Файл: Определение и общая характеристика организационной структуры. Понятие структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение и общая характеристика организационной структуры.

Понятие «структура» отражает внутреннее строение системы. Организационная структура – это совокупность устойчивых системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность системы, взаимодействие, соподчиненность ее элементов. В качестве элементов могут выступать виды работ, рабочие места, подразделения, объединения подразделений, уровни организационной иерархии. Характер связей между элементами определяется на основе формальных норм и правил, отношений власти и подчинения, ролевыми позициями сотрудников организации. Хотя организационные структуры разрабатываются специалистами и утверждаются руководителями, после утверждения они устанавливают нормы взаимоотношений, которым вынуждены подчиняться создатели.

Организационная структура позволяет:

- избежать неопределенности и хаоса при взаимодействии;

- эффективно взаимодействовать с внешней средой;

- целесообразно и продуктивно распределять усилия сотрудников и подразделений;

- обеспечивать взаимозаменяемость сотрудников на основе регламентации деятельности;

- достигать целей деятельности с высокой эффективностью.

Организационная структура определяет задачи и ответственность работников, рабочие роли и взаимоотношения, а также коммуникации. Структура позволяет осуществлять управление и служит основой порядка и дисциплины, благодаря чему можно осуществлять организационную деятельность.

Признаками эффективной структуры являются:

- соответствие стратегическим целям организации;

- соответствие среде функционирования организации;

- отсутствие противоречий между элементами;

- обеспечение согласования требований организации к индивидуальным запросам сотрудников;

- помощь в осуществлении властных функций (разработке и реализации решений, коммуникации).


Понятие «организационная структура» является родовым по отношению к различным типам структур: структуре взаимодействия организации с внешней средой (микро- и макросредой), производственно-технологической, экономической, социально-психологической (нормативной и фактической), функциональной, процессной, формальной, неформальной и др. В этой лекции в основном будет рассмотрена организационно-управленческая структура или организационная структура управления.

Организационно-управленческая структура.

Организационно-управленческая структура – это формальное объединение индивидов, рабочих групп в стандартные трудовые подразделения с целью координации действий и концентрации их усилий на решение организационных задач

В основе формирования организационной структуры – функции, которые необходимо осуществить для достижения целей организации. Каждая функция является определенной работой (системой профессионально-важных задач), которую необходимо выполнить.

Классификация организационно-управленческих структур.

Разновидности организационных структур во многом зависят от типа организации (механистический или органический).

Для механистического (бюрократического) типа организаций характерны следующие структуры: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная).

Основные свойства, характеризующие механистический тип струк­туры управления:

  • узкая специализация в работе (четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов);

  • четкие права и ответственность;

  • ясность в уровнях иерархии (иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим);

  • работа по правилам (наличие формальных правил и норм, обеспечивающих одно­родность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей);

  • отношения формальные и носят официальный характер (дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей, игнорирование личных качеств во взаимоотношениях между сотрудниками организации);

  • объективные критерии отбора кадров (осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками)

  • объективная система вознаграждения


Для органического типа организаций характерны проектные и матричные структуры, сетевые.

Основные свойства, характеризующие органический тип струк­туры управления:

  • высокая гибкость, несвязанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда;

  • решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;

  • обстоятельствами, которые принимаются во внимание при об­суждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции;

  • главные интегрирующие факторы — миссия и стратегия разви­тия организации;

  • творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией;

  • правила работы формулируются в виде принципов, а не уста­новок;

  • распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем;

  • имеет место постоянная готовность к проведению в организа­ции прогрессивных изменений;

  • ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность, самодисциплину, развитие и самоорга­низацию персонала.

Таким образом анализ организационных структур управления – это оценка эффективности совокупности специализированных функциональных подразделений предприятия, взаимосвязанных в процессе обоснования, разработки, принятия и внедрения управленческих решений.

Организационная структура управления глобально влияет на все аспекты работы компании. А именно, структура показывает эффективность взаимодействия филиалов, эффективность контроля их деятельности, адаптивность, гибкость компании к меняющимся внешним условиям. Структура управления - это фундамент компании, в котором на начальном этапе формируются возможности компании к росту и развитию.