Файл: Неравенство доходов населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государство в праве вмешиваться в первичное распределение доходов - устанавливать верхний предел увеличения заработной платы. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития. Наиболее эффективным средством государственного влияния на уровень заработной является определение гарантированного минимума (МРОТ) . Именно исходя из МРОТ и ведутся переговоры между руководителями и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах так же могут быть оговорены суммы премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Инфляция так же влияет на уровень реальных доходов населения, поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов, является регулирование роста цен на потребительское товары и услуги.

Одним из наиболее насущных вопросов экономики остается соотношение указанных видов доходов на индивидуальном уровне, а также их распределение между отдельными группами населения. Абсолютное равенство в доходах представляет собой такую ситуацию, при которой национальный доход распределяется в обществе пропорционально.

К числу механизмов, оказывающих влияние на неравенство в трудовых доходах (или неравенство в уровне заработной платы, поскольку она составляет наиболее значительную часть всех трудовых доходов), относятся спрос и предложение квалификации определенной категории работников, состояние системы образование, правила и институты формирования заработной платы. На неравенство в доходах с капитала оказывают влияние политика сбережений, инвестиций, нормы регулирующие передачу и наследование имущества, функционирование финансовых рынков, рынка недвижимости. Общество достигает неравенства в доходах двумя способами:

- Неравенство, которое появляется вследствие крайних форм концентрации имущества и других капиталов. В таком обществе доходы с капитала преобладают, а самая значительная часть капитала (и, следовательно, доходов с капитала) сконцентрирована в руках лишь небольшой части населения.


- Неравенство, возникающее вследствие крайней степени концентрации трудовых доходов (заработной платы). Крайняя степень неравенства в трудовых доходах обусловлена, как правило, чрезвычайно высокими заработными платами, которые получают руководители крупных коммерческих организаций.

Неравенство в доходах с капитала всегда намного сильнее неравенства в трудовых доходах. Объясняется это значительно более высоким уровнем концентрации капитала. Неравенство в доходах с капитала принимает крайние формы. Эта закономерность отражает природу экономических отношений, связанных с первоначальным накоплением имущества и капиталов. Оценку неравенства в доходах (в том числе неравенства в трудовых доходах) целесообразно проводить посредством сравнения уровня концентрации определенной части национального дохода в руках у определенной части населения. Для этого следует разделить все население страны (либо население какого-либо из регионов) на десятые части или на сотые части а затем определить долю национального дохода (применительно к неравенству в трудовых доходах – долю заработной платы), которая приходится на каждую из десятых или сотых частей. Преимущество подобной оценки неравенства в трудовых доходах состоит в том, что она, несмотря на всю свою абстрактность, обладает универсальностью, позволяет сравнить уровень концентрации и неравенства в доходах в различных странах, а также в различные исторические периоды.

Например, любое общество целесообразно разделить на три составные части:

1) 10 % самых богатых, которые получают самую высокую заработную плату;

2) промежуточные 40 %, которые получают среднюю заработную плату;

3) 50 % самых бедных (работники с низкой заработной платой).

Далее следует определить какая доля общего фонда заработной платы приходится на каждую из вышеперечисленных групп. Наибольшее внимание в анализе неравенства в доходах следует уделить первой группе населения – 10 % самых обеспеченных людей. В эту группу входят те, чей доход превышает средний в данном обществе в несколько десятков, сотен или тысяч раз (1 % самых богатых), а также те, чей доход превышает средний всего в несколько раз (остальные 9 % из 10 % самых обеспеченных). Для того, чтобы объективно оценить тот уровень неравенства и концентрации трудовых доходов, который на данный момент сложился в обществе, а также в целях оценки его эволюции недостаточно лишь констатировать, что доходы определенной части населения являются очень высокими, а доходы другой части населения – напротив, очень низкими. Необходимо знать какая доля населения достигает каждого из этих уровней. Таким образом, доля трудовых доходов, которыми располагают наиболее обеспеченные 10 % населения (или же 1 % населения) позволяет адекватно оценить ту степень неравенства, которая сложилась в обществе. Один процент самых обеспеченных в трудовых доходах людей представляет собой группу, являющуюся наиболее интересной для изучения. Эта группа представляет собой совсем незначительную часть населения. Так же,

одновременно с этим является более широкой группой, чем элита, численность которой составляет всего несколько сотен или несколько десятков человек, и в структуре доходов которых преобладают в первую очередь доходы с капитала, но не трудовые доходы. Следует также подчеркнуть, что здесь и далее неравенство в трудовых доходах и их концентрация будет изначально оцениваться до учета уплаты подоходных налогов. В зависимости от налоговой нагрузки, которая ложится на получаемые трудовые доходы, распределение доходов и неравенство может измениться по сравнению с тем, которое было до их уплаты. Неравенство в доходах после уплаты налогов может как снизиться, так и увеличиться. Но несмотря на это, нельзя им пренебрегать, поскольку трудовые доходы и заработная плата являются значительной частью национального дохода.

2.1 Уровень жизни населения

Совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов справедливо оцениваются как показатели экономического благосостояния. Получаемые населением доходы составляют базу определенного уровня жизни.

Определение уровня жизни основано на оценке количества и качества потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах.

Состав жизненных благ весьма разнообразен. Наряду с доходами населения на уровень жизни оказывают влияние условия жизнедеятельности, под воздействием которых складывается определенный образ и стиль жизни, оценивается ее качество.

Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:

- Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики.

- Санитарно – гигиенические условия жизни.

- Потребление продовольственных товаров.

- Жилищные условия

- Образование и культура

- Доходы и расходы населения.

- Стоимость жизни и потребительские цены.

- Транспортные средства.

- Организация отдыха.

- Социальное обеспечение

- Свобода человека.

- Условия труда и занятость.

Перечисленные показатели рассматриваются как основные

В экономической теории представлены попытки оценить уровень жизни и ее качество через свободное время и внерыночные его затраты в сфере домохозяйств. Концепция чистого экономического благосостояния – это оценка ВВП (ВНП), скорректированная с учетом свободного времени и труда в домохозяйствах, а так же расходов на охрану окружающей среды. При всей важности этих составляющих уровня жизни показатель чистого экономического благосостояния используется как расчетный и официальной статистикой не применяется.


По мнению специалистов, единый показатель уровня жизни в настоящее время не является ни возможным, ни желательным на макроэкономическом уровне. На микроуровне проблема сводится к изменению тех составляющих уровня жизни, которые могут быть количественно определенными. Обеспеченность населения жизненными благами зависит от величины реальных доходов; степень удовлетворения потребностей оценивается на основе сопоставления расчетных и реальных потребительских бюджетов семей. Распределение населения по доходам основано на разграничении низко-, средне- и высокодоходных групп семей, каждая из которых имеет свой рациональный потребительский бюджет. На основе анализа величины и структуры расходов низкодоходных групп населения рассчитывают бюджет минимума материальной обеспеченности и границы бедности.

Бедность прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Вместе с тем бедность не поддается точному определению (так же как счастье и благаполучие). В самом общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении строго определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения. Потребности оцениваются на основе так называемых потребительских корзин, дифференцированных по доходным, возрастным, профессиональным и прочим признакам. Минимальные потребительские бюджеты как основа для идентификации бедности в свою очередь дифференцированы и рассчитываются как бюджеты физиологического минимума, как минимум поддержания здоровья, благопристойности, как бюджеты минимального достатка. Минимальный достаток – это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно – приемлемых условий существования, на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

Уровень прожиточного минимума зависит от социально – экономических факторов и более подвижен, чем порог бедности. Порог бедности, как показывает опыт, не отражает роста потребления, увеличиваясь за счет роста цен.

Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления и доли затрат на питание в семейных бюджетах. Выявлено, что низкодоходные семьи тратят на питание относительно больше средств, чем высокодоходные; удельный вес стоимости питания зависит так же от размера семей: малочисленные семьи тратят на питание больше, чем большие семьи. Логика взаимосвязи стоимости питания и порога бедности состоит в том, что если низкодоходная семья тратит на питание 1/n часть своего бюджета, то порог бедности будет равен стоимости питания, умноженной на n.


Проблема измерения бедности основана на том круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым.

В анализе бедности большое значение имеет вопрос об ее устойчивости не только в обществе в целом, а для каждой семьи, для отдельного человека. Исследования показывают, что бедные семьи неоднородны по сроку пребывания в стесненных условиях жизни. Условно можно выделить хроническую (застойную) и текущую бедность. Критерий разграничения этих форм бедности связан со сроком бедности и вероятностью перехода в более доходные группы.

Заключение

 Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

 В настоящее время произошли изменения в использовании перераспределения доходов:

- в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и ликвидация его увязки с социальными выплатами;

- в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной;

- основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц. Вопрос о воздействии данной меры на легализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признаны социально справедливыми. Многие исследователи в качестве последствий такой политики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциации населения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.

 Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки населения является недостаточность финансирования социальных программ. Заслуживают внимание предложения по усилению контроля над их целевым и рациональным использованием. Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией федеральных программ. В сфере распределительных отношений именно государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.