  3. Виртуальный Русский музей https://rusmuseumvrm.ru/

  4. Государственный исторический музей. Зал 8 https://shm.ru/

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Первые известия о Руси»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1052870

ID 1052870

  1. Сценарий урока «Становление Древнерусского государства»:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/420261

ID 420261

  1. Сценарий урока «Русское государство при Ярославе Мудром и его наследниках. Владимир Мономах»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/691141

ID 691141

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Греческие колонии на северных берегах Черного моря», «Занятия и общественный строй древних славян»), тест «Становление Древнерусского государства», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Русь в середине XII – начале XIII вв.


Содержание темы

Культура русских земель в XII – начале XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси. Новгородская земля. Южные и западные русские земли. Владимиро-Суздальское княжество. Юрий Долгорукий.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «раздробленность», «усобицы», «удельное княжество», «вотчина», «посад», «посадник», «тысяцкий», «архиепископ», «берестяные грамоты»

1. Использовать понятия по теме «Русь в середине XII – начале XIII вв.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Русь в середине XII – начале XIII вв.» для интерпретации информации источников по истории Руси

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя русских земель в середине XII – начале XIII вв.

  2. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни русских земель в середине XII – начале XIII вв.

  3. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к искусству, технологиям, боевым подвигам народа при изучении особенностей культуры русских земель в середине XII – начале XIII вв.

  4. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, при изучении событий, процессов и явлений истории русских земель в середине XII – начале XIII вв.

  5. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении особенностей культуры русских земель в середине XII – начале XIII вв.

  6. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства русских земель в середине XII – начале XIII вв.

  7. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории русских земель середины XII – начала XIII вв.

  8. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории русских земель середины XII – начала XIII вв.

  9. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории русских земель середины XII – начала XIII вв.

  10. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков русских исторических деятелей середины XII – начала XIII вв.

2. Соотносить с периодом Развитого Средневековья события и процессы: формирование независимых удельных центров на территории Руси, поход Игоря Святославича против половцев, основание Москвы Юрием Долгоруким, захват Киева Андреем Боголюбским, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории Руси с событиями и процессами истории стран Европы эпохи Развитого Средневековья

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории Руси и стран Европы в эпоху Развитого Средневековья

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории Руси в середине XII – начале XIII вв., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории Руси в середине XII – начале XIII вв., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории Руси в середине XII – начале XIII вв. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Руси в середине XII – начале XIII вв., о достижениях русской средневековой культуры, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории Руси в середине XII – начале XIII вв., особенностям русской средневековой культуры (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Руси в середине XII – начале XIII вв. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Игоря Святославича, Романа Мстиславича

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Игоря Святославича, Романа Мстиславича по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Игоря Святославича, Романа Мстиславича по нескольким самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Руси середины XII – начала XIII вв., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Руси середины XII – начала XIII вв. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Руси середины XII – начала XIII вв. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях и процессах, связанных с историей Руси середины XII – начала XIII вв. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях и процессах истории Руси середины XII – начала XIII вв. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории Руси середины XII – начала XIII вв., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории Руси середины XII – начала XIII вв.: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории Руси середины XII – начала XIII вв.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории Руси середины XII – начала XIII вв.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории Руси середины XII – начала XIII вв., достижениях русской средневековой культуры в форме простого плана/таблицы/схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях и процессах истории Руси середины XII – начала XIII вв., достижениях русской средневековой культуры и представлять эту информацию форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Руси середины XII – начала XIII вв. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный Русский музей. Коллекция древнерусской живописи: https://rusmuseumvrm.ru/collections/iconography/index.php?lang=ru&show=asc&p=0&page=1&ps=500#slide-1

  2. Государственный Русский музей. Виртуальная экскурсия по музею: http://virtual.rusmuseumvrm.ru/mikh_palace/pano.php?onstart=loadpano(hotspots/1.xml)&lang=ru

  3. Государственный исторический музей. Залы 8–11. Истории Руси XI–XIII вв. http://nav.shm.ru/timeline/#era=133

  4. Виртуальный тур «Сотворчество греческого и русского мастеров. Фрески Дмитриевского собора XII века во Владимире» https://vladmuseum.ru/ru/virtual/dmitr_sobor/

  5. Новгородский государственный объединённый музей – заповедник: http://nov.vm.culture.ru/

  6. Новгородский музей – заповедник: https://novgorod-iss.kamiscloud.ru/entity/OBJECT

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока “Политическая раздробленность на Руси”. https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1409137/view ID 1409137

  2. Сценарий урока “Политическая раздробленность на Руси. Владимиро-Суздальское княжество” https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1424030/view ID: 1424030

  3. Сценарий урока “Политическая раздробленность на Руси. Новгородская республика” https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/1436941/view ID: 1436941




Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Новгородская боярская республика», «Почему распалось единое Древнерусское государство?»), тест «Политическая раздробленность на Руси», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.