ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 943
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни с III классом. Основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с IV классом.
В тех районах, где имеется достаточная сеть наземных наблюдательных пунктов, авиационное патрулирование может осуществляться в виде эпизодических патрульных полетов в периоды высокой пожарной опасности в лесах по условиям погоды для проведения контроля, противопожарной пропаганды и выполнения других специальных заданий.
Для обнаружения скрытых очагов горения, которые могут явиться источником возникновения лесных пожаров, а также скрытых очагов высоких температур на кромках локализованных лесных пожаров применяют тепловизоры, устанавливаемые на патрульных самолетах и вертолетах.
Обнаружение лесных пожаров из космоса заключается в использовании спутниковой информации в виде фотоснимков отдельных труднодоступных территорий, где не осуществляется регулярное авиапатрулирование. На снимках с ИСЗ пожары проявляются в виде шлейфов дыма протяженностью у земли 100 - 150 км. При дешифрировании снимков можно также определять состояние лесных пожаров, задымленность территории и примерный размер пройденных огнем площадей. Для мониторинга лесных пожаров в г. Пушкино Московской области создан центр слежения за оперативной обстановкой в лесах Европейской части России, а для слежения за лесами Азиатской части такой центр организован в г. Иркутске. Вся информация совмещается на едином сервере «Авиалесоохраны».
Приоритет отдается дистанционным методам при условии их экономической доступности. В тех случаях, когда космические или воздушные (авиационные) средства и методы по отдельности или совместно не решают проблему получения необходимой информации или решают только частично, они дополняются или замещаются полностью наземными наблюдениями. Ежедневно в пожароопасный период (150 - 180 дней в году) вся территория страны должна как минимум дважды покрываться обзорной съемкой с ИСЗ для оценки синоптической и предпожарной обстановки в лесу и выявления очагов горения, а также для слежения за динамикой лесных пожаров.
Вся информация должна поступать и обрабатываться в реальном масштабе времени или в близком к нему. Для обеспечения решения задачи охраны лесов от пожаров требуется привлечение в значительных объемах авиационных средств для авиапатрулирования (аэровизуальных наблюдений) территории, поскольку космическая составляющая на современном этапе не обеспечивает своевременное обнаружение на всей территории страны очагов горения в лесном фонде на ранней стадии их возникновения и оперативное слежение за ситуацией в зоне лесных пожаров.
В пожароопасные периоды с весны до осени организуется патрулирование лесных массивов работниками лесхозов различными способами: пешком, на лошадях, на моторных лодках, на мотоциклах и автомобилях. Руководители подразделений лесхозов и пожарно-химических станций разрабатывают маршруты патрулирования в зависимости от погодных условий и класса пожарной опасности, проводят инструктаж, по возможности обеспечивают работников (патрульных) средствами связи. Определяется контрольное время движения по маршруту, места проведения детального осмотра лесных участков, встречи и беседы с населением населённых пунктов, расположенных в лесах.
Примерная скорость движения патруля в зависимости от имеющегося у него вида транспорта приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Скорость движения патруля
Примечания:
1. Скорость движения при выполнении патрулирования маршрута должна обеспечивать осмотр охраняемого участка, вследствие чего не должна превышать 15-25 км/ч.
Для всех участников охраны лесов от пожаров выработаны единые диагностические признаки для определения вида лесного пожара и его интенсивности. Они определяются исходя из класса пожарной опасности погоды (5 классов), основных видов горючих материалов, особенностей пожара и характера повреждений лесного массива.
По интенсивности пожары распределяются так: слабые, средние, сильные (высокой интенсивности). По видам лесные пожары бывают: низовые белые, низовые устойчивые (подстилочные), торфяные и верховые.
Дополнительным признаком определения интенсивности лесного пожара является величина невыгоревших участков от общей площади пожарища. Она составляет: для слабой интенсивности – более 15%, при средней 6-15% и при высокой – менее 6%.
3.2. Причины возникновения и экологические последствия лесоторфяных пожаров
Чаще всего лесные пожары возникают вблизи населенных пунктов, в интенсивно используемых лесопарковых (лесорекреационных) зонах, а также вдоль автомобильных и железных дорог, по бе
регам судоходных рек. В радиусе 5 км от жилой зоны возникает от 50 до 70 % пожаров, 10 км - от 80 до 93 %, а за пределами 20 км - лишь от 3 до 10 % пожаров. Одним из основных источников загораний являются травяные пожары или сельхозпалы. Кроме того, сами сельхозпалы являются бедствием для луговых и полевых экосистем, так как ведут к гибели насекомых, деградации почв. Наносится ущерб популяциям гнездящихся на земле птиц, поскольку палы наиболее интенсивны весной, в период гнездования. Достаточно эффективная система борьбы с пожарами на природных территориях в последние годы находится в состоянии упадка. При нынешнем сокращении возможностей авиалесоохраны и системы наземного наблюдения крайне редко удается обнаружить пожар на ранней стадии. Земледельцы с помощью огня убирают прошлогоднюю стерню на пашнях, скотоводы - стимулируют раннее появление травы на пастбищах и очищают сенокосы, рыбаки - создают более комфортные условия на берегах рек, охотники - повышают первичную продуктивность охотугодий, дорожники и связисты - ухаживают за полосами отчуждения, пограничники - обрабатывают линию инженерно-технических сооружений, все перечисленные категории - истребляют «мошку и клеща», создают «минерализованные полосы» вокруг охраняемых от огня объектов, уничтожают мусор.
При этом сгорает огромное количество заготовленного сена, хозяйственных построек, мостов, столбов линий электоропередачи и т.д. Регулярные взрывы армейских складов с боеприпасами совпадают с пиками пожарной опасности в природе.
К лицам, совершившим проведение палов, могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных.
Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение адми
нистративного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных.
Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от десяти
В тех районах, где имеется достаточная сеть наземных наблюдательных пунктов, авиационное патрулирование может осуществляться в виде эпизодических патрульных полетов в периоды высокой пожарной опасности в лесах по условиям погоды для проведения контроля, противопожарной пропаганды и выполнения других специальных заданий.
Для обнаружения скрытых очагов горения, которые могут явиться источником возникновения лесных пожаров, а также скрытых очагов высоких температур на кромках локализованных лесных пожаров применяют тепловизоры, устанавливаемые на патрульных самолетах и вертолетах.
Обнаружение лесных пожаров из космоса заключается в использовании спутниковой информации в виде фотоснимков отдельных труднодоступных территорий, где не осуществляется регулярное авиапатрулирование. На снимках с ИСЗ пожары проявляются в виде шлейфов дыма протяженностью у земли 100 - 150 км. При дешифрировании снимков можно также определять состояние лесных пожаров, задымленность территории и примерный размер пройденных огнем площадей. Для мониторинга лесных пожаров в г. Пушкино Московской области создан центр слежения за оперативной обстановкой в лесах Европейской части России, а для слежения за лесами Азиатской части такой центр организован в г. Иркутске. Вся информация совмещается на едином сервере «Авиалесоохраны».
Приоритет отдается дистанционным методам при условии их экономической доступности. В тех случаях, когда космические или воздушные (авиационные) средства и методы по отдельности или совместно не решают проблему получения необходимой информации или решают только частично, они дополняются или замещаются полностью наземными наблюдениями. Ежедневно в пожароопасный период (150 - 180 дней в году) вся территория страны должна как минимум дважды покрываться обзорной съемкой с ИСЗ для оценки синоптической и предпожарной обстановки в лесу и выявления очагов горения, а также для слежения за динамикой лесных пожаров.
Вся информация должна поступать и обрабатываться в реальном масштабе времени или в близком к нему. Для обеспечения решения задачи охраны лесов от пожаров требуется привлечение в значительных объемах авиационных средств для авиапатрулирования (аэровизуальных наблюдений) территории, поскольку космическая составляющая на современном этапе не обеспечивает своевременное обнаружение на всей территории страны очагов горения в лесном фонде на ранней стадии их возникновения и оперативное слежение за ситуацией в зоне лесных пожаров.
В пожароопасные периоды с весны до осени организуется патрулирование лесных массивов работниками лесхозов различными способами: пешком, на лошадях, на моторных лодках, на мотоциклах и автомобилях. Руководители подразделений лесхозов и пожарно-химических станций разрабатывают маршруты патрулирования в зависимости от погодных условий и класса пожарной опасности, проводят инструктаж, по возможности обеспечивают работников (патрульных) средствами связи. Определяется контрольное время движения по маршруту, места проведения детального осмотра лесных участков, встречи и беседы с населением населённых пунктов, расположенных в лесах.
Примерная скорость движения патруля в зависимости от имеющегося у него вида транспорта приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Скорость движения патруля
Вид транспорта | Средняя скорость движения по маршруту, км/ч | Общая длина Маршрута, км |
Пеший | 3 | 10-12 |
Конный | 5 | 15-20 |
Мопед | 8 | 25-30 |
Мотоцикл | 15-20 | 50-70 |
Автомашина | 15-20 | 50-70 |
Мотолодка | 10-15 | 30-40 |
Примечания:
1. Скорость движения при выполнении патрулирования маршрута должна обеспечивать осмотр охраняемого участка, вследствие чего не должна превышать 15-25 км/ч.
-
В случае необходимости детального осмотра отдельных участков леса на маршруте, время осмотра должно быть исключено из времени движения по маршруту.
Для всех участников охраны лесов от пожаров выработаны единые диагностические признаки для определения вида лесного пожара и его интенсивности. Они определяются исходя из класса пожарной опасности погоды (5 классов), основных видов горючих материалов, особенностей пожара и характера повреждений лесного массива.
По интенсивности пожары распределяются так: слабые, средние, сильные (высокой интенсивности). По видам лесные пожары бывают: низовые белые, низовые устойчивые (подстилочные), торфяные и верховые.
Дополнительным признаком определения интенсивности лесного пожара является величина невыгоревших участков от общей площади пожарища. Она составляет: для слабой интенсивности – более 15%, при средней 6-15% и при высокой – менее 6%.
3.2. Причины возникновения и экологические последствия лесоторфяных пожаров
Чаще всего лесные пожары возникают вблизи населенных пунктов, в интенсивно используемых лесопарковых (лесорекреационных) зонах, а также вдоль автомобильных и железных дорог, по бе
регам судоходных рек. В радиусе 5 км от жилой зоны возникает от 50 до 70 % пожаров, 10 км - от 80 до 93 %, а за пределами 20 км - лишь от 3 до 10 % пожаров. Одним из основных источников загораний являются травяные пожары или сельхозпалы. Кроме того, сами сельхозпалы являются бедствием для луговых и полевых экосистем, так как ведут к гибели насекомых, деградации почв. Наносится ущерб популяциям гнездящихся на земле птиц, поскольку палы наиболее интенсивны весной, в период гнездования. Достаточно эффективная система борьбы с пожарами на природных территориях в последние годы находится в состоянии упадка. При нынешнем сокращении возможностей авиалесоохраны и системы наземного наблюдения крайне редко удается обнаружить пожар на ранней стадии. Земледельцы с помощью огня убирают прошлогоднюю стерню на пашнях, скотоводы - стимулируют раннее появление травы на пастбищах и очищают сенокосы, рыбаки - создают более комфортные условия на берегах рек, охотники - повышают первичную продуктивность охотугодий, дорожники и связисты - ухаживают за полосами отчуждения, пограничники - обрабатывают линию инженерно-технических сооружений, все перечисленные категории - истребляют «мошку и клеща», создают «минерализованные полосы» вокруг охраняемых от огня объектов, уничтожают мусор.
При этом сгорает огромное количество заготовленного сена, хозяйственных построек, мостов, столбов линий электоропередачи и т.д. Регулярные взрывы армейских складов с боеприпасами совпадают с пиками пожарной опасности в природе.
К лицам, совершившим проведение палов, могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных.
Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение адми
нистративного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных.
Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от десяти