Файл: Книга 6 (леса, торфа, лесосклады) Москва 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 943

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожа­ров в дни с III классом. Основанием для назначения трехкратного патрулиро­вания является наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с IV классом.

В тех районах, где имеется достаточная сеть наземных наблюдательных пунктов, авиационное патрулирование может осуществляться в виде эпизоди­ческих патрульных полетов в периоды высокой пожарной опасности в лесах по условиям погоды для проведения контроля, противопожарной пропаганды и выполнения других специальных заданий.

Для обнаружения скрытых очагов горения, которые могут явиться источ­ником возникновения лесных пожаров, а также скрытых очагов высоких тем­ператур на кромках локализованных лесных пожаров применяют тепловизоры, устанавливаемые на патрульных самолетах и вертолетах.

Обнаружение лесных пожаров из космоса заключается в использовании спутниковой информации в виде фотоснимков отдельных труднодоступных территорий, где не осуществляется регулярное авиапатрулирование. На сним­ках с ИСЗ пожары проявляются в виде шлейфов дыма протяженностью у земли 100 - 150 км. При дешифрировании снимков можно также определять состояние лесных пожаров, задымленность террито­рии и примерный размер пройденных огнем площадей. Для мониторинга лесных пожаров в г. Пушкино Московской области создан центр слежения за оперативной обстановкой в лесах Европейской час­ти России, а для слежения за лесами Азиатской части такой центр организован в г. Иркутске. Вся информация совмещается на едином сервере «Авиалесоохраны».

Приоритет отдается дистанционным методам при условии их экономической доступности. В тех случаях, когда космические или воздуш­ные (авиационные) средства и методы по отдельности или совместно не реша­ют проблему получения необходимой информации или решают только частич­но, они дополняются или замещаются полностью наземными наблю­дениями. Ежедневно в пожароопасный период (150 - 180 дней в году) вся территория страны должна как минимум дважды покрываться обзорной съемкой с ИСЗ для оценки синоптической и предпожарной об­становки в лесу и выявления очагов горения, а также для слежения за динамикой лесных пожаров.
Вся информация должна поступать и обрабатываться в реальном масштабе времени или в близком к нему. Для обеспечения решения задачи ох­раны лесов от пожаров требуется привлечение в значительных объемах авиационных средств для авиапатрулирования (аэровизуальных наблюдений) территории, поскольку космическая составляющая на современном этапе не обеспечивает своевременное обнаружение на всей территории страны оча­гов горения в лесном фонде на ранней стадии их возникновения и оперативное слежение за ситуацией в зоне лесных пожаров.

В пожароопасные периоды с весны до осени организуется патрулирование лесных массивов работниками лесхозов различными способами: пешком, на лошадях, на моторных лодках, на мотоциклах и автомобилях. Руководители подразделений лесхозов и пожарно-химических станций разрабатывают маршруты патрулирования в зависимости от погодных условий и класса пожарной опасности, проводят инструктаж, по возможности обеспечивают работников (патрульных) средствами связи. Определяется контрольное время движения по маршруту, места проведения детального осмотра лесных участков, встречи и беседы с населением населённых пунктов, расположенных в лесах.

Примерная скорость движения патруля в зависимости от имеющегося у него вида транспорта приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1


Скорость движения патруля


Вид транспорта

Средняя скорость движения по маршруту, км/ч

Общая длина

Маршрута, км

Пеший

3

10-12

Конный

5

15-20

Мопед

8

25-30

Мотоцикл

15-20

50-70

Автомашина

15-20

50-70

Мотолодка

10-15

30-40



Примечания:

1. Скорость движения при выполнении патрулирования маршрута должна обеспечивать осмотр охраняемого участка, вследствие чего не должна превышать 15-25 км/ч.

  1. В случае необходимости детального осмотра отдельных участков леса на маршруте, время осмотра должно быть исключено из времени движения по маршруту.


Для всех участников охраны лесов от пожаров выработаны единые диагностические признаки для определения вида лесного пожара и его интенсивности. Они определяются исходя из класса пожарной опасности погоды (5 классов), основных видов горючих материалов, особенностей пожара и характера повреждений лесного массива.

По интенсивности пожары распределяются так: слабые, средние, сильные (высокой интенсивности). По видам лесные пожары бывают: низовые белые, низовые устойчивые (подстилочные), торфяные и верховые.

Дополнительным признаком определения интенсивности лесного пожара является величина невыгоревших участков от общей площади пожарища. Она составляет: для слабой интенсивности – более 15%, при средней 6-15% и при высокой – менее 6%.
3.2. Причины возникновения и экологические последствия лесоторфяных пожаров
Чаще всего лесные пожары возникают вблизи населенных пунктов, в интенсивно используемых лесопарковых (лесорекреационных) зонах, а также вдоль автомобильных и железных дорог, по бе­
регам судоходных рек. В радиусе 5 км от жилой зоны возникает от 50 до 70 % пожаров, 10 км - от 80 до 93 %, а за пределами 20 км - лишь от 3 до 10 % пожаров. Одним из основных источников загораний являются травяные пожары или сельхозпалы. Кроме того, сами сельхозпалы являются бедствием для луговых и полевых экосистем, так как ведут к гибели насекомых, деградации почв. На­носится ущерб популяциям гнездящихся на земле птиц, поскольку палы наи­более интенсивны весной, в период гнездования. Достаточно эффек­тивная система борьбы с пожарами на природных территориях в последние годы находится в состоянии упадка. При нынешнем сокращении возможностей авиалесоохраны и системы наземного наблюдения крайне редко удается обнаружить пожар на ранней стадии. Земледельцы с помощью огня убирают прошлогоднюю стерню на пашнях, скотоводы - стимулируют раннее появление травы на пастбищах и очищают сенокосы, рыбаки - создают более комфортные условия на берегах рек, охотники - повышают первичную продуктивность охотугодий, дорожни­ки и связисты - ухаживают за полосами отчуждения, пограничники - обраба­тывают линию инженерно-технических сооружений, все перечисленные кате­гории - истребляют «мошку и клеща», создают «минерализованные полосы» вокруг охраняемых от огня объектов, уничтожают мусор.

При этом сгорает огромное количество заготовленного сена, хозяйствен­ных построек, мостов, столбов линий электоропередачи и т.д. Регулярные взрывы армейских складов с боеприпасами совпадают с пиками пожарной опасности в природе.

К лицам, совершившим проведение палов, могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных.

Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обита­ния животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение адми­
нистративного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати мини­мальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных.

Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пя­тидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пят­надцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или рас­тений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфиска­цией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридиче­ских лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих жи­вотных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией ору­дий совершения административного правонарушения и продукции незаконно­го природопользования или без таковой; на должностных лиц - от десяти