ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Требования к речи педагога
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно, т.к. она
свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой
речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Основы педагогического общения.
Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.
Прошло время, а проблема осталась. И речь современных педагогов бывает не всегда
правильной. А речь педагога– основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.
Что же такое Культура речи? Однозначного понимания термина не существует.
Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это
“владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами
произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет
овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий
собственной речью.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам)
Среди к требований к речи педагога ДОУ выделяют: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность, умение не только говорить, но и слышать ребёнка.
Следует разбираться в особенности своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры).
Орфоэпические нормы.
Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается
в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.
Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.
1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как
они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение
звука О в таких словах : молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы, условно обозначается знаком Ъ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)
2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется произносится как звук А или как средний звук между А и Ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У, Ю, Ы, Э и в некоторых случаях звукИ и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).
3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств
иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр
Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).
К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр). В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному
использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
4. Необходимо учитывать возрастной и жизненный опыт ребёнка при общении с ним .Чем младше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. Предложения должны быть короткими и простыми.
5. Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое
употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).
В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое
богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и
употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.
Требования связаны с действенностью ,эффективностью устного слова. Имеет отношение не только к ребёнку, но и к родителям детей.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
6. Дети отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой
интонациями, достаточно громкой и неторопливой.
7. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст. Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.
8. Выразительность усиливает эффективность выступления, яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства ,воображение детей.
Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной
выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.
Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса учителя.
9. Голос- это главный инструмент общения педагога. Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности:
1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым. Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.
Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.
10. Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).Говорить надо настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента или содержания речи. Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует,