Файл: Непрерывная холодильная цепь 1 Понятие и структура нхц.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Непрерывная холодильная цепь
1.1 Понятие и структура НХЦ
Доставка груза — металогистическая система взаимосвязанных технических средств и технологических процессов, совершаемых с грузом в логистических цепях от склада производителя до склада потребителя на основе транспортных, складских и перегрузочных операций с информационно-документальным сопровождением.
Непрерывная холодильная цепь (НХЦ) ― металогистическая подсистема доставки грузов, во всех логистических цепях которой для скоропортящихся грузов поддерживаются специфические условия, основным из которых является температурный режим.
Скоропортящимися называют грузы, качество которых за время доставки в обычных условиях ухудшается, т.е. изменяется их вкус, цвет, запах, консистенция.
Прохождение грузопотока от склада грузоотправителя до склада грузополучателя характеризуется термином доставка, который нельзя отождествлять с термином транспортировка.
Структура НХЦ
1.2 Особенности НХЦ
● необходимость обеспечения условий транспортировки этих грузов, близких к условиям хранения в стационарных холодильниках;
● необходимость обслуживания груза в пути;
● значительно бóльшие, чем у других грузов, неравномерность, сезонность и дальность перевозок;
● односторонность перевозок и соответственно высокий коэффициент порожнего пробега изотермических транспортных модулей;
● высокая стоимость скоропортящихся грузов, изотермических транспорт-ных и складских модулей и устройств обслуживания;
● высокие расходы на содержание и ремонт транспортных и складских модулей;
● возникновение естественной убыли скоропортящихся грузов в процессе доставки;
● ограниченные предельные сроки перевозки и хранения.
1.3 Условия функционирования НХЦ:
● на протяжении всей НЦХ должны быть обеспечены требуемые режимные параметры условий хранения и перевозок каждого скоропортящегося груза;
● применяемые транспортные и складские модули должны соответство-вать характеру грузопотока и быть экономически оправданными;
● должен быть обеспечен предельный срок нахождения скоропортящихся грузов в НХЦ;
● применяемые технологические процессы должны быть конкурентоспо-собными и обеспечивать доставку скоропортящихся грузов в кратчайшие сроки без потерь и понижения качества.
1.4 Логистические аспекты в функционировании НХЦ
● технологический — решение задач по обоснованию и соблюдению условий хранения и перевозки скоропортящихся грузов, организации технической и коммерческой эксплуатации технических средств НХЦ;
● экономический — вопросы эффективности инвестиций (оптимального размещения, выбора подходящих пропускных и перерабатывающих способностей отдельных элементов НХЦ с целью создания системы беспрепятственного пропуска скоропортящихся грузов);
● планово-управленческий — изучение и разработка эффективной структуры управления и планирования с учётом внедрения АСУ для быстрого решения оперативных и стратегических задач НХЦ;
● информационный — изучение и разработка рациональных схем прохождения необходимой информации и документации по доставке скоропортящихся грузов;
● тарно-упаковочный — все стороны разработки и применения рацио-нальной тары на основе стандартных и, по возможности, укрупнённых погрузочных модулей;
● юридический — улучшение взаимоотношений и уточнение взаимных обязанностей участников процесса доставки скоропортящихся грузов и изучение вопросов унификации всех юридических документов;
● экологический — рассмотрение вопросов создания и эксплуатации очистных сооружений в местах санитарной обработки подвижного состава, а также применения новых видов экологически безвредных холодильных агентов на хладотранспорте.
● контрольно-измерительный — разработка вопросов унификации конт-рольно-измерительных приборов, а также параметров, подлежащих измерению в разных логистических цепях НХЦ, стандартов на проведение экспертизы качества скоропортящихся грузов
, ветеринарно-санитарного и карантинного надзоров;
1.5 Схемы функционирования НХЦ
Прохождение скоропортящихся грузов в НХЦ можно изобразить схематично последовательностью выполнения транспортно-складских операций от склада поставщика до склада потребителя, состоящей из набора элементарных логистических цепей типа «склад-транспорт-склад».
Например, доставку мяса от мест производства до мест потребления с использованием железнодорожного и автомобильного видов хладотранспорта можно структурно представить двумя логистическими цепями:
ПХ — ЖХТ — РХ;
РХ — АХТ — РеХ.
ПХ — ЖХТ — РХ — АХТ — РеХ.
Полная транспортно-складская схема доставки мяса в данном варианте будет выглядеть:
Возможны другие варианты, например: ПХ —АХТ — РеХ.
Структурная схема возможных логистических цепей в НХЦ
ФХ — фермерское хозяйство; РДФ — рыбодобывающий флот; ПБ — плавбаза по переработке рыбы; СПО — станция предварительного охлаждения плодоовощей; холодильники: ПХ — производственный, ЗХ — заготовительный, ПеХ — перегрузочный, РХ — распределительный, РеХ — реализационный; виды хладотранспорта: АХТ — автомобильный, ВХТ — воздушный, РХТ — речной, МХТ — морской, ЖХТ —
железнодорожный
1.7 Характеристика грузопотоков скоропортящихся грузов
Структура грузопотоков скоропортящихся грузов по железным дорогам России .
Наименование груза | Проценты по годам | |||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Консервы | 21,8 | 18,3 | 15,2 | 13,6 |
Молоко и молочные продукты | 9,7 | 4,5 | 3,9 | 4,2 |
Мясо и мясопродукты | 8,7 | 9,4 | 8,2 | 7,0 |
Овощи | 23,4 | 8,3 | 5,0 | 4,8 |
Напитки | 14,7 | 19,9 | 23,2 | 24,4 |
Пиво | 0,8 | 18,9 | 33,2 | 35,0 |
Рыба и рыбопродукты | 11,9 | 15,7 | 7,1 | 6,6 |
Фрукты | 9,0 | 5,0 | 4,2 | 4,4 |
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Коэффициенты неравномерности перевозок скоропортящихся грузов на сети железных дорог России по месяцам
(по отношению к среднемесячному объёму)
Месяц | Перевозимые грузы | ||||||||
Консервы | Молоко и молоч-ные продукты | Мясо и мясопро-дукты | Овощи | Напитки | Пиво | Рыба и рыбо-продукты | Фрукты | Все грузы | |
Январь | 0,7 | 1,0 | 0,9 | 0,2 | 0,7 | 0,7 | 1,1 | 1,2 | 0,8 |
Февраль | 0,8 | 1,1 | 0,8 | 0,4 | 0,7 | 0,7 | 0,9 | 0,8 | 0,7 |
Март | 0,8 | 1,4 | 0,9 | 0,4 | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 0,9 |
Апрель | 1,1 | 1,3 | 0,9 | 0,5 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 1,1 |
Май | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 0,5 | 1,3 | 1,2 | 0,8 | 0,6 | 1,0 |
Июнь | 1,0 | 0,8 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 0,5 | 0,6 | 1,1 |
Июль | 1,0 | 0,8 | 1,1 | 1,0 | 1,1 | 1,4 | 0,6 | 0,3 | 1,1 |
Август | 1,0 | 1,1 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 0,9 | 0,3 | 1,0 |
Сентябрь | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 2,8 | 1,0 | 1,0 | 1,3 | 0,7 | 1,1 |
Октябрь | 1,2 | 0,8 | 0,9 | 3,2 | 1,0 | 0,9 | 1,4 | 1,8 | 1,2 |
Ноябрь | 1,1 | 0,8 | 1,1 | 0,7 | 0,9 | 0,7 | 1,4 | 1,8 | 0,9 |
Декабрь | 1,2 | 1,0 | 1,6 | 0,3 | 1,0 | 0,9 | 1,3 | 2,1 | 1,1 |